Сказка на ангарском берегу
Архитектурно-этнографическому музею "Тальцы" исполнилось 25 лет !I1!В Приангарье трудно найти человека, который хоть раз не побывал бы в архитектурно-этнографическом музее "Тальцы". Этому деревянному городку из русской сказки, башни, терема, усадьбы и храмы которого, сотворенные руками поколений сибирских умельцев, вольготно расположились на берегу Иркутского водохранилища, исполнилось 25 лет. 18 июля 1980 г. музей под открытым небом принял первых посетителей.
Однако история комплекса началась задолго до его
официального рождения — открытия. В 1966 г. иркутские
ученые, обеспокоенные судьбой памятников сибирского
деревянного зодчества, которые могли оказаться на дне
строящегося Усть-Илимского водохранилища, предложили
создать под Иркутском музей под открытым небом. Одним
из наиболее активных авторов идеи был директор
областного краеведческого музея Владимир Вячеславович
Свинин.
Главным архитектором проекта согласилась стать
москвичка Галина Оранская. Осуществление замысла,
превращение его в деревянную сказку потребовало от
ее создателей значительных усилий. И если бы не
жесткий, удивительно целеустремленный характер Галины
Геннадьевны, то, может быть, и не было бы сегодня на
Байкале музея, потому что строительство шло очень
трудно. Лишь с 1974 г., когда Оранская практически
переселилась в Иркутск и строительство, по просьбе
председателя горисполкома Николая Францевича
Салацкого, возглавил Константин Семенович Шаврин,
руководитель строительной организации, дело пошло на
лад.
Участвовавшие в проекте иркутяне до сих пор
вспоминают с уважением Галину Геннадьевну, эту
исключительно образованную, энергичную, а при
необходимости крутую женщину, умевшую поговорить с
мужиками так, что они норовили вытянуться по стойке
«смирно».
Музей принял первых посетителей 18 июля 1980 г. Его
торжественно открыла заведующая филиалом Тугарина
Полина Иннокентьевна. Для посещения были
подготовлены только три крестьянские усадьбы,
входящие сегодня в состав этнографической экспозиции,
которая носит название «Деревня-малодворка».
В 1990 г. было принято решение о перепрофилировании
музея деревянного зодчества в архитектурно-
этнографический, что в принципе изменило концепцию
его развития. Он получил возможность стать центром
сохранения традиционной культуры народов Восточной
Сибири. Тем не менее до 1994г. архитектурно-
этнографический комплекс «Тальцы» оставался филиалом
областного краеведческого музея и в нем действовало
всего четыре экспозиции.
В 1993 г. музей «Тальцы» возглавил Владимир Викторович
Тихонов, геолог по образованию, участник
строительства Байкало-Амурской магистрали, где он с
группой ученых проводил сейсмологические исследования
трассы.
Геолог собирает материалы в поле, а затем их
обрабатывает и анализирует. Музейный работник, по
мнению Тихонова, должен делать то же самое. Первую
этнографическую экспедицию, на остров Ольхон,
Владимир Викторович организовал буквально через три
месяца после вступления в должность. Трофеи — образцы
уникального деревянного зодчества и предметы быта
островных бурят 17 — 19 веков. Надо думать, что
сначала духи Ольхона экспедиции благоприятствовали.
Паром, который осенью часто не работает из-за
непогоды, исправно переправил экспедиционный ГАЗ-66
на остров и столь же благополучно вернул его на
материк. Неприятность произошла при возвращении
домой. За 60 километров до Усть-Орды у свежей,
после капремонта, машины полетел коленчатый вал.
Ученые быстро нашли причину: уезжая с Байкала, забыли
«побурханить» на перевале.
Благодаря организаторским способностям и энергии
молодого директора АЭМ «Тальцы» в 1994 г. стал
самостоятельным музеем областного подчинения.
Это послужило толчком для быстрого роста музея на 47-м
км Байкальского тракта.
За очень короткое время, всего за 12 лет, «Тальцы»
вошли в число лучших музеев страны под открытым
небом. Сейчас здесь, на территории в 70 гектаров,
собрано более 80 уникальных памятников истории и
архитектуры, работают 17 экспозиций.
Посетителей, особенно школьников, сразу привлекает
Спасская башня Илимского острога, почерневшие бревна
которой видели протопопа Аввакума, Ерофея Хабарова и
Радищева. Не менее интересны эвенкийское стойбище,
бурятский улус, сибирские крестьянские и казачьи
усадьбы.
В 1995 г. вышел указ президента России, в соответствии
с которым Иркутский архитектурно-этнографический
музей стал музейным комплексом общероссийского
значения. А в начале 1999 года музей «Тальцы» обрел статус
научно-методического центра Сибири и Дальнего Востока
по проблемам музеев под открытым небом.
До этого в России было лишь два таких центра —
Государственный исторический музей в Москве и
Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге.
В этом большая заслуга иркутских музейщиков,
посвятивших жизнь изучению и сохранению культуры
народов Сибири. В «Тальцах» работают известные
ученые: заслуженный работник культуры Российской
Федерации Александра Карповна Нефедьева, специалист
по православной культуре народов Восточной Сибири;
Тамара Александровна Крючкова, крупнейший эксперт по
сибирской иконописи. Почти ежегодно в музее
защищаются кандидатские диссертации. Сейчас в
«Тальцах» работают шесть кандидатов наук. Это
своеобразный рекорд для российских музеев. На будущий
год планируется защита докторской диссертации.
Пример подает директор. Как ученый в новой для себя
науке, Владимир Тихонов впервые заявил о себе на
третьем конгрессе этнографов Европы в Бухаресте. В
тезисах докладов появилась скромная публикация: «О
создании музея «Тальцы» и его инфраструктуре».
Сегодня у Тихонова насчитывается в общей сложности
140 научных трудов — по сейсмологии и сканеонологии
(наука о музеях под открытым небом).
— И 12 лет назад, и сегодня я остаюсь при твердом
убеждении, что развитие музея невозможно без
творческого научного поиска, — говорит Владимир
Тихонов. — И если 12 лет назад в музее не было ни
одного ученого, то сегодня в нем работает команда
ученых-единомышленников.
Сам директор год назад защитил кандидатскую
диссертацию по культурологии в Академии культуры в
Кемерове. Тема: «Особенности музеефикации
архитектурно-этнографических комплексов Прибайкалья».
Успеху музея способствовала и поддержка областной
администрации, повернувшейся лицом к культуре. Стало
возможным планировать экспедиции, научную и
реставрационную работу. А сам музей выбился в лидеры
по экономической эффективности. 48% расходов на
содержание и развитие музей покрывает из собственных
доходов. Это самый высокий показатель по музеям
Восточной Сибири.
Ни на один день музей не останавливался в своем
развитии. Ежегодно сдается по два-три новых объекта. В 2000
году, к примеру, музей открыл для посетителей усадьбу
Зарубина, памятник истории начала 20 века. Вскоре
вступил в строй еще один музейный экспонат — юрта
богатого бурята. Это уникальное сооружение из
пятигранных бревен площадью 120 кв. м. Готовится к
сдаче уникальное здание волостной управы, вывезенное
из старинного сибирского села Бельск.
С 2000 года музей на берегу Ангары работает и зимой и
летом без выходных. Он стал традиционным местом
отдыха для иркутян и гостей Прибайкалья.
Музей — культурный центр всей Сибири. Здесь
проводятся традиционные народные и фольклорные
праздники. В выходные и праздничные дни сюда
съезжаются тысячи людей, чтобы оказаться в той
Сибири, о которой они читали в книгах и смотрели в
кино. Большинство фильмов, в которых действие
происходит в сибирской деревне, бурятской юрте или в
эвенкийском стойбище, снималось тоже здесь. Гостей,
заморских и российских, везут сначала в «Тальцы», а
уж потом на Байкал. Популярность «47-го км» столь
велика, что в иные праздничные дни уже за километр
до «Тальцов» по тракту негде поставить машину.
Люди со всей области приезжают сюда, чтобы в
настоящем живом сибирском селе отметить Рождество,
Масленицу, Пасху, Троицу. Народ катается на тройках
с бубенцами, берет приступом снежный городок,
скатывается с ледяных горок на коровьих шкурах,
сжигает Масленицу, греется в трактире. Все, как в
старину…
В музее работают гончарная и берестяная мастерские,
имеется конюшня. Регулярно проводятся выставки
народного творчества, выступают самодеятельные и
профессиональные коллективы.
Начиная с 2000 года, когда Иркутск стал местом
проведения Байкальского экономического форума,
культурная программа БЭФ проходит исключительно в
«Тальцах».
«Тальцы» привлекают людей со всей России, со всего
мира синевой ангарской воды, удивительным простором и
ощущением, что машина времени перенесла тебя в
прошлое сибирского мира. Мира тайги, чистой воды и
предков, которые жили трудно, но зато в согласии с
природой. Они были ее частью.
Здесь, на 47-м км Байкальского тракта, где с берега
Ангары открывается великолепный вид на прибайкальскую
тайгу и вершины Хамар-Дабана, воссоздана та
культурно-историческая среда, в которой жило коренное
население Сибири, в которой русские первопроходцы
осваивали эти места. Собранные здесь уникальные
памятники истории народов Сибири могли бы сделать
честь любому аналогичному музею мира. В России же
«Тальцы» стоят наравне с такими известными в мире
музеями под открытым небом, как Кижи и Шушенское.
Сегодня архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
стал символом Приангарья, не отделимым от Байкала.