Нефтяной "компромисс"
В будущем году станет гораздо проще экспортировать нефть в Китай по железной дороге. На этой неделе руководство ОАО "Российские железные дороги" объявило не только о планах потратиться на реконструкцию нефтеналивной станции в поселке Уяр Красноярского края, но и о намерении снизить тарифы на перевозку сырья в КНР для ОАО "Роснефть". Государственная Роснефть больше остальных нефтяных компаний выиграет от щедрот железнодорожников: в этом году на ее долю придется 4 млн. из 10 млн.тонн, которые планируется поставить на экспорт по железной дороге, а в 2006 году она вырастет более чем в два раза -- до 9 млн. из 15 млн.
В настоящее время стоимость перевозки нефти в Китай для Роснефти через
Маньчжурию составляет порядка 72 долларов за тонну, и, начиная с 5-миллионной
тонны нефти, тариф будет снижаться до 24 долларов, цитирует президента РЖД
Геннадия Фадеева агентство «Росбизнесконсалтинг». Глава РЖД обещает решить
и другую проблему нефтяников, связанную с экспортом. Дело в том, что поставки в Китай
сдерживаются дефицитом мощностей по перекачке нефти из магистрального
нефтепровода в цистерны.
В настоящее время нефтеналив обеспечивается в районе восточной точки
магистрального нефтепровода АК «Транснефть», на двух станциях ВСЖД —
Суховская и Зуй, в нескольких километрах от Ангарска. Одна из них
находится на территории промплощадки Ангарской нефтехимической компании,
принадлежащей ЮКОСу, вторая является собственностью Роснефти.
Нефть на экспорт, главным образом, отгружается с нефтеналивной эстакады
АНХК, возможности которой ограничены 7 млн. тонн в год.
Между тем Геннадий Фадеев заявил, что в 2006 году Роснефть гарантированно
перевезет через восстанавливаемый нефтяной терминал на станции Уяр 6 млн.
тонн нефти. В настоящее время РЖД по согласованию с Транснефтью создает
там нефтеналивную эстакаду. Однако реконструкция Уяра потребует в том
числе увеличения мощности Байкало-Амурской магистрали. «Сейчас
возможности БАМа вполне хватает, но после реконструкции Уяра будут
увеличены объемы перевозки. В связи с чем разработан проект модернизации
магистрали. Модернизация будет проводится в течение 2007-2009 годов», —
пояснили в пресс-службе ВСЖД.
В Роснефти отказываются от комментариев относительно последних заявлений
Геннадия Фадеева. Пресс-секретарь компании Владимир Воевода заявил нашей
газете, что в текущем году экспортные поставки достигнут 4 млн. тонн, значит,
компании на льготы рассчитывать не стоит, тариф будет снижен лишь в
будущем году. Он также отметил, что переговоры с РЖД еще идут.
В то же время во вторник Роснефть подписала меморандум о сотрудничестве с
китайской Sinopec. Документ предусматривает возможность разработки четырех
нефтяных месторождений, а также, по информации ПРАЙМ-ТАСС, может
касаться прямых поставок российской нефти в Китай в объеме до 12 млн. тонн в
год. Ранее нефть поставлялась в адрес Sinopec НК ЮКОС через Забайкальск.
Впоследствии эти поставки были прерваны в связи с тем, что в ЮКОСе сочли
этот маршрут малоэффективным.
Российскому правительству выгодно сейчас «очистить» структуру затрат
Роснефти, 100% акций которой принадлежат государству, считают эксперты.
Известно, что выкуп в госсобственность 10,7% акций «Газпрома» будет
проводиться за счет средств от приватизации Роснефти, оцененной в конце мая в
26,4 млрд. долларов. Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Александр Воронов
отметил, что сейчас Роснефть отягощена большой долговой нагрузкой,
связанной в том числе и с приобретением ею в декабре прошлого года
основного нефтедобывающего актива ЮКОСА — ОАО «Юганскнефтегаз».
«Очевидно, правительство давит на одну государственную компанию — РЖД,
чтобы поддержать другую, — сказал он. — Но в конечном счете через
железнодорожный тариф затраты на восстановление Уяра и снижение тарифа
для Роснефти лягут на остальных грузоперевозчиков».