"Вы сделали для нас праздник..."
Итоги гастролей Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова
Наши гастроли начались с приглашения выступить в
усадьбе Чехова на фестивале «Мелиховская весна» с «Дядей
Ваней» в постановке Геннадия Шапошникова. 28 мая труппа
театра вылетела в Москву, а 29 мая актеры уже играли этот
спектакль на веранде дома Антона Павловича в Мелихово. Нам
была оказана большая честь своим спектаклем закрыть и
подвести черту под VI Международным тетральным
фестивалем «Мелиховская весна». До нас на нем выступили
театры из Москвы, Киева, Липецка, Калуги, Нижнего Новгорода
и многих других городов страны. На фестиваль съехались
известные чеховеды и театральные критики из России и
зарубежья.
Первый акт пьесы был сыгран на пленэре, а остальное
действие перенесено в помещение. Все как у автора. Первое
действие сопровождали натуральные шумы: писк комаров,
жужжание пчел, гуляющие «сами по себе» кошки,
доносящийся издалека лай собак, шелест листвы от налетающих
порывов ветра. Погода стояла замечательная, и все это как
нельзя лучше отвечало жанру пьесы: сценам из деревенской
жизни. Третье действие играли в небольшом уютном зале, где
исчезли границы времени и пространства, а зрители и герои
чеховской пьесы слились в едином дыхании и чувствах. В
финале зал аплодировал актерам стоя, не желая отпускать и
прощаться. И действительно, окунувшись в атмосферу
чеховских мест, спектакль как-то иначе «задышал», в нем
появились те новые краски и интонации, какие может дать
прикосновение к той земле, где жил их автор.
Мелихово — особое место, обладающее притяжением для
людей театра. Здесь все помнит Антона Павловича: эти вековые
деревья, и беседка, в которой он часто сиживал, и заросший
пруд, и домик, в котором была написана «Чайка». Кажется, вот-
вот среди деревьев мелькнет знакомый силуэт… Бессменный
исполнительный директор фестиваля «Мелиховская весна»
Юрий Александрович Бычков поздравил режиссера Геннадия
Шапошникова и актеров с замечательной, достойной работой,
вручил диплом лауреатов и талисман фестиваля — фарфоровую
статуэтку «Дама с собачкой», выразив надежду на новые
встречи. Канал «Культура» отснял фрагменты спектакля и
утром следующего дня в Москве, в гостинице, мы смогли
посмотреть репортаж с фестиваля о себе. Нас называли
блестящей труппой, театром с высокой сценической культурой
и художественным вкусом. Это было приятно слышать, но и ко
многому обязывало.
30 мая, сев в поезд Москва — Харьков, труппа уже держала
курс на Белгород, где 1 июня мы открыли свои гастроли
«Поминальной молитвой» Г. Горина. Где бы ни играли актеры
этот спектакль, он проходит при переполненных зрительных
залах и аплодисментах, переходящих в овации и крики «браво».
Впрочем, «браво» нам кричали и после «Пигмалиона»
Б.Шоу и «Месье Амедея» А. Рейно-Фуртона, и после «Он, она,
окно…» Р. Куни, и после «Не так? Живем, как хочется!» по пьесе
А. Островского.
Афиша гастролей была составлена так, чтобы отвечать
вкусам самой разной публики. В «Поминальной молитве»
блистали народные артисты Наталья Королева и Виталий
Венгер, о которых много говорили и писали критики. И в
Белгороде на встрече с журналистами, и позднее в Ростове-на-
Дону театроведы и критики отмечали их высокий
профессионализм и культуру исполнения, говорили о
великолепном актерском ансамбле.
Все восемь спектаклей, показанных в Белгороде, прошли
при переполненных зрительных залах. Публика давала волю
эмоциям и аплодировала, отбивая себе ладони, стоя
приветствовала актеров, вызывая из-за кулис по нескольку раз.
Актеров начинали узнавать на улицах, слава не заставила себя
долго ждать, слух о хорошем и интересном театре быстро
разнесся по городу. Нас просили остаться еще, продлить
гастроли, так как не все желающие смогли попасть на наши
спектакли, но был план гастрольных выступлений, который
заранее был оговорен и расписан, театр уже ждали в Ростове-на-
Дону, где мы благополучно начали свою работу с 13 июня.
Белгород запомнился удивительной чистотой улиц,
ухоженными скверами и парками, провинциальной
неспешностью, белокаменными домами, внимательными
водителями, пропускающими прохожих не только на красный
свет, но и просто, видя, что человеку нужно перейти улицу.
Запомнился атмосферой тепла и доброжелательности жителей
города, уютом и обилием всяческих сельскохозяйственных
продуктов на прилавках магазинов, огромным выбором
молочных, колбасных и хлебопекарных изделий при
относительно невысокой стоимости.
Запомнилась поездка в поселок Прохоровку, где летом 43-
го произошло великое танковое сражение, где каждый метр
земли был полит кровью ее защитников. От экскурсовода мы
узнали, что довоенная численность населения Белгорода
составляла около 200 тысяч человек, а встречать наших солдат-
освободителей вышли только 120 человек, остальные были
замучены, расстреляны, угнаны в Германию. Фашисты бомбили
город не прекращая 50 дней и ночей, от него остались одни
руины. Мы были переполнены чувством благодарности,
уважения, преклонения перед великим подвигом советских
солдат, сумевших остановить фашистов именно на этих
рубежах.
Ну, а Ростов-на-Дону — это, как говорится, совсем другая
песня: это иные ритмы и иные скорости. Это город с
полуторамиллионным населением, город пестрый, шумный,
разноголосый, самодостаточный и вальяжный, с чувством
собственной значимости и значительности.
Что же касается успеха у зрителей, то он был стабилен и
неизменен. И те же просьбы остаться: «Ну хоть на несколько
дней, ведь ваши спектакли проходят с бешеным успехом»…
Но при любом успехе мы
должны были следовать определенному плану, по которому строили
свою поездку. Везде прощались с нашим театром с большим
сожалением. И это не просто красивые слова и комплименты в
адрес театра, а объективная оценка его
достоинств и качеств, его славных традиций, формировавшихся
десятками лет предыдущими поколениями, которые впитали в
себя и поколения актеров нынешних.
Здание театра в Ростове, где проходили наши спектакли,
восхищало и одновременно приводило в трепет. Построенное в
1935 году в стиле модного тогда конструктивизма, оно
напоминает гигантский трактор, эмоционально подавляющий
все окружающее пространство. Работать в его огромном зале на
1200 мест актерам было невероятно трудно, нужно было
по-особому подавать звук в зал, форсируя его. Но все
«архитектурные» неудобства с лихвой компенсировались
успехом у зрителей, большими очередями у касс за билетами.
Новороссийск удивителен и гостеприимен. Душа этого
города — море. Он имеет свой собственный неповторимый
голос. Он красив и современен. Он живет напряженной
трудовой жизнью большого международного порта, которому,
кстати сказать, в дни нашего пребывания в нем исполнилось 160
лет. Этот город был последним в нашем гастрольном
туре.
Как и все предыдущие города, город-герой
Новороссийск мы «покорили» сразу. Традиционно открывались
«Поминальной молитвой», после которой зрители устроили
настоящие овации. На спектакле присутствовал глава города
Владимир Синяговский. Спектакль его чрезвычайно взволновал
и тронул.
Между тем конец гастролей неумолимо приближался. 30 июня спектаклем по пьесе Островского «Не так?
Живем, как хочется» мы попрощались с Новороссийском. Все
зрители говорили о том большом празднике, который мы
устроили, приехав к ним. Последний раз наш театр был
здесь 18 лет назад, но нашлись зрители, которые помнили о
нашем прошлом приезде, сохранили программки и афиши
спектаклей, вспоминали то яркое впечатление, которое оставил о
себе театр.
Мы счастливы, что и в этот приезд театр имени
Охлопкова оправдал надежды и оставил о себе добрый след в
памяти и сердцах зрителей.