Половина россиян купила "мобильники"
Но стопроцентного проникновения сотовой связи в России не стоит ожидать еще в течение как минимум 10-15 лет Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring опубликовал результаты опроса, посвященного изучению потребительских предпочтений на рынке сотовой связи в России. По оценкам аналитиков, доля россиян, пользующихся мобильной связью, пока не превышает 50%. Такие данные идут вразрез с оценками сотовых операторов, согласно которым уровень проникновения мобильной связи в целом по России превысил уже 62%. Аналитики отмечают, что операторы стремятся показать в своей отчетности большой прирост абонентской базы, не учитывая при этом процент неиспользуемых SIM-карт. В любом случае говорить о стопроцентном уровне проникновения в России не придется еще более десяти лет.
ROMIR Monitoring провел в апреле 2005 г. опрос 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в
более чем 100 городах и населенных пунктах России, чтобы выяснить предпочтения россиян в
мобильной телефонии. Как сообщила RBC daily руководитель информационно-
аналитического отдела ROMIR Monitoring Евгения Рубцова, согласно данным за май 2005 г.,
доля россиян, пользующихся мобильной связью, составила 49%. В апреле текущего года этот
показатель составлял 47%, а в феврале 2004 г. — около 25%. Согласно результатам апрельского
исследования, 51% пользователей мобильной связи в России составляют мужчины, а 49% — женщины. «Ровно половину всех отечественных пользователей мобильных телефонов
составляют молодые люди от 18 до 34 лет. Каждому пятому пользователю от 45 до 59 лет. И,
наконец, 6% пользователей составляют пожилые люди от 60 лет и старше», — сообщается в
исследовании ROMIR Monitoring.
География пользователей сотовой связи, по данным исследовательского холдинга, в апреле
выглядела следующим образом: 26% абонентов проживает в Центральном федеральном
округе, по 19% — в Южном и Приволжском. Около 12% абонентов проживает в Сибири, 10%
— на Урале и 9% — в Северо-Западном регионе. Жители Дальнего Востока составляют не более
5% от всех «мобильных» россиян. Аналитики отмечают тенденцию: число пользователей
мобильной связью в России не просто растет, но увеличивается качественно. «Абоненты
становятся более зрелыми. Как показывают результаты исследования, за прошедшие девять
месяцев возросла совокупная доля пользователей в возрасте от 35 лет и старше.
Одновременно в чертах нынешнего владельца мобильного телефона стало меньше
«столичности» за счет перераспределения долей абонентов в пользу Южного и Уральского
округов», — отмечают аналитики ROMIR Monitoring.
Между тем сотовые операторы показывают в своей отчетности несколько другие данные о
своих абонентских базах. Так, по оценкам аналитической компании AC&M Consulting, на
конец апреля «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) обслуживали более 42,08 млн. абонентов,
«ВымпелКом» — 31,81 млн. абонентов, «МегаФон» — 16,27 млн. В целом по России число
пользователей мобильной связи аналитики оценивали в 89,27 абонента (62% от общего числа
жителей страны). Однако операторы при оценке своей абонентской базы не учитывают
многих важных факторов. «Многие пользователи покупают SIM-карты с выгодными
тарифными планами «на выговор», а после использования выбрасывают, кроме того, часто
абоненты имеют дополнительные SIM-карты для использования в роуминге. Однако
операторы учитывают все проданные SIM-карты в своей отчетности», — сказал в разговоре с
RBC daily ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
В свою очередь, Mobile Research Group проводит исследования рынка мобильной связи в
России, основываясь на объемах продаж сотовых терминалов. «По нашим данным за 2004 год,
на руках у россиян находилось 42 млн. исправных мобильных телефонов стандарта GSM. В
это число входят также порядка около 3 млн. телефонов (7-8%), которыми абоненты не
пользуются. Таким образом, реальное число пользователей мобильной связи составляло в
2004 г. менее 40 млн. чел., что реально не превышает 28%», — рассказал Эльдар Муртазин.
Сравнивая объемы продаж контрактов с сотовыми операторами (подключений) и объемы
продаж мобильных аппаратов, можно отметить очевидную тенденцию. «По данным нашего
аналитического отдела, в 2004 г. было продано около 40 млн. контрактов и примерно 24 млн.
мобильных телефонов. То есть на один мобильный телефон приходилось 1,7 SIM-карт», —
сказал менеджер по связям с общественностью группы компаний Divizion Очир
Манджиков. По мнению Эльдара Муртазина, разрыв между продажами телефонов и
подключений «становится хорошо заметен». В любом случае аналитики прогнозируют рост
уровня проникновения сотовой связи в ближайшие годы.
«К концу 2005 г. этот показатель в
России должен достигнуть 80%, а к 2009 г. — 87%», — отметила аналитик
iKS-Consulting Оксана Панкратова. Впрочем, по ее словам, время быстрого роста рынка
мобильной связи в России уже закончилось. «По нашим оценкам, после 2009 г. уровень
проникновения будет прирастать очень медленно и в ближайшие десять лет в России не
достигнет 100%», — считает эксперт.
«Мобильные» россияне растут не только количественно, но и качественно. «В настоящее
время наблюдается довольно существенное различие в мобильных предпочтениях столичных
и региональных покупателей. Связано это с тем, что в Москве люди активно приобретают
новые телефоны на замену старым, отдавая предпочтение более функциональным и,
соответственно, более дорогим моделям. Региональные покупатели приобретают пока только
свои первые телефоны, соответственно, наибольшим спросом пользуются недорогие модели.
Таким образом, средняя цена телефона в Москве составляет порядка 230 долл., в то время как
в регионах этот показатель не превышает 150 долл.», — сказала руководитель
службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS Татьяна Москалева. По
оценкам сотовых ритейлеров, сегодня одним из самых динамично развивающихся сегментов в
мобильной телефонии стал сегмент смартфонов. Россияне постепенно начинают осознавать
пользу таких аппаратов, хотя нельзя не отметить, что преимущественно смартфоны покупают
в имиджевых целях. «По данным аналитического отдела ГК Divizion, в 2004 г. в России было
продано 105 тыс. смартфонов. В 2005 г. ожидаемый рост продаж смартфонов будет опережать
рост продаж «обычных» телефонов на 18-20% в месяц», — отметил Очир Манджиков.