Законы рождаются в спорах
В эти дни в коридорах Законодательного собрания непривычно тихо. Областной парламент ушёл на каникулы. Настало время перевести дух и подвести итоги
Законодательное собрание четвертого созыва
проработало достаточно, чтобы можно было с уверенностью
говорить о том, что у него уже есть «свое лицо». Нынешний
парламент не похож на предыдущий. Впрочем, это и
неудивительно. Ведь он впервые сформирован по смешанной
системе выборов с участием политических партий.
Партия постановила
Сегодня партийные депутаты учатся работать в одной
упряжке с одномандатниками, в то время как последние ищут
свое место во фракциях и группах Законодательного
собрания, которое отвечало бы их убеждениям и наказам
избирателей. Как и ожидалось, самой большой партийной
силой в Законодательном собрании нового созыва стала
фракция «Единой России». Если входящие в нее депутаты
принимают согласованные решения, то их мнение зачастую
оказывается решающим. Отрадно то, что во фракции
оказались все же в значительной степени вдумчивые и
гибкие люди, которые стараются принимать взвешенные
решения. Как отмечает председатель комитета по социально-
культурному законодательству Татьяна Воронова, «партийная
принадлежность не является определяющей во время
принятия решений. Фракция «Единой России» может
поддержать предложения любой другой политической силы:
«Родины», КПРФ, блока «За родное Приангарье!». Есть
ощущение консолидированности депутатского корпуса».
Однако случается, что фракция «Единой России»
принимает на своих заседаниях решения, которые потом
трудно обосновать в ходе пленарного заседания. Одним из
ярких примеров стал возникший на майской сессии спор по
поводу создания комиссии по борьбе с коррупцией. Как
показали результаты голосования, не все члены фракции
поддержали стремление однопартийцев не включать этот
вопрос в повестку дня.
«Недопустимо, пользуясь наличием политического
большинства, лишать остальные фракции и депутатов
возможности обсуждать те или иные вопросы. Так, как это
произошло при обсуждении вопроса по борьбе с коррупцией, —
говорит председатель комитета по собственности и
экономической политике Законодательного собрания
Иркутской области, член «Единой России» Максим Сурнин. —
Если депутаты от обладающей большинством голосов в
парламенте фракции не считают нужным принимать то или
иное решение, так пусть и голосуют «против», но просто
брать и снимать вопрос с повестки недопустимо».
В недрах комитетов
Тому, кто часто бывает на сессиях Законодательного
собрания, бросается в глаза, что многие решения депутаты
принимают, не вступая в дискуссию, практически без
обсуждения. Может показаться, что эти вопросы
незначительны или же депутаты безответственно подходят к
их рассмотрению. Смею заверить вас, это не так. Просто
сессия Законодательного собрания — это верхушка айсберга,
конечная инстанция. До пленарного заседания эти вопросы
неоднократно обсуждаются и прорабатываются прежде всего
на заседаниях комитетов и комиссий областного парламента.
Именно здесь разворачиваются настоящие сражения, как
говорится, «за каждую пядь», то есть за каждую статью,
каждый пункт, каждую строку и букву готовящегося
законопроекта, постановления или другого документа.
В четвертом созыве Законодательного собрания
Иркутской области эти битвы стали еще более напряженными,
заседания комитетов — более затяжными и бурными. Дело в
том, что такова политика нового руководства областного
парламента — не допускать вынесение на рассмотрение сессии
«сырых» вопросов, не до конца проработанных. Ведь любой
недоработанный на комитете нюанс может стоить лишних
полчаса, на которые затянется заседание Законодательного
собрания. А в повестке порой бывает по сорок-пятьдесят
вопросов. Если по каждому из них разворачивать бурные
дебаты, сессия, пожалуй, не завершится и в недельный срок.
Так что вся черновая работа ложится на профильные
комитеты, между которыми, в соответствии с их
специализацией, и распределяются законопроекты,
поступившие в областной парламент. И, надо отметить, в
нынешнем созыве эти подразделения Законодательного
собрания, едва сформировавшись, попали, как говорится, «с
корабля на бал». Правда, их «бал» оказался отнюдь не
веселым развлечением. От новоизбранных депутатов, многие
из которых впервые оказались в стенах областного
парламента, требовалось принятие срочных и ответственных
решений.
Правовой вакуум
Федеральные власти, реформируя российское
законодательство, требовали от субъектов Российской
Федерации соответствующих изменений в региональном
законодательстве и принятия новых законов.
В этой ситуации, пожалуй, труднее всего пришлось
комитету по социально-культурному законодательству
Законодательного собрания Иркутской области. Для всех
депутатов, вошедших в него, этот созыв оказался первым. Не
имея опыта парламентской работы, им нужно было менее чем
за два месяца разобраться со всеми сюрпризами, которые
преподнес нашей стране пресловутый сто двадцать второй
федеральный закон. Комитет начал работать в ноябре, а к
первому января уже должен был быть разработан и принят
пакет из четырнадцати социально значимых законов.
Заседания комитета длились с утра до вечера по нескольку раз
в месяц, а иногда и в неделю. Было много споров, в
законопроекты постоянно вносились поправки, однако к
установленному сроку все они были приняты.
Трудно в эти дни приходилось и комитету по бюджету,
ценообразованию, финансовому и налоговому
законодательству. Сюда пришло гораздо больше опытных
депутатов, работающих в областном парламенте не первый
созыв. Однако и задача перед ними стояла не простая: на
дворе ноябрь, а в Законодательное собрание еще только
вносится проект областного бюджета. А ведь депутаты
должны были начать его обсуждать еще в начале октября. При
этом бюджетное законодательство тоже не миновал
реформаторский пыл федеральных властей. В результате
возник правовой вакуум — законы области еще не действуют,
а новые еще не подготовлены. И на этом фоне сам бюджет
оказывается проблематичным, как никогда раньше:
перераспределяя полномочия между уровнями
государственной власти, федеральные законодатели позабыли
подкрепить эти полномочия финансами. В результате в
рекордно короткие сроки депутатам необходимо проделать
огромную работу с катастрофически дефицитным бюджетом.
«Удовлетворения от принятия бюджета на 2005 год нет, —
говорит председатель комитета по бюджету Геннадий
Истомин. — От того, как сформирован бюджет, зависит
положение каждого отдельно взятого человека на территории
области. Мы сделали все, что было в наших силах. Но средств
областного бюджета недостаточно, поэтому мэры многих
территорий испытывают затруднения с финансированием тех
или иных направлений».
Тем временем комитет по государственному
строительству и местному самоуправлению Законодательного
собрания Иркутской области занимался реформой системы
местного самоуправления. Депутатам в остававшиеся до
нового года считанные недели было необходимо принять
законы о статусе и границах всех тридцати семи
муниципальных образований Иркутской области. Труд и сам
по себе был сизифов — учитывать исчезнувшие поселения,
рассчитывать пешую и транспортную доступность, изучать
инфраструктуру каждого муниципалитета… И хорошо еще,
что с самими муниципалитетами при определении их
статуса и границ не возникало проблем. А ведь сколько было
потрачено времени и нервов с такими муниципальными
образованиями, как, например, Ангарск или Нижнеудинск.
Когда возможности ограничены
Наиболее бурное обсуждение в областном парламенте
вызвали проекты Лесного и Водного кодексов. «В результате
пришли к выводу, что Лесной и Водный кодексы не отвечают
интересам жителей Иркутской области, и дали отрицательные
отзывы, — говорит председатель комитета по законодательству
о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве
Геннадий Нестерович. — К сожалению, наши отзывы не
сыграли решающей роли. В результате область полностью
лишалась возможности участвовать в процессе использования
лесных и водных ресурсов. Все водные и лесные ресурсы
теперь в собственности федерации. В федерацию ушел и
водный налог, это около 900 млн. рублей в год. Мы были
против этого и предлагали, чтобы регионам дали возможность
хотя бы на договорных отношениях с федерацией управлять
этими ресурсами. Это позволило бы обеспечить необходимый
контроль и эффективнее использовать природные ресурсы».
И это еще далеко не все, что произошло за последние
полгода в областном парламенте. Проделав трудный путь,
депутаты отправились на вполне заслуженный отдых, чтобы
осенью снова заняться законотворческой работой.