Особые зоны
Одно из мудрых изречений гласит, что не существует
ничего, о чем можно было бы сказать: этого никогда не было.
Оно в полной мере относится к новому закону «Об особых
экономических зонах», который принят Государственной
Думой под занавес завершившейся сессии российского
парламента.
По предложению правительства депутаты решили
создать в стране своеобразные бизнес-инкубаторы, где для
развития экономики существуют особые условия. Здесь на
бизнесменов не давит налоговое бремя. Сумевшие попасть в
экономическую зону предприниматели сразу освобождаются
от уплаты налога на имущество и земельного налога. Если для
решения поставленных задач понадобится ввозить импортное
оборудование, государство щедро освободит его от
таможенных пошлин. Для того, чтобы бизнес развивался
максимально успешно, предусмотрена льготная ставка единого
социального налога, почти наполовину меньше той, что
действует за пределами экономического рая.
Создать экономическую зону будет непросто. Для этого
нельзя использовать действующее производство, начинать
надо с нуля. Исключение только для научных
учреждений, готовых заняться технико-внедренческой
деятельностью. Перед тем как воспользоваться льготами,
предусмотренными законом, бизнесменам потребуется
обосновать перед правительством исключительное значение
своих предложений для развития экономики страны или, во
всяком случае, для отдельного региона.
Нет ничего удивительного, что проект нового закона
долго обсуждался депутатами и правительством. Судя по
всему, российская власть стремилась избежать
многочисленных ошибок, которые были допущены раньше
при создании так называемых свободных экономических зон.
В 90-х годах они как грибы выросли в малоразвитых регионах,
якобы для поддержки местной экономики и социальной
сферы. Любой предприниматель мог зарегистрировать здесь
свое предприятие и воспользоваться льготным
налогообложением получаемой прибыли.
И дело пошло. Коррумпированные чиновники и
нечистые на руку бизнесмены чувствовали себя в этой
ситуации как рыба в воде. Заводы, фасующие лосося по
консервным банкам на Камчатке, рассчитывались с
государством через счета фирм, числящихся в Калмыкии. В
результате огромные суммы успешно выводились из-под
налогообложения, а экономика свободных зон только
стагнировала, развращенная «легкими» деньгами. В свободных
для экономических злоупотреблений зонах на счетах
предприятий оседала прибыль, которая должна была остаться
в бюджетах совсем других регионов.
Понимая, что к этому возвращаться нельзя, инициаторы
нового закона предусмотрели конкурсный отбор заявок для
образования особых экономических зон. Депутаты
проголосовали за создание специального федерального
агентства, которое через свои филиалы в регионах будет вести
жесткий административный контроль. С пустым карманом в
зону тоже не пустят. Закон предусматривает для инвесторов
обязательство вложить в развитие производства не менее 10
миллионов евро. Такие затраты, по логике законодателя,
послужат гарантией серьезных намерений предпринимателей.
Однако идеальных законов не бывает. Принятый
Государственной Думой — тоже не исключение. В
окончательной редакции закона предусматривается, что
особые зоны будут двух видов: промышленно-
производственные и технико-внедренческие. Тем самым
законодатели не учли мнение ряда депутатов, в том числе и от
Иркутской области, о создании эколого-туристических зон, в
рамках которых можно было бы успешно развивать туризм.
Индустрия отдыха способна приносить серьезный доход,
активно влиять на развитие экономики, социальной
инфраструктуры. На территории Байкальского региона такая
зона сложилась естественным путем благодаря
существованию уникального природного явления — озера
Байкал. Нетрудно представить, сколь успешно могла бы
развиваться эта отрасль экономики региона, если бы
законодатели распространили на туризм и экологию все
преимущества, предусмотренные новым законодательством.
Очевидно, что правительство и депутаты, принимая
решение о создании экономических зон, рассчитывают на
возвращение крупного капитала в российскую экономику. И
не только. Закон призван пробудить инициативу и нового
поколения предпринимателей. Цивилизованных и
предприимчивых, заботящихся не только о своем кармане, но
и о благе страны.
Активно работать новому закону помогут и новые
полномочия, делегируемые федеральным центром
региональным властям. В будущем именно им будет
предоставлено право отбора для реализации проектов создания
особых зон, исходя из своих, местных интересов. Может быть,
к той поре настойчивые депутаты сумеют убедить своих
коллег в преимуществах туризма для развития экономики.
Главное — не возвращаться назад. Но похоже, что
извлекать уроки из прежних ошибок мы хоть с трудом, но
учимся.