В списках не значится
Движущей силой выборов-2008 станет тема обновления власти Электоральные рейтинги потенциальных кандидатов в президенты уже довольно давно "замерли" и колеблются в пределах, не превышающих статистическую погрешность. Более того, показатели большинства вероятных претендентов на пост главы государства неуклонно приближаются все к той же допустимой социологической ошибке. Исключение, конечно, составляет лишь рейтинг действующего президента Владимира Путина. Однако, поскольку он в 2008 году не сможет избираться на третий срок, проблема поиска человека, который способен стать новым общенациональным лидером, постепенно выходит на первый план в политическом процессе.
Согласно последним исследованиям фонда «Общественное
мнение» (ФОМ), электоральный рейтинг действующего
президента Владимира Путина составляет 43%. При этом
за его «ближайших» соперников Владимира Жириновского
и Геннадия Зюганова готовы отдать голоса всего по 4%
избирателей. Сергей Шойгу, Николай Харитонов и
Сергей Глазьев имеют по 2% поддержки, а Дмитрий
Рогозин, Григорий Явлинский и Ирина Хакамада — по
1%.
На первый взгляд кажется, что до следующих
президентских выборов еще очень далеко и расклад сил
может поменяться не один раз. Например, весной 1999
года, всего за год до выборов, Владимир Путин вовсе
не попадал в электоральные рейтинги. Спустя 12
месяцев картина разительно изменилась — он победил
своих конкурентов уже в первом туре, набрав 52,9%
голосов. С другой стороны, нынешний электоральный
цикл похож на период 1999 — 2000 гг. только лишь
тем, что в России должны избрать нового президента.
Следовательно, и модель этих выборов должна
отличаться от той, которую мы видели 6-7 лет назад.
Тем не менее есть как минимум одна особенность,
которая за редким исключением присутствовала во всех
электоральных циклах и которая всегда побеждала, —
это стремление к обновлению власти. Это обновление
важно не только своей электоральной значимостью, но
еще и тем, что после этого у населения, как правило,
происходит рост позитивных ожиданий. В 2000 году
также работал механизм обновления власти. Владимир
Путин оказался именно тем человеком, кто в
наибольшей степени соответствовал общественному
запросу, даже вопреки тому, что он был преемником на
тот момент крайне непопулярного Бориса Ельцина.
Путин в 1999 — 2000 годах по всем основным имиджевым
и идеологическим параметрам был «антиельциным».
Противопоставление президента и его преемника
чувствовалось чуть ли не во всем: старый — молодой,
сильный — больной, ЦКБ — горные лыжи и т.д. Да и
внешне Путин и Ельцин — две противоположности.
Что касается остальных кандидатов в президенты в
2000 году, то большинство из них уже тогда
воспринимались как «старые» политические фигуры. Еще
в апреле 1997 года ФОМ опубликовал рейтинги
недоверия основным публичным фигурам под заголовком
«Россияне устали от своих политиков». Одни из первых
мест там занимали Владимир Жириновский, Григорий
Явлинский и Геннадий Зюганов.
Сильный эмоциональный эффект на тех выборах
произвело новогоднее обращение Бориса Ельцина, где
он просил прощения у народа и говорил о
необходимости избрания нового лидера. Тем самым он
практически избавил Владимира Путина от груза
собственного «старого» имиджа. В связи с темой
обновления знаковым является и время, когда была
произведена «самоотставка» Бориса Ельцина. Новый год
плотно связан в сознании населения с позитивными
ожиданиями и надеждами на будущее, впрочем, как и
весна, на которую выпало время проведения выборов.
Последние президентские выборы 2004 года во многом прошли
с тем же энергетическим зарядом. На фоне большинства
кандидатов Владимир Путин выглядел более «новым»
политиком. Однако в 2004 году в большей степени все же
имело место пролонгирование обновленной четыре года назад
власти. В связи с этим тема обновления должна быть
востребована на выборах 2008 года.
Кто из тех, кого сегодня называют вероятными участниками
президентской гонки 2008 года, может лучше остальных как
соответствовать общественному запросу, так и нести в себе
необходимый элемент новизны? Что касается практически всей
нынешней так называемой «право-левой» оппозиции, то за
редким исключением она выглядит уже не просто «старой», а
архаичной. Зюганов, Явлинский, Хакамада, Жириновский — все
эти имена примелькались уже давно. Вероятность того, что на
политическую арену из этой колоды «всплывет» сильный
политик (с претензией хотя бы на 30% голосов), по мере
приближения к выборам становится все меньше. Может быть,
на роль такого лидера (при определенных условиях) мог бы
претендовать Михаил Касьянов. Но не стоит забывать, что
сплотить вокруг себя всю или даже только лишь правую и
правоцентристскую часть оппозиции он вряд ли сможет.
Нельзя сказать, что Касьянов пользовался большой народной
любовью в бытность премьером.
Да и любому другому политику аккумулировать все
протестные голоса было бы очень сложно. Дело в том, что
большинство оппозиционных партий и их лидеров потеряли
львиную долю своих избирателей, оставив за собой лишь так
называемый «ядерный электорат». А он, как правило, очень
ревностно относится ко всем остальным фигурам на
политическом небосклоне, кроме своего кумира.
Тем не менее на фоне приближающегося этапа смены
президента не исключен вариант, когда группировки внутри
самой нынешней власти не смогут договориться, в результате
чего появится новая оппозиция. В недавней российской
истории уже были случаи, когда между собой боролись две
«партии власти». При таком сценарии те, кого сегодня эксперты
называют вероятными преемниками, могут оказаться по разные
стороны баррикад.
Сейчас в списках фигурируют такие имена, как Борис
Грызлов (спикер Госдумы), Дмитрий Козак (полпред
президента в Южном федеральном округе), Сергей Иванов
(министр обороны), Александр Хлопонин (губернатор
Красноярского края), Александр Ткачев (губернатор
Краснодарского края), Александр Жуков (заместитель
председателя правительства), Юрий Трутнев (министр
природных ресурсов). Конечно, при сохранении нынешней
популярности президента Путина многое будет зависеть от
того, на чью сторону склонятся его симпатии. Но он ведь
может и промолчать. Аналогом такого «раскольнического»
сценария был бы вариант, когда Владимир Путин находит не
одного, а, скажем, двух «преемников», которые борются друг с
другом за голоса избирателей.
Так как власть в 2008 должна обновиться, то «преемник» ни в
коем случае не должен быть «клоном» или «дублем» Владимира
Путина. Дело в том, что, как и в кино, в политике часто бывает
так, что «вторые серии» оказываются дороже в производстве,
но сборы от них — в несколько раз ниже.
Тем не менее пока все вышеназванные кандидаты в
«преемники» не обладают устоявшимися в широком массовом
сознании имиджами, что каждому из них дает определенную
свободу для маневра.
Что касается кандидатуры Бориса Грызлова, то она в большей
степени приемлема при парламентской республике, которая не
требует от президента постоянной публичности. Нужно
учитывать также, что, будучи уже довольно длительное время
спикером Государственной Думы (по сути, четвертым лицом в
государстве), Грызлов до сих пор не попадает ни в какие
индивидуальные рейтинги и воспринимается, скорее,
исключительно в связи с «Единой Россией».
Дмитрий Козак — совсем не публичный политик. Он известен
россиянам больше как чиновник по своему участию в разного
рода совещаниях и конференциях. Однако сейчас это скорее
плюс, чем минус, поскольку создать имидж «с чистого листа»
проще, чем избавляться от бремени негативного образа. С
одной стороны, Козак — человек во власти не новый, имеющий
богатый опыт управления. С другой — сложная ситуация в
Южном федеральном округе, за который он несет
ответственность как полпред, может наложить свой
негативный отпечаток.
О министре обороны Сергее Иванове можно сказать
приблизительно то же, что и о Дмитрии Козаке, только вместо
проблем Юга России здесь будет фигурировать пробуксовка
военной реформы.
На данный момент самыми, если так можно сказать,
«имиджево-насыщенными» из всего списка претендентов
являются губернаторы Красноярского и Краснодарского краев
Александр Хлопонин и Александр Ткачев. Оба эти края —
крупнейшие регионы России. Выборы в Красноярском крае
специалисты вообще любят называть моделью
общероссийских. Однако образы, на которых могла бы
выстраиваться кампания двух губернаторов, противоположны.
Так, Ткачев вполне мог бы играть на государственническо-
патриотическом поле, в то время как Хлопонин — на
центристско-либеральном. «Плюсом» как кандидатуры
Александра Хлопонина, так и Александра Ткачева является то,
что они оба прошли через мерило крупных региональных
выборов, где показали свою «избираемость».
Глава Министерства природных ресурсов Юрий Трутнев, в
прошлом также избиравшийся губернатор, — первопроходец
объединения регионов, не ставший пользоваться тем, что
главой образуемого Пермского края он не был и мог бы
претендовать на очередной губернаторский срок. На момент его
приглашения в правительство довольно много говорилось о
его вероятном «преемничестве». В
отличие от Александра Хлопонина и Александра Ткачева
Юрий Трутнев менее узнаваем в общероссийском масштабе,
что при значительном временном ресурсе, который у власти
пока имеется, расширяет поле для построения имиджа.
Также поговаривали, что на роль преемника может
претендовать Александр Жуков, именно с этим было связано
его перемещение из Думы в правительство, где, по мнению
некоторых аналитиков, впоследствии он должен сменить
Михаила Фрадкова на премьерском посту. Пока, правда,
создается впечатление, что, перейдя на должность замглавы
кабинета министров, Александр Жуков стал менее заметен,
нежели на своем бывшем посту в парламенте. С другой
стороны, если нынешнему кабинету, возглавляемому
Михаилом Фрадковым, суждено уйти в отставку и взять на
себя ответственность за какие-либо социальные или
экономические неудачи, то «малозаметность» может сыграть
Александру Жукову как раз на руку.
«Шерше ля фам» — после событий в Грузии и Украине стало
модно искать женщин, способных, вероятно, не только
поднимать революции, но и не допускать их. Пока
просматривается только один вариант женщины-преемника —
это губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко,
однако это маловероятно. Во-первых,
согласно опросам ФОМ (данные всероссийского опроса за 2004
год), только 57% населения допускают возможность
голосования за женщину-кандидата в президенты РФ, а 26%
респондентов в принципе не стали бы этого делать. Во-вторых,
выборы в родном Санкт-Петербурге для нее были достаточно
тяжелыми.
Как бы то ни было, делая любые прогнозы на 2008 год, стоит
отдавать себе отчет в том, что политический процесс в России
развивается гораздо быстрее, чем в западных странах. Так что
ситуация в короткий срок может измениться до
неузнаваемости.