Искушение списком
Регионам предстоит переход на пропорциональную систему выборов местной власти Иркутская область находится в числе 33 субъектов Российской Федерации, в которых формирование высшего регионального органа представительной власти прошло по смешанной системе. В выборах областного парламента участвовали как представители политических партий, так и кандидаты от территорий. По мнению Центральной избирательной комиссии, такая система оправдала себя с точки зрения повышения активности и роли политических партий.
Как известно, раньше региональные парламенты
избирались исключительно по мажоритарной системе и
партии не очень активно участвовали в них. Зачастую им
выгоднее было поддерживать «независимых» кандидатов и не
«светить» партийные лейблы. Это была одна из многих причин
крайне низкого доверия к партиям у населения, ситуацию с
этим надо было как-то исправлять.
В 2001 году начались
попытки законодательными мерами усилить роль
политических партий, в том числе за счет ужесточения
выборного законодательства и повышения требований к
партиям. Одной из мер, которая уже прошла значительную
апробацию на практике, стал перевод формирования
региональных парламентов на смешанную систему выборов. В
них приняли участие 35 из 40 зарегистрированных в России
партий, также было образовано 29 избирательных блоков.
Члены ЦИК склонны расценивать этот опыт как позитивный и
считают, что в результате отношение населения к
политическим партиям начало меняться в лучшую сторону.
Глава ЦИК Александр Вешняков в ходе заседания
заявил: «Опыт проведения выборов в регионах с применением
пропорциональной системы показывает, что серьезно
активизировались партийное строительство и деятельность
партий на местах». Он назвал практику применения
пропорциональной системы в регионах «правильным
вектором в законодательстве», хотя и заметил, что внедрение
системы проходит не без трудностей.
Мало того, Александр Вешняков заявил, что ЦИК на
данный момент является сторонником полного перевода
выборов региональных Законодательных собраний на
партийные списки. Однако глава ЦИК не хотел бы прямо
сейчас навязывать эту практику регионам. «Должно пройти
некоторое время, накопится опыт, и после этого сами
региональные законодатели смогут решить, необходимо ли
введение исключительно пропорциональной системы», —
сказал Александр Вешняков.
Сейчас чисто пропорциональная система действует
только в Санкт-Петербурге. Представляется, что часть
регионов может последовать питерскому примеру и ввести
избрание всех своих депутатов исключительно по партийным
спискам после того, как аналогичная схема выборов будет
опробована на федеральном уровне. Напомним, что выборы в
Государственную Думу в 2007 году пройдут по
пропорциональной системе, и в них будут участвовать только
списки, составленные политическими партиями.
Что касается законодательных инициатив ЦИК ближайшего
времени, то они будут внесены в Государственную Думу еще
в летнюю сессию. Большинство из поправок,
предусмотренных ЦИК, должны обрадовать политические
партии. Так, например, предполагается увеличить до 10-15%
показатель «брака» в подписных листах, дающий основание
отказать партии в регистрации и не допустить ее до участия в
выборах. Ранее этот порог был еще выше — 25%, однако после
первого чтения президентского законопроекта, вносящего
изменения в ряд документов выборного права, предельный
уровень недостоверных подписей был снижен с 25 до 5
процентов.
Стоит отметить, что 5% недостоверных подписей —
довольно-таки жесткая норма, от такого количества «брака»
практически никто не застрахован. Дело в том, что подписи не
только собираются, но и проверяются людьми, которым, как
известно, свойственно ошибаться. Также Александр Вешняков
заявил еще об одной поправке, на которой будет настаивать
ЦИК. На региональных выборах предполагается повысить
предельное число выбывших из списка кандидатов с 25% до
50%, после чего весь список снимается с выборов.
Центризбирком аргументировал свое решение малым
количеством людей в региональных списках, а также тем, что
у партий не должно быть искушения использовать такие
технологии, как снятие всего конкурирующего списка путем
давления и выведения из него отдельных кандидатов.