Школа экологии
В Больших Котах на Байкале завершился юбилейный пленум Всероссийского научного совета по проблемам экологического образования при президиуме Российской академии образования. В работе пленума приняли участие вице-президент Российской академии образования Владимир Борисенков, академик-секретарь РАО Александр Кузнецов и председатель Проблемного совета по экологическому образованию, заведующий Центром экологического образования Института содержания и методов обучения РАО профессор Анатолий Захлебный.
На пленуме присутствовал депутат Государственной Думы
РФ, заместитель председателя комитета по образованию и
науке академик РАМН Сергей Колесников.
Для участия в пленуме на Байкал приехали ведущие
специалисты из 12 субъектов Федерации.
Из Москвы — главный редактор журнала «Естествознание
в школе» Марина Демидова и заведующий интернет-
центром РАО профессор Евгений Огородников.
Администрацию Иркутской области представляли
начальник главного управления образования Наталья
Малявкина и руководитель департамента по охране
окружающей среды, главный государственный инспектор по
охране природы Иркутской области Анатолий Малевский.
В работе пленума приняли участие ректор Иркутского
института повышения квалификации работников народного
образования профессор Лев Дамешек; заведующая
кафедрой охраны здоровья и экологической безопасности
института, директор Байкальского межрегионального
научно-практического центра «Экология, здоровье,
школа» доктор биологических наук Елена Дзятковская;
директор Научного центра медицинской экологии СО РАМН
Любовь Колесникова; ректор Забайкальского
государственного педагогического университета Валерий
Горлачев (Чита); член-корреспондент РАН директор
Института природопользования Байкала профессор
Арнольд Тулухонов (Улан-Удэ); ректор Агинского
института повышения квалификации работников народного
образования Римма Мухабадарова.
О том, какие задачи поставили перед собой участники
высокого собрания на Байкале и как проходил пленум,
корреспонденту «Восточно-Сибирской правды» рассказали
Анатолий Никифорович ЗАХЛЕБНЫЙ и Елена Николаевна
ДЗЯТКОВСКАЯ.
Об экологическом образовании и воспитании
подрастающего поколения говорят много и давно.
Однако те робкие шаги, которые сделала в этом
направлении российская школа, далеко не соответствуют
актуальности проблемы.
По инициативе ООН выдвинута Концепция устойчивого
развития, предлагающая ориентироваться на прогнозы
увеличения населения Земли и трезво оценивать
возможности планеты это население прокормить и
напоить. На основе концепции была выработана
идея опережающего образования, задачей которого
является подготовка будущих жителей Земли к тому, что
возможности природы не беспредельны и надо
пользоваться ими разумно и рационально. Если
человечество этому не научится, то очень скоро людям
придется не только питьевую воду покупать в бутылках,
но и чистый воздух в пакетах.
В России, принявшей участие в проекте ООН, сделаны
определенные шаги в этом направлении. В Иркутской
области, являющейся лидером в развитии науки и
практики экологического образования, в 2003 году
принят областной закон об экологическом образовании,
просвещении и формировании экологической культуры. В
Иркутском институте повышения квалификации работников
образования разработаны комплекты учебников, введена
профессиональная переподготовка учителей экологии. В
прошлом году организовано первое в России
межрегиональное научно-образовательное сообщество — Байкальский центр «Экология, здоровье, школа».
В рамках реформы образования возникла насущная
проблема разработки региональной образовательной
компоненты для школьных программ, учитывающей
географические, природные и экономические особенности
территории. И здесь Иркутская область опять-таки
оказалось в лидерах.
В свете того, что Байкальский регион является
крупнейшей природоохранной хозяйственно-
географической территорией в составе объектов
Всемирного наследия природы, очень важным событием
является подписание Байкальского межрегионального
соглашения по разработке содержания региональной
образовательной компоненты «Экология, здоровье,
безопасность жизни» в системе школьного образования.
Документ подписали первые лица администраций пяти
субъектов Федерации — Иркутской и Читинской областей,
Бурятии, а также Агинского и Уст-Ордынского
автономных округов. Юридически все было оформлено в
январе. Рабочим органом проекта стал Байкальский
центр «Экология, здоровье, школа». Однако для того,
чтобы идея превратилась в работающие
программы, необходима кадровая, управленческая и
финансовая база.
Участники соглашения обратились за поддержкой в
Научный совет по проблемам экологического образования
при президиуме РАО, который уже более 30 лет
занимается разработкой стратегии развития
экологического образования.
В результате было решено создать Байкальское межрегиональное
отделение Научного совета по экологическому образованию.
Кроме того, на пленуме обсуждены проблемы экологического образования в целях
устойчивого развития региона, а также проблемы
проектирования региональной компоненты экологического
и здоровьесберегающего образования.
На пленуме принята резолюция, содержащая две группы
решений, — федеральную и региональную.
На федеральном уровне решено просить президиум РАО
рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы
по образованию в целях устойчивого развития на 2007 — 2012 годы. По инициативе академика Колесникова решено
обратиться в Госдуму РФ с предложением о создании
экспертного совета по вопросам экологического и
здоровьесберегающего образования. Обратиться в
Министерство образования с тем, чтобы методические
рекомендации, разъясняющие требования
государственного стандарта экологического
образования, были доведены до школ.
На региональном уровне предложено провести
инвентаризацию опыта работы в Байкальском регионе, в
частности — в Иркутской области, и создать на этой
основе общедоступную базу данных.
Одной из ключевых рекомендаций пленума является
предложение о встрече глав администраций субъектов,
входящих в Байкальское соглашение, и закрепление
решений этого документа на политическом уровне. Это
позволит координировать финансовые ресурсы для
целенаправленной разработки общих проектов. Кроме
того, решено создать общее информационное
пространство в электронном виде и в виде ежегодного
периодического журнала. И, наконец, выдвинута
инициатива о создании рабочей группы Байкальского
региона для разработки согласованной нормативно-
правовой базы для решения задач, поставленных
Байкальским соглашением.
Кроме того, планируется создание нескольких десятков
экспериментальных школ по апробации разработанных
учебных материалов — школ экологии и здоровья.
Предполагается создание специального межрегионального
фонда для организации профилированных детских
лагерей, проведения школьных конкурсов, олимпиад и
поощрения их участников — школьников и педагогов.
Подводя итоги работы пленума на Байкале,
профессор Захлебный заявил, что пленум, по его
мнению, дал мощный импульс для того, чтобы
экологическое образование в России могло выйти на
качественно новый уровень, адекватный задачам
устойчивого развития. Разработанный в Байкальском
регионе проект представляет собой первую в России
модель конструирования экологического образования.
Эта модель может стать
примером для других территорий, имеющих сходные
этнокультурные, географические и экономические
условия.