издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не просить, а зарабатывать

Бюджеты муниципальных образований Иркутской области по-прежнему находятся в тяжелом положении, многие территории выживают лишь за счет субсидий и кредитов. Конечно, в нашем регионе и раньше было немало дотационных территорий, но в результате реформирования федерального законодательства и перераспределения полномочий ситуация еще более осложнилась.

Именно поэтому на прошедшей сессии Законодательного собрания Иркутской области
бурные дебаты вызвал проект регионального закона «О межбюджетных трансфертах в
Иркутской области и нормативах отчислений в местные бюджеты», рассматривавшийся
депутатами во втором чтении.

При подготовке этого законопроекта была проведена большая работа.
Была создана специальная рабочая группа, на заседаниях которой, как
и на заседаниях комитета по бюджету Законодательного собрания Иркутской области,
удалось снять многие спорные вопросы. Однако относительно ряда поправок как
депутатам, так и представителям территорий не удалось прийти к единому мнению, и на
сессии вокруг них вновь возникла бурная дискуссия.

Речь идет о поправках, внесенных Ассоциацией мэров городов и районов Иркутской
области и поддержанных на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания.
В одной из них предлагалось оставлять в муниципалитетах 100% налогов, взимаемых
по упрощенной системе налогообложения, и на 5% увеличить оставляемую в территориях
долю налога на доход физических лиц — сегодня 10% от него остается в муниципальных
образованиях. Другой поправкой рекомендовалось также оставлять территориям 25% от
налога на имущество, третья спорная поправка касалась сроков вступления в силу
отдельных положений законопроекта.

Но самое бурное обсуждение вызвала именно первая из перечисленных поправок. Против
ее принятия категорически выступил исполняющий обязанности начальника главного
финансового управления Иркутской области Владимир Пашков. Он апеллировал к
конституционным нормам и положениям федерального законодательства,
гарантирующим всем гражданам равные права и требующим соблюдения принципов
равномерности и справедливости при распределении бюджетных средств между
территориями. При этом он подчеркивал, что, согласно федеральному законодательству,
чем больше дисбаланс между бюджетами различных территорий, тем на более высокий
уровень должны перечисляться их доходы для справедливого перераспределения.

Сегодня же этот дисбаланс оказался велик как никогда раньше: лишь восемь территорий
смогли более-менее сохранить финансовую состоятельность, в то время как у
большинства других дефицит бюджета далеко зашкаливает за все допустимые нормативы.
По мнению и. о. начальника главного финансового управления,
только первые восемь территорий не останутся в проигрыше, если согласиться с такими
поправками, реально же выиграют вообще только три города — Иркутск, Братск и
Ангарск. Это объясняется тем, что объемы налогов, которые собираются на
той или иной территории, значительно разнятся, и потому их следует собирать в общий
котел для справедливого перераспределения.

Однако эту точку зрения оспорили многие депутаты, и
прежде всего выступавший от лица Ассоциации мэров
городов и районов Иркутской области мэр города Иркутска Владимир Якубовский. Он
подчеркнул, что, оставляя на территориях доходы от налога, взимаемого по упрощенной
системе налогообложения, областные власти тем самым создают заинтересованность
муниципалитетов в развитии у себя малого и среднего бизнеса, а следовательно, в увеличении
собственных бюджетов. Мэр считает, что это гораздо мудрее, чем постоянной
поддержкой стимулировать иждивенчество у муниципальных образований. Это станет
хорошим толчком для развития активной деятельности администрациями территорий,
заставит их хотя бы начать учиться обеспечивать себя самим. А в результате развития
предпринимательства будут увеличиваться и доходы
областной казны. «Дайте нам возможность не жить с протянутой рукой, выпрашивая
деньги на мазут, на заработную плату бюджетникам и так далее, а самим зарабатывать»
— такими словами завершил свою речь Владимир Якубовский.

Многие депутаты согласились с этим мнением. Так, Игорь Гринберг, говоря об
упомянутых Владимиром Пашковым восьми территориях, отметил, что «в экономике
существует такое понятие, как точки роста». И в них всегда вкладывают деньги, если
хотят получить прибыль. «Деньги просто так не берутся и не даются. Их надо
завоевывать», — заявил депутат Александр Касьянов. Кроме того,
областные парламентарии отметили, что Владимир Пашков, противопоставляя в своих аргументах восемь
территорий остальным двадцати девяти, не акцентирует внимание присутствующих на
том, что именно в этих восьми муниципалитетах проживает более половины населения
Иркутской области.

В свою очередь депутат Павел Зорин высказался по поводу увеличения доли территорий в
налоге на доходы физических лиц. Он отметил, что это как раз такой налог, который
взимается повсеместно. Так что это, пожалуй, изначально наиболее
справедливо распределенный доход.

Что касается остальных двух поправок, в том числе 25%-ного налога на имущество, то
здесь депутаты сочли нужным отклонить эти предложения. Впрочем, представители
Ассоциации мэров и сами признали, что это было бы уже чересчур — в конце концов, в
областном бюджете ситуация тоже складывается далеко не радужная.

Можно сказать, что мэры и депутаты пошли на компромисс, фактически отклонение двух
последних поправок стало условием принятия первой. И все же она прошла с трудом. За
нее проголосовало 23 человека — ровно половина парламентского большинства. На голос
меньше — и эта поправка тоже оказалась бы в таблице отклоненных. А в результате ее
принятия на территориях будет оставаться весьма существенная сумма — 1,117 млрд. рублей. Остается надеяться, что это пойдет им впрок и они смогут
разумно распорядиться полученными средствами и научатся приумножать свои
доходы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры