Долина снежных легенд
Государственный заказник «Шумакский» — это
не только подземные ключи и минеральные источники, о
которых мы рассказали в «ВСП»
от 30-31 июля. Это и неповторимость окружающих гор,
долины и распадки с их целебными травами, озера и
водопады, наконец — это места обитания буддийских
божеств. Один из иностранных туристов, побродив в
окрестностях Шумака, с серьезным видом заявил: «Не
удивлюсь, если завтра найду здесь горсть изумрудов». А
почему нет? Во всяком случае, некоторые специалисты
утверждают, что в этих краях рассыпана вся таблица
Менделеева, все богатства природы. И самая большая их
ценность в том, что действуют они на человеческий
организм незамедлительно. Здесь сердце бьется в унисон
со Вселенной, тело становится невесомым, организм —
деятельным.
Столбы
Уже на второй день пребывания на Шумаке отдыхающие
намечают маршруты предстоящих походов. Первым делом,
естественно, источники и ванны. Затем Столбы, озера и
водопады, долина Золотого корня, рыбалка, сбор трав и
растений, ягод и грибов…
Наша группа не стала исключением, хотя большинство
посещают эти места не впервой. Первым объектом выбрали
Столбы — место обитания бурятских божеств.
В путь отправились после легкого завтрака. Идти вниз
за убегающим на встречу с Иркутом Шумаком особого
труда не составляло, да и двигались мы по хорошо
укатанной конскими копытами тропе, которая то
ускользала в заболоченных местах, то стремительно
взбегала на каменистые склоны. Справа и слева — совсем
вроде рядом! — горы. Левый берег, изрезанный ручьями и
речками с полукружьями долин и распадков, причудливой
архитектурой скал, — и в самом деле вот он, рукой
подать. Правый, по которому мы продвигались, поросший
могучими соснами, кедрачом и елями, открывал для глаз
лишь уходящие к горизонту гольцы, на их дальних
склонах белыми бусинками обозначались водопады.
Но контрастность шумаковским пейзажам придают не
только эти постоянные приметы. Наш путь то и дело
преграждали стремительные горные речки, форсировать
которые приходилось не без труда. Слава богу,
к месту мы явились без потерь, хотя и с
опозданием от намеченного графика.
Открылись Столбы неожиданно, за очередным из поворотов
реки — все десять. Огромные каменные изваяния,
выпиленные и отполированные скульптором — природой,
гордо и величаво стоят в объятиях скал не одно
тысячелетие. У одного из них зияет небольшой
просвет: по-видимому хотел вырваться из-под опеки
мощной скалы, но до конца освободиться так и не
удалось.
При виде этих каменных изваяний вся наша группа
приумолкла, а когда «брызгали» хозяину Шумака и
Столбов, то разговаривали вполголоса. Само место
паломничества, рядом стоящие сосны и ели были
разукрашены лентами, на камнях огражденного
кострища — масса всевозможных подношений и
благодарностей. Ни один турист не обходит стороной это
святое место.
Медитировали и мы, выпрашивая у божества различные
милости. Некоторые потом рассказывали, что в процессе
медитации слышали голоса зверей, молитвенные псалмы,
шорохи шагов… Говорят, по ночам здесь появляется
древний старец с огромной седой бородой. Лично я
попросил у Столбов лишь удачной рыбалки. И они не
отказали. В одной из шумакских ямок выудил два десятка
харюзков, из которых получилась отменная уха.
Травы, травы, травы…
Вечером за ушицей обсуждали следующий маршрут похода.
Здесь мнения разделились: одни рвались к водопаду,
другие — на озера, третьи — в Золотую долину…
Мне, к большому сожалению, выпало дежурство по кухне,
график которого в нашей группе соблюдался беспрекословно.
Сварганив борщ из свежей капусты, мы с напарником
заспорили, что подать из напитков: компот, чай или
кофе.
— Конечно, чай с сагандайлей, — раздался за спиной
женский голос. — Это будет лучшим лекарством для
утомленного после похода организма.
Поздоровавшись, незнакомка устало сбросила с себя
рюкзак, спрятала выбившуюся из-под накидки прядь мокрых
волос: «Надо же, угораздило под дождь попасть».
Спохватившись, представилась: «Инструктор по туризму
из Новосибирска Ирина Бородина… Вчера проскочила
перевал — жуть».
— Вы что, одна идете? — оторвался от костра напарник.
— Предпочитаю путешествовать в одиночку,- кивнула
незнакомка. — Сжилась, слилась с природой, каждое лето
в походах. В горы попала — я уже дома, а в квартире
места не нахожу.
В свое время Ирина закончила Новосибирский технический
университет, работала программистом. Перестройка и
реформы отправили ее на «барахолку» (дети малые, надо
было кормить), однако такой «бизнес» оказался ей не по
душе. Занялась туризмом, горными лыжами. Водит
тургруппы, изучает новые маршруты. Побывала на Алтае,
Памире, Тянь-Шане, Саянах, Камчатке… На Шумак
пришла после трехнедельных скитаний по Хамар-Дабану.
Там повстречалась с медведем. «Готовлю ужин, вдруг за
спиной треск, оглядываюсь — медвежья морда в 50 шагах.
В голове мелькнуло: чем угощать, если подойдет? Хорошо,
стеснительным оказался косолапый, ушел в бурелом».
Спустившись с Хамар-Дабана, женщина на перекладных
добралась до Култука, оттуда на маршрутке до Ниловки и
вот уже на Шумаке. «По тропам чего не ходить, словно в
парке», — ответила на вопрос об усталости 52-летняя
женщина.
— Наверное, недешевы такие походы для вашего бюджета?
— С дорогой, думаю, тысячи в три уложусь,- ответила
собеседница. — Чего хочу? Дарить людям радость,
здоровье.
За чай с сухарями женщина одарила нас образцами
золотого корня и отправилась ставить свою походную
палатку. Уходя, кивнула на ведро с чаем: «Травы Шумака
намного сильнее, чем в других местах».
Турист из Тольятти Алексей Коробченко
подтвердил: «Здешняя сагандайля сильнее даже
женьшеня». Алексей уже не один год ходит за
травами и кореньями. Собирает в основном на
просторах Сибири, в Китае. Его профессия — тибетолог,
или, как он выразился, восточная медицина (иголки и
массаж, травы и коренья). Это накопленные
тысячелетиями и опытом знания целебных свойств
растений. Из приграничных районов Забайкалья, Китая и
Монголии тибетская медицина проникла на территорию
Прибайкалья, распространилась по всей России.
В Тольятти у Алексея домашняя лаборатория,
сам готовит лекарства, сам лечит. На Шумаке он спас
женщину от сердечного приступа. Глубокой ночью в
непогоду Алексей в сопровождении двух ребят из
Ангарска отправился к Столбам, где приключилось
несчастье, он оказал помощь.
Когда мы попросили его рассказать о целебных травах
Шумака, Алексей ответил: «Здесь есть все: упомянутая
выше сагандайля (белое крыло), родиола розовая (золотой
корень), кашкара, кружевница, листья черной смородины,
верблюжья колючка, шлемник байкальский, папоротник
пахучий, барбарис сибирский… Но я никому ничего не
показываю — боюсь, выгребут все дочиста».
И он во многом прав. В прежние времена, рассказывали проводники из
с.Туран Дарма Доржиевич и Лопсон Бадмаевич, здесь
белки кормились из рук туристов, на тропе можно было
встретить горных баранов, водился соболек… Все
перестреляли.
Лично мне за 21 день пребывания встретилась лишь
белочка. Вот и оказалось, что для людей Шумак —
источник жизни, а для зверей… «Вертолетами грязи
вывозят, травы уничтожают, зверя напрочь выбили», —
качали головами аборигены. Им ли не сокрушаться, если
туризм для жителей Турана единственный заработок.
Больше работать негде. Разводят коней, обучают их по
2-3 года и сопровождают туристов. Маршрут тяжелый,
бывает, на перевале гибнут лошади.
Хозяева Шумака
«Кто здесь хозяин?» — то и дело интересовались
прибывающие туристы. Мы лишь пожимали плечами:
«Наверное, буддийские божества». «А где найти
Сайкова, проводники говорят, он тут всем помогает».
На протяжении двух десятилетий Василий Иванович
неизменно посещает эти края и знает их как свои пять
пальцев. «Меня лама научил понимать Шумак», — не раз
слышал из его уст. Специфика источников,
какие ванны, сколько необходимо находиться здесь, чтобы
у человека обновилась кожа или кровь, улучшилось
зрение, разгладились морщинки, — все ему ведомо.
Немало сил и старания приложил он к обустройству
долины и источников. Все брусовые дома здесь собраны
в бытность работы в Слюдянском районе старательской
артели «Саяны», естественно, не без участия тогдашнего
начальника райотдела внутренних дел, а ныне — мэра.
— Я не люблю город: слишком тесно там, зимой задыхаюсь
в четырех стенах. А Шумак — это здоровье, нет
отдыха лучше.
«Отдых» для него — это помощь прибывающим туристам
в размещении, устройство разрушенных переходов через
своенравный Шумак, организация и проведение
мероприятий по случаю празднования Сурхарбана… Этот
праздник в честь хозяев гор традиционно проходит в
первый летний месяц, когда Шумак расцветает и
предстает во всей красе.
Целый день на волейбольной площадке проходят
соревнования по вольной борьбе, перетягиванию каната,
волейболу, бегу и др. Победителей награждают тушенкой,
сгущенкой, конфетами… Американцу Джону Патрику жюри
присудило банку улан-удэнской тушенки, чтобы тот на
родине угостил друзей, но он не понял замысла
организаторов и тут же ее слопал сам. Организаторам
праздника пришлось раскошеливаться на другую. А
вечером — большой праздничный концерт силами туристов.
В прошлом году здесь отдыхала семья Железняковых из
Москвы: Николай Викторович — руководитель ансамбля
песни и пляски МВД России — организовал конкурс «Мисс
Шумак 2004 г.», исполнил около двадцати песен.
Растянулся праздник аж на два дня…
Сайков лишнего у тайги не возьмет и другому не даст. Не любит грабителей и
смутьянов. Считает, что страстями и борьбой, в которые
мы погружены по макушку, делу не поможешь.Каждый
должен забить свой гвоздь. Созерцателей и мыслителей без нас
хватает. Презирает мафиози и перекупщиков, именующих себя
предпринимателями.
— Представляете, даже сюда, в госзаказник добрались,
— возмущается Василий Иванович. — Мечтают откупить
участок, огородиться забором и торговать местом под
солнцем. Я им без обиняков заявил, что здешний народ
их не потерпит: сожгут все и самих в Шумак покидают.
Не могу даже представить себя стоящим в очереди за
билетиком к источнику или ванне.
Думается, подобная постановка вопроса совершенно
оправданна. Конечно, любое кардинальное решение дается
нелегко. Гораздо проще действовать по старинке, идя
путем проторенным, привычным. Но свои взаимоотношения
с природой мы уже не можем мерить старыми мерками,
должны заглядывать далеко вперед, предвидеть, как наши
сегодняшние действия отзовутся через годы.
…Уже садясь в вертолет, заметили спустившуюся с
перевала очередную группу туристов. Они пришли
отдохнуть и подлечиться. Дай им ,Шумак, все, что они
заслужили, преодолев 75 км горной тропы.