издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Воздушная гавань Восточной Сибири

  • Автор: Анатолий ФАТИН, ветеран труда, заслуженный работник транспорта РФ

Иркутский аэропорт - визитная карточка Прибайкалья В эти июньские дни коллектив аэропорта отмечает славную дату - 80-летие предприятия. Это одно из старейших предприятий области и отечественной авиации.

Развитие производительных сил в первоначальный
период индустриализации потребовало создания надежной и
эффективной транспортной системы для освоения северо-
восточных районов страны. Таким транспортом для
необъятных, неосвоенных территорий явилась авиация.
Первенцем развития воздушного транспорта Сибири стал
аэропорт Иркутск.

Свою историю Иркутский аэропорт ведет с 1925 года. В
первой половине июня с помощью крестьян пригородных
деревень Боково и Жилкино была сооружена небольшая ровная
площадка на левом берегу р. Ангары. 24 июня 1925 г. на
посадочной площадке аэростанции Боково (так до 1932 г.
назывались аэропорты) произвели посадку 6 самолетов
агитационного перелета Москва — Улан-Батор — Пекин. Четыре
самолета в группе были отечественного производства, что
наглядно показывало достижение советской авиационной
промышленности. С этого дня Иркутский аэропорт положил
начало своей славной истории.

Первым руководителем аэростанции был Попов А.В.,
который в начале 1917 года окончил летную школу во Франции
и получил международное свидетельство пилота.

В июне 1928 г. был подобран гидроаэродром на р.
Ангаре немного выше устья р.Ушаковки, а гидроаэростанция
создана на правом берегу Ангары в начале улицы
Мяснорядской (ныне — ул. Франк-Каменецкого).

С полета пилота Демченко А.С. в июне 1928 г.
начались регулярные рейсы в северные районы
области и Якутию.

В мае 1929 г. была открыта первая почтовая авиалиния
Москва — Иркутск, на участке которой иркутские пилоты
начали выполнять полеты до Красноярска.

В этом же месяце впервые в СССР пилот Лялин С.В.
начал опылять с воздуха пораженный гусеницей сибирского
шелкопряда участок кедрового леса на площади 1615 га в
районе Култука. С этого дня работники Иркутского аэропорта
начали использовать воздушные суда в народном хозяйстве
области.
За время существования аэропорта авиаработники
освоили обслуживание воздушных судов — от легкомоторных
Ю-13, ПС-4 с моторами водяного охлаждения до реактивных
самолетов Ту-104, Ту-154, вертолета Ми-8 и грузового гиганта
отечественного самолетостроения турбореактивного Ил-76. Все
это было достигнуто славным трудом коллектива аэропорта.

В 30-е годы авиатехника интенсивно
совершенствовалась, промышленность поставляла все новые и
новые отечественные самолеты с более современными
двигателями. Авиаработники Иркутска успешно освоили
эксплуатацию 12 самолетов, осуществляли обслуживание
пассажиров, почты и грузов. За участие в героической эпопее по
спасению полярников-челюскинцев иркутские пилоты
Маврикий Слепнев и Иван Доронин одними из первых в стране
были удостоены высокого звании Героя Советского Союза.

В июле 1933 г. основные авиаперевозки
стали производиться с нового аэродрома у
Красных казарм (территория сегодняшнего аэропорта).

К началу Великой Отечественной войны аэропорт был
оснащен современной авиационной техникой, в достаточной
степени укомплектован личным составом.

Но мирный труд авиаторов был нарушен вероломным
нападением на нашу страну фашистской Германии. Вся
деятельность аэропорта была подчинена интересам фронта.
Храбро сражались на фронтах войны иркутские авиаторы. Семеро
иркутских летчиков стали Героями Советского Союза.

Коллектив аэропорта работал по-военному,
ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.
Законом жизни стал призыв: «Все для фронта, все для Победы!».
Все трудились по-фронтовому, самоотверженно, задания
выполняли качественно и досрочно. В трудных условиях делали
все возможное, чтобы приблизить победу. В пос. Джида
(Бурятия) было организовано звено, затем летный отряд для
вывозки сырья для оборонной промышленности.

Многие авиаработники были направлены на
строительство Особой воздушной линии Фэрбенкс (Аляска) —
Уэлькаль — Якутск — Киренск — Красноярск. Авиаторы Иркутска
участвовали в перегонке по ленд-лизу на этой трассе
американских самолетов на фронт.

После победоносного завершения войны над фашистской
Германией коллектив аэропорта пополнился
демобилизованными воинами. Среди них — участники Парада Победы
Андреев М.А., Долиненко К.В., Дулимов В.И., Минин Я.К., Рагозин А.П., Эпов
И.И.

Бывшие воины приняли активное участие в развитии
порта. Аэропорт начинает постепенно модернизироваться,
реорганизуется инженерно-авиационная служба,
совершенствуется управление воздушным движением, строятся
объекты радиосвязи, навигации и социальной сферы,
аэродромные сооружения. На эксплуатацию в аэропорт
поступают новые типы воздушных судов.

После получения реактивного самолета Ту-104 начался
новый этап в развитии Иркутского аэропорта, который вторым
после Московского освоил эксплуатацию новых, более
современных, комфортабельных самолетов; была принята в
эксплуатацию первая в Восточной Сибири бетонная взлетно-
посадочная полоса.

В 70-80-е годы значительно возросло применение
авиации в народном хозяйстве области. На авиахимработах
1982 г. авиаработники обработали 302 тыс. га сельхозугодий, а
на вертолетах Ми-8 достигли наибольшего налета в управлении —
1036 часов на один вертолет Ми-8.

Освоение и внедрение на воздушных трассах новой
техники позволило значительно увеличить объемы перевозок.
Только в 1990 году работники аэропорта обслужили 592222
самолетовылета, отправили более 1,5 миллиона пассажиров,
свыше 31 тысячи грузов. Иркутские авиаторы, осваивая
воздушные линии и выполняя полеты, проявляли
профессиональное мастерство, мужество, а порой и героизм. Так
поступила бортпроводник-инструктор Жаркая Т.И., которая
собой заслонила пассажиров и экипаж от бандитских пуль. За
мужество и умелые действия Тамара Жаркая посмертно
награждена орденом Красного Знамени. Работники
аэропорта всегда будут помнить о мужественных людях,
которые отдали свою жизнь авиации.

Коллектив аэропорта всегда славился трудовыми
традициями. В аэропорту работали и работают представители
более 200 семейных династий.

О былой трудовой славе коллектива напоминают
знамена, хранящиеся в зале музея истории предприятия.

За годы существования Иркутского аэропорта в его
коллективе прошли школу становления несколько тысяч
авиаработников, сотни стали профессионалами своего дела.
Невозможно перечислить имена всех, кто внес большой вклад в
развитие предприятия. Назову лишь некоторых. Это начальники
аэропорта Зюбр П.Г., Науменко Д.П., Лыков В.И., Коваленко
В.Н., Куликов А.И. Большой вклад в совершенствование работы
сегодняшнего аэропорта вносят руководители служб и
подразделений.

С 2001 года стабилизировалось финансовое положение
предприятия, аэропорт начал работать рентабельно. Больше
стало уделяться внимания решению социальных вопросов. Так,
средняя заработная плата в аэропорту в 2004 году увеличилась
на 25,6% по сравнению с 2003 годом, а по сравнению с 2001
годом возросла более чем в 2 раза. Произошли существенные
изменения и в инфраструктуре: удлинена взлетно-посадочная
полоса на 400 м со стороны города, установлено новое свето-сигнальное оборудование, началась реконструкция аэровокзала,
проведены капитальные ремонты некоторых объектов. С 2004 г.
аэродром работает в соответствии с первой категорией
ИКАО (международная организация гражданской авиации).
Аэропорт принимает и обслуживает практически все
современные гражданские самолеты — как отечественные, так и
зарубежные.

Администрация аэропорта тесно взаимодействует с 70
отечественными и зарубежными авиакомпаниями, прилагает
огромные усилия по увеличению пассажирооборота через
Иркутский аэропорт. Сегодняшний аэропорт — крупное
производственное предприятие, на котором доблестно трудятся
около 2000 человек.

Администрация и профсоюзный комитет постоянно
улучшают условия труда, социальное и медицинское
обеспечение авиаработников, и в первую очередь участников
войны, ветеранов труда. В коллективе возобновляются былые
традиции. Проводятся конкурсы «Лучший по профессии»,
смотры стенной печати, спортивные соревнования и т.д.

За достижения в организации социальной работы во
Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой
социальной эффективности» 2002 года коллектив ФГУП
«Аэропорт Иркутск» признан победителем и награжден
Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.

По итогам работы 2004 года наш аэропорт признан
победителем конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ»,
что свидетельствует о высокой оценке работы предприятия
российской и международной авиационной общественностью.
Сегодня мы положили начало взаимовыгодным отношениям с
аэропортом г. Мюнхена (Германия), Маньчжурией (КНР).

Наша перспективная цель — создание крупного хаба
Восточной Сибири и вывод аэропорта Иркутск на позиции
одного из ведущих международных аэропортов России,
обеспечивающего высокий уровень обслуживания
авиакомпаний и пассажиров!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры