Копись, пенсия, большая и маленькая
Какой бы вариант размещения пенсионных капиталов ни придумали чиновники, они ничем не рискуют. Ведь граждане, участвующие в накопительной системе, начнут выходить на пенсию только с 2022 года.
«Письма счастья», которыми ПФР извещает граждан о
состоянии их накопительных пенсионных счетов, в этом
году прилетят позже обычного — не до 1 июля, а до 1
октября. Законодатели скорректировали сроки рассылки
по причине того, что летом многие россияне находятся
на отдыхе, вдали от своих почтовых ящиков.
Соответственно они не могут вовремя получить
пенсионные уведомления, чтобы распорядиться, кому
доверить свои накопления: государственной
управляющей компании (УК), то есть Внешэкономбанку (ВЭБ),
или частникам — негосударственным УК и пенсионным
фондам (НПФ).
Впрочем, речь не о сроках. «Письма счастья» за 2004
год скорее всего разочаруют многих получателей.
Накопить сколько-нибудь приличную сумму опять не
удалось. «Подавляющая часть пенсионных накоплений
инвестируется сейчас в государственные ценные
бумаги, доходность которых на 2-3 процента ниже
темпов инфляции», — заявил на заседании
правительства министр здравоохранения и социального
развития Михаил Зурабов. И с обезоруживающей
откровенностью признался: «Мы не знаем, что делать с
этими (накопленными) деньгами. Решения мы пока не
видим».
Между тем пенсионные накопления граждан — даже с
учетом того, что 19 миллионов работников старше 40
лет с 2005 года были исключены из накопительной
системы, — ежегодно прирастают на 80 миллиардов
рублей. К концу 2008 года они составят уже 800
миллиардов, а к 2014-му — примерно 3 триллиона
рублей. А рынок госбумаг, по данным Минфина, к тому
же 2014 году возрастет лишь до 2,5 триллиона рублей.
То есть 500 миллиардов рублей будет просто некуда
вкладывать. Если оставить все как есть, будущим
пенсионерам придется распрощаться с надеждами на
достойную старость.
Дабы избежать столь печальной
перспективы, Минфин предлагает внести изменения в
закон об инвестировании накопительных взносов. По
мнению главы финансового ведомства Алексея Кудрина,
Внешэкономбанк следует лишить монополии на
управление средствами «молчунов» и передать эти
накопления в руки частных УК.
«Молчуны» — это участники обязательной накопительной
пенсионной системы, которые не воспользовались
правом выбора и не сделали распоряжений относительно
того, в какую управляющую компанию (государственную
или частную) ПФР должен перевести их страховые
взносы. Закон предусматривает, что в этом случае
пенсионные накопления по умолчанию передаются в руки
государства, то есть в управление Внешэкономбанку.
По данным Минфина, в прошлом году выбор в пользу
частников сделали лишь 375,8 тысячи человек — это
примерно 0,5 процента застрахованных. Средства
остальных граждан по умолчанию были переданы в ВЭБ.
На 1 января 2005 года в его управлении находилось
около 95 миллиардов рублей. Негосударственным
пенсионным фондам и частным УК достались сущие крохи
— 3 миллиарда рублей.
«В предложении Минфина есть и
плюсы, и минусы. И сложно сказать, чего больше», —
говорит эксперт по пенсионной реформе экономист
Михаил Алехин (он в течение 10 лет возглавлял
профильный федеральный журнал «Пенсионные фонды и
инвестиции»). По его словам, передача пенсионных
накоплений частникам — вынужденная мера. Государство
подтвердило невозможность и неспособность сохранить
накопления граждан, которые выбрали государственную
УК.
К плюсам минфиновской идеи, считает М. Алехин,
можно отнести более высокую доходность
инвестиционного портфеля частных УК. Если ВЭБ имеет
право вкладывать пенсионные деньги только в
госбумаги, доходность которых съедает инфляция, то у
негосударственных компаний в этом плане руки
развязаны. Как правило, они инвестируют средства в
акции крупных корпораций. Минус то, что эти вложения
связаны с большими рисками. Госбумаги хоть и
малоприбыльны, но зато абсолютно надежны.
Однако главный изъян идеи Минфина носит более глобальный
характер. Даже если все пенсионные накопления будут
переданы на откуп частным УК, то недоразвитый
российский фондовый рынок не сможет переработать эту
массу денег. «Сегодня в России вкладывать средства
некуда, — говорит Михаил Алехин. — Это подтверждает
и политика частных банков. Почему они берут деньги у
населения под такие низкие проценты? Да потому, что
у них тоже нет инструментов, чтобы дать клиентам
заработать. И у меня есть опасения, что передача
накоплений в управление частных УК мало изменит
ситуацию».
Да, так реформировать умеют только у нас.
Сначала народ обрабатывали лозунгами «Накопи себе на
старость!». Когда же накопительный элемент был
введен, оказалось, что не хватает денег на выплату
текущих пенсий, и потому сорокалетних граждан без
лишних церемоний выставили за дверь пенсионной
реформы. Мол, все равно они ничего накопить не
успеют. Теперь вдруг выясняется, что взносы
оставшихся участников накопительной системы
невозможно уберечь и приумножить. И горят они,
милые, синим пламенем инфляции. К старости людям
достанутся одни головешки.
Может, мы просто
поторопились с введением накопительной системы?
«Пенсионная реформа не может развиваться
изолированно от экономических процессов, — поясняет
М. Алехин. — Состояние нашего фондового рынка и
высокая инфляция подтверждают, что не все было
правильно задумано и реализовано при запуске
реформы. Был неточным сам прогноз экономической
ситуации. Он оказался слишком оптимистическим, хотя
предпосылок для этого не было. Инструменты, на
которые правительство возлагало надежды, не
оправдали себя. Здесь можно привести в пример такую
модную тему, как ипотечное кредитование. Два года
назад ВЭБ разрешили вкладывать пенсионные деньги в
ипотечные ценные бумаги. Тогда еще не было
полноценного законодательства, регулирующего
обращение этих бумаг. Сегодня оно принято, но для
того, чтобы ипотечная система развернулась, достигла
солидных масштабов, потребуется в лучшем случае 3-5
лет. Однако политика доходов населения не внушает
оптимизма. Вряд ли в обозримом будущем
воспользоваться ипотекой сможет достаточное число
граждан, а значит, объемы кредитования будут совсем
не те. Пока трудно рассчитывать, что пенсионные
деньги будут работать достаточно эффективно».
Какое-то время назад, напоминает Алехин, в
правительстве обсуждалась идея вкладывать пенсионные
накопления в зарубежные финансовые инструменты.
Кстати, эту мысль сегодня настойчиво отстаивает
глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег
Вьюгин, предлагая законодательно разрешить
инвестировать пенсионные средства в надежные
государственные облигации других стран. Но гарантий
сохранности средств тоже немного, поскольку
экономическая ситуация в мире нестабильна. «Мало
того что наши деньги будут работать не на нашу
экономику, к тому же там тоже могут быть потери», —
говорит Михаил Алехин.
Над проблемой размещения
пенсионных капиталов ломал голову и Общественный
совет по инвестициям, созданный Указом Президента в
2002 году (в него вошли представители всех трех
сторон социального партнерства — государства,
работодателей, профсоюзов). «Совет предлагал
инвестировать пенсионные накопления в социальную
сферу, в ЖКХ, в образование, здравоохранение. Там
даже низкие проценты оправдали бы использование этих
средств. Но ничего не вышло. Правительство не
восприняло эту идею», — рассказывает заместитель
директора Института социальной политики Академии
труда Сергей Уланов. К идее Минфина передать взносы
«молчунов» частникам С. Уланов также относится
скептически. Во-первых, нет инструментов для
инвестирования. Во-вторых, предоставить право еще не
значит предоставить деньги. Одно дело, когда будущий
пенсионер забрал свои накопления из государственной
системы и сам несет все риски. И совсем другое дело,
когда человек доверил накопления государству и оно
отвечает за их сохранность. В этом случае
государство будет передавать деньги «напрокат»
частникам не просто так, а на определенных условиях.
Какая-то часть пенсионных накоплений неизбежно уйдет
на обслуживание посредника, который возьмется
разместить эти средства на более выгодных условиях.
А заплатит за все, естественно, «конечный
потребитель», то есть пенсионер.
К тому же, добавим, и частник не дает гарантии серьезного прироста
пенсионных денег. Так, по итогам 2004 года шесть из
55 частных УК, участвующих в инвестировании
пенсионных средств, вообще понесли убытки. В поисках
способов сохранения пенсионных денег ответственных
чиновников озаряют порой самые неожиданные идеи.
Так, недавно социальный министр Михаил Зурабов
предложил использовать накопительные взносы для
финансирования строительства платных автодорог,
аэропортов и других крупных объектов инфраструктуры.
Это, по его мнению, не только позволит выгодно
разместить долгосрочные инвестиции, но и повысит
изрядно подорванное доверие граждан к государству.
По крайней мере все увидят, куда идут деньги. А
другой чиновник — глава Внешэкономбанка
(государственной УК) Владимир Дмитриев —
высказывается за то, чтобы узаконить вложения
пенсионных средств, управляемых государством, в
акции и облигации российских компаний.
Впрочем, какой бы вариант размещения пенсионных капиталов ни
придумали чиновники, они ничем не рискуют. Ведь
граждане, участвующие в накопительной системе,
начнут выходить на пенсию только с 2022 года. А к
тому времени, как убедительно объяснил незабвенный
Ходжа Насреддин, пообещавший шаху за 20 лет научить
осла говорить, «либо ишак сдохнет, либо шах помрет».
То есть ответственности за принимаемые сегодня
решения не понесет никто.