Коммунальные параллели
На подъезде вызывающе белело объявление: "Уважаемые жильцы! Теперь мы имеем право выселять за неуплату. Предлагаем своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Домоуправление". Вот так, корректно, но с чувством превосходства. Вроде как и для людей задуманы новый Жилищный кодекс и реформа жилищно-коммунального хозяйства в целом, а что получаем опять? Непомерную квартплату и такие вот объявления?
Это на первый взгляд. Но если задуматься, что стоит за понятием
реформирования ЖКХ? И стоит ли нам, простым обывателям, особенно
из экономически неблагополучных категорий граждан, к коим
традиционно в России относятся пенсионеры, учителя и врачи, униженно
втягивать голову в плечи и думать, что нас опять обманули?
Реформа ЖКХ в России идет 12 лет, но ее реализация началась по-настоящему три года назад. Почти полтора года назад — 23 апреля 2004
года — принят закон Иркутской области «О программе реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004-2006
годы». Председатель комитета по жилищной политике Петр Воронин
считает, что у нас реформа осуществлена максимум на 30%. И чтобы
правильно оценить пройденный путь, надо четко обозначить цель,
которую государство — и мы! — перед собой поставило.
Цель реформы сформулирована во всех основополагающих документах:
создание сбалансированного рынка жилья и жилищно-коммунальных
услуг. По словам Петра Воронина, речь идет о том, что рынок должен
быть сформирован как в части предоставления жилья, так и в части
оказания жилищно-коммунальных услуг.
На сегодняшний день рынка найма жилья на уровне государства не
существует, потому что рынок в любом случае должен иметь элементы
нормативного регулирования. Не существует рынка жилья и в плане
социального найма — спрос не соответствует предложению. Что касается
рынка жилья в форме «купи-продай», то, по мнению Воронина, 25-30%
граждан покупают квартиры не для жилья, а потому что недвижимость
считается самым устойчивым капиталовложением. Стоимость квартир
растет из года в год и далеко опережает такие показатели, как уровень
инфляции и т.п. Там, где квартиры служат элементом накопления,
нормальных рыночных отношений, тем более в сфере услуг ЖКХ, не
выстроишь.
Жилищно-коммунальные услуги долгое время были монополизированы.
Пока человек проживает в одном и том же месте, он должен ходить в
одно и то же домоуправление, ЖЭУ. Сидит там некий дядя Вася и на свое
усмотрение принимает решение, как кого обслуживать. И никуда от него
не денешься.
Когда говорится о создании рынка жилья и жилищно-коммунальных
услуг, прежде всего имеется в виду соответствие спроса и предложения.
Именно спрос должен определять предложение. Тогда любой участник
рынка — и малоимущий, и обеспеченный — найдет на рынке подходящий
продукт, соответствующий его возможностям.
Так, например, достаточно высоким мог бы быть спрос на жилье
социального найма. В соответствии с новым Жилищным кодексом
квартиры с правом последующей приватизации бесплатно не
предоставляются. Социальный наем — это форма обеспечения жильем
малоимущих граждан, которые в силу небольших доходов не имеют
возможности купить квартиру. Поэтому гражданину предлагается снять
квартиру, принадлежащую муниципалитету. Стоимость «социальной»
квартиры рассчитывается, исходя из суммы затрат на строительство с
учетом инфляции. Появляется возможность государственного
регулирования цен, в отличие от коммерческого найма, где цены
определяются только спросом и порядком завышены. В Иркутске
двухкомнатная квартира сдается частными лицами за пять — семь тысяч
рублей. По расчетам, эта услуга не может стоить более четырех тысяч
рублей. Но пока муниципальное строительство практически не ведется.
Спрос есть — предложения нет.
Кстати, упомянутое вначале объявление Петр Воронин
прокомментировал так: «В новом Жилищном кодексе о санкциях за
неуплату ничего не добавили и не убавили. Кроме одного — речь идет о
гражданах, которые не только не оплачивают коммунальные услуги, но и
мешают другим жильцам — нарушают правила общежития. Таким
образом, если человек проживает в квартире социального найма (т.е.
квартира не приватизирована) и не платит более шести месяцев, кроме
того дебоширит, его имеют право выселить без предоставления другого
жилья. Такой подход наверняка поддержит большинство граждан.
Больше ничего не изменилось».
Считается, что неплательщики — это бичи и бомжи. Однако в
действительности эта категория составляет не более 5-6 %. В основной
массе неплатежи связаны с элементарной недисциплинированностью и
возможностью избежать наказания. Сейчас, по выражению Воронина,
«отношения с неплательщиками просто глупые». Предприятие ЖКХ
подает в суд. Суд выносит решение — принудительно взыскать
задолженность. Выдается исполнительный лист, который должен быть
реализован службой судебных приставов. Приставы более чем в 80-90%
пишут прекращение исполнения на основе того, что гражданин якобы не
имеет доходов и у него ничего нельзя изъять. А неплательщик — это,
допустим, 30-летний неработающий гражданин, который сидит и водку
пьет. Поэтому и ничего нет у него.
В этой ситуации, по мнению Петра Александровича, «мы дискредитируем
само государство». Никто воровать не станет, если по каждому случаю
будет понесено наказание. А здесь получается: две тысячи судебных
исков принесли в суд, а результата нет. Т.е. человек понял, что
государство ничего не сможет с ним сделать. Собственник такого не
потерпит. На уровне управляющих компаний такие вопросы будут
решаться значительно проще.
С другой стороны, в параллель наказанию за неплатежи должна
существовать государственная поддержка тем, кто не может платить.
Если одинокий пенсионер проживает на 60 квадратных метрах, то по
федеральному законодательству он должен платить бешеные деньги. В
Иркутской области существует закон о мерах социальной защиты
населения в условиях реформирования жилищно-коммунального
хозяйства россиян-пенсионеров, согласно которому стоимость оплаты
жилищно-коммунальных услуг зависит только от доходов пенсионера.
Если одинокий пенсионер получает меньше или на уровне прожиточного
минимума, то он платит за ЖКУ только 6% от своих доходов. Даже если
он не ветеран и не имеет других льгот. Если его доход в 1,2 раза больше
прожиточного минимума, то 7%, если в 1,4 раза — то 8%. Независимо от
того, будут увеличены тарифы или нет, пенсионеру придется
платить больше только в том случае, если его доходы увеличатся.
Рынок жилищно-коммунальных услуг — это, прежде всего, наличие
управляющих компаний. Подобная система работает во всех европейских
странах с 20-х годов прошлого века. Управление жилым фондом — это
предоставление нормальных, качественных услуг за меньшую стоимость
этих услуг, так как при этом компания должна рассчитывать на то, что ей
заплатят за эти услуги. Чем меньше компания несет затрат на
эксплуатацию, тем больше доход. Управляющей компании выгодно
содержать наши дома в порядке, а не тратиться каждый сезон на
бесконечно текущие трубы. Проще будет решить проблему с
неплатежами. Например, в Ангарском ГУВД появилась новая должность —
помощник участкового инспектора. Рабочее место и зарплату ему
обеспечивает одна из управляющих компаний. Почему? Потому что он
работает на территории непосредственно с людьми. Этот человек
работает в целях профилактики антиобщественного поведения, ограждая
жильцов и управляющую компанию от пьяных дебошей, а хозяина дома —
от потенциального неплательщика. И практика показывает, что эта схема
работает.
При помощи управляющих компаний мы добьемся прямых отношений
между тем, кто обслуживает, а значит, управляет жилым домом, и тем,
кого обслуживают.
Следующий шаг реформы — это создание условий для здоровой
конкуренции. В принципе, она существует уже сегодня. Управляющая
компания назначает «хозяина» дома, который занимается его
содержанием. Как правило, один хозяин обслуживает от одного до пяти
домов. Эти хозяева домов внутри управляющей компании уже
конкурируют между собой. Плохо управляет — потеряет доход, место на
рынке, и его заменят. Назначат того, кто изменит ситуацию к лучшему.
Появляется конкуренция и на уровне сантехников. Он уже не будет
«отсиживать» на работе, «левачить». Хозяин дома определяет ему объем
работы, четко оговаривая, сколько это будет стоить. Если тот, кого хозяин
нанял, плохо сделал или много запросил, он останется в стороне, ведь
хозяину выгоднее снизить стоимость затрат.
Пока еще нет конкуренции между самими управляющими компаниями.
Собственники должны определить, какая управляющая компания будет
обслуживать их дом. Если компания будет управлять эффективней, чем
любая другая, безусловно, жители ее выберут. Ведь любому жильцу
хочется, чтобы во дворе росли деревья, чтобы подвал был сухой, а
подъезд чистый, чтобы кровля не протекала. И чтобы помощник
участкового инспектора следил за порядком. Чтобы спортивную и
детскую площадки сделали, елку на Новый год поставили. Управляющую
компанию жильцы могут выбрать на любой срок. В Ангарске, где
управляющие компании работают уже давно, такие примеры есть. Там
сегодня действуют девять компаний. Одна из них не выдержала
конкуренции, и ее сразу вытеснили с рынка.
Еще один пример. С 1 октября 2005 года одна из управляющих компаний
г. Ангарска снизит квартирную плату. Это их собственное решение. Вы
можете себе это представить?
Угрожающий листок с подъезда быстро исчез. Может, мальчишки
сорвали, может, в домоуправлении застеснялись. Но я твердо знаю свои
обязанности — вовремя платить за квартиру и иметь представление, кто именно
отвечает за порядок в моем доме. И четко знаю свои права: моя
квартплата должна обеспечить комфортное жилье и уютный двор для
меня и моих родных.