Поле ее жизни
(Очерк о прекрасной женщине)
«Через поле тропа коротка…»
Э. Межелайтис
Сознаюсь, желание опубликовать очерк об Антонине Михайловне
Перекальской-Невзоровой в «Восточно-Сибирской правде»
продиктовано стремлением сделать ей подарок к восьмидесятилетию.
Она любила и любит эту газету, для нее она всегда была главной газетой
Приангарья. Желание сделать подарок ее друзьям — они тоже читают
«Восточку». Но это подарок и другим любознательным читателям,
потому что встреча с такой женщиной равнодушным не оставляет.
Даже если эта встреча — на страницах газеты.
А очерк написал известный в Иркутской области и в России идеолог и
журналист Евстафий Никитович Антипин. Они с Антониной
Михайловной единомышленники, соратники, друзья… всю свою долгую жизнь.
Вот уже в течение сорока лет, как по волшебству, пересекаются наши
судьбы. Причем на самом благородном человеческом поле
— в сфере духовной культуры.
Все началось с Байкала в самом начале шестидесятых. Тогда Антонина
Михайловна Перекальская, молодая, красивая, умная женщина, будучи
секретарем Слюдянского райкома партии (райцентр на берегу Байкала),
организовала прием делегации Общества чехословацко-советской
дружбы во главе с его председателем Франтишеком Комзалой. Мне было
поручено сопровождать гостей. Естественно беспокойство, как сумеют
слюдянцы встретить первую иностранную делегацию. Но все было по
высшему разряду сибирского гостеприимства — и встречи с трудовыми
коллективами горного предприятия «Перевал», слюдяной фабрики,
рыболовецкой артели, и праздничный ужин на берегу священного моря.
Гости были очарованы не только величественной красотой Байкала, но
и открытостью и искренностью, содержательным образным словом
Антонины Михайловны о Сибири и сибиряках, об их духовных и
культурных ценностях и исканиях. Пребывание делегации в Слюдянке
стало импульсом создания в райцентре первой ячейки областного
отделения Общества советско-чехословацкой дружбы.
Дела в районе шли неплохо. По инициативе райкома немало творческих
начинаний было и в сфере культуры — от организации литобъединения
при районной газете до создания Байкальского краеведческого музея.
Как-то само собой случилось, что облисполком и орготдел обкома партии
обоюдно внесли предложение об укреплении руководства областным
управлением культуры. И выбор пал на Антонину Михайловну. Помню,
как Семен Николаевич Щетинин, вроде бы размышляя вслух, спросил
меня (тогда я уже работал секретарем обкома): «Хорошо говорит,
глубокомысленно и убедительно. Но культура особенно нуждается в
единстве слова и дела. Готова ли она в таком ключе проявить себя?»
Ответ на этот вопрос Антонина Михайловна дала своей энергичной
работой на высоком посту начальника областного управления культуры,
и прежде всего в организации культурного шефства города над селом,
материальном и моральном стимулировании художественного
творчества, сохранении памятников истории и культуры, в эстетическом
воспитании молодежи. Это по ее инициативе были разработаны
предложения по реконструкции драмтеатра, строительству музыкального
театра, созданию музея декабристов и музея под открытым небом, а
также органного зала. Хотя не сразу и с большим трудом, эти проекты
стали реализовываться. Замечу, что Перекальская была вхожа к
руководителям Министерства культуры РСФСР.
Очевидно, мощный экономический и культурный потенциал нашей
области, а в какой-то степени — авторитет и дела областного управления
культуры, стали основанием для проведения в области в августе 1966 года
Декады эстонского искусства в Российской Федерации. Это была ответная
акция на проведение в мае того же года Декады русского искусства в
Эстонской ССР. В составе правительственной делегации от Иркутской
области были я, А.М. Перекальская, секретарь Иркутского ГК партии Р.А.
Мосова и секретарь Усть-Ордынского окружкома партии Р.А. Митенова.
Декада эстонского искусства для Антонины Михайловны была
настоящим экзаменом на аттестат государственной зрелости. Слишком
тяжкий груз был на ее плечах: принять, разместить, а главное —
реализовать творческие программы четырехсот деятелей эстонской
литературы и искусства. Среди них такие известные мастера, как
народные артисты СССР Георг Отс и Густав Эрнесакс, писатель Пауль
Куусберг и композитор Геннадий Подельский. Экзамен Перекальская
сдала на отлично.
Казалось, что она прочно вписалась в культуру и в творческие
сообщества иркутских художников. Народная артистка РСФСР Галина
Алексеевна Крамова однажды попросила меня: «Не выдвигайте больше
никуда Антонину Михайловну. Она — наша!». Однако жизнь делает все
по-своему. К нашему всеобщему «сожалению», но к счастью Антонины
Михайловны, она встретила в Москве удивительного человека,
искусствоведа от Бога, истинного ценителя живописи — Юлия
Владимировича Невзорова и вышла за него замуж. Так мы потеряли
мать-начальницу в культуре.
В Москве ее богатый опыт был востребован, и она долгое время работала
секретарем парткома ветеранов партии и государства. В то же время
всемерно способствовала объединению и общению московских иркутян —
ветеранов партии, войны и труда.
Обычно мы переписывались. С моей стороны чаще всего были
поздравительные открытки, а Антонина Михайловна радовала целыми
посланиями о столичной культурной жизни, о встрече с замечательными
людьми.
Но вот во время моей учебы на партийных курсах в 1976 году мы
общались в совершенно новой обстановке. В Центральном музее
революции она организовала встречу земляков-ветеранов. И здесь нашла
ключик к душам этих людей, не забывших свою малую родину, остро
нуждавшихся в любой живой весточке о ней. Собралось около тридцати
человек, и среди них прославленный полководец, наш земляк —
Афанасий Павлантьевич Белобородов. Кроме того, на встречу пришли
комсомольцы и пионеры.
Благоприятная атмосфера в этом иркутском клубе, конечно же,
формировалась с участием Антонины Михайловны. Не преувеличу, если
скажу, что эта и подобные встречи, которые она организовывала,
продлевали жизнь ветеранам.
Так уж устроена многогранная личность А.М. Перекальской, что она
всегда находит такое общественное дело, которое способствует
сплочению, одухотворению и нравственному возвышению людей, их
милосердию и великодушному отношению друг к другу.
В 1974 году семьдесят московских иркутян объединились в землячество.
И Антонина Михайловна стала его бессменным ответственным
секретарем.
Но разве смыслом ее жизни является только дело, пусть благородное и
остро необходимое? Нет, она совершила главное на этом свете — подарила
сыну и дочерям свой в миллионы карат духовный минерал, имя которому
— Любовь.
P.S.
На днях мы встречались с Антониной Михайловной. Ее тонкие пальцы
перебирали знаковые для нее вещи: медаль «За победу над Германией»,
поздравительное письмо Президента Путина к 60-летию великого
праздника.
В годы войны эта девушка-девочка работала на Транссибирской
железной дороге, вступила в Коммунистическую партию (была верна ей
тогда, верна и сейчас, что, наверное, не проще), стала пионервожатой.
… Орден «Знак Почета», 1967 год. В ту пору в районе строили
целлюлозный комбинат, карьер «Перевал». Но она вспоминает не это: за
недолгие годы ее секретарства в Слюдянском районе было построено
три (!) Дома культуры.
…Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, 1974 год.
В партийной организации, где она тогда была секретарем, стояли на
учете ветераны партии и государства. Что ни человек, то живая
легенда. Кириченко Алексей Илларионович, второй секретарь ЦК КПСС,
Серов Иван Алексеевич, министр госбезопасности СССР… Из месяца в
месяц она вписывала свои автографы в их партийные книжки. Она
продолжает называть имена людей своего ближнего круга: маршал
Василевский, маршал авиации Руденко, маршал Яковлев, генерал армии
Белобородов, вспоминая их так, как я бы вспоминал своих школьных
товарищей. И эти сильные люди нуждались во внимании и поддержке. И
в ней это внимание и эту поддержку находили.
…Грамота почетного гражданина города Семипалатинска, ее мужа
Юлия Владимировича Невзорова и их дочери Юли. В Семипалатинске
есть музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых. Этому городу
(Антонина Михайловна родилась в Казахстане) они подарили свою
уникальную коллекцию живописи, предварительно показав ее в 17 городах
Советского Союза. Часть коллекции (около ста картин и этюдов)
подарена Иркутскому художественному музею. Невзоровы —
выдающиеся меценаты двадцатого века. И в этом нет никакого
преувеличения.
В одном из своих стихотворений Э. Межелайтис пишет:
Каждой песней,
стране своей сложенной,
я себе возвращаю по дню.
Добрые дела продлевают жизнь. Пусть долго-долго, дорогая Антонина Михайловна,
не обрывается ваша тропа. Пусть долго-долго будете Вы и благодарные
Вам современники.
08.06.2005 г.
Редакция «Восточно-Сибирской правды» поздравляет Антонину
Михайловну Перекальскую-Невзорову с юбилеем.