издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взять количеством!

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Торговая инфраструктура меняется стремительно. В этом году на торговые сети в Иркутске приходится уже более 22% покупок. Эта цифра
приблизительно соответствует доле магазинов современного формата —
гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры — в торговле продовольственными
товарами в России. По информации аналитической компании ACNielsen, по
стране она достигала 21% в 2004 году против 9% в 2003 году. При этом доля
открытых рынков снизилась до 25% против 28%, традиционных магазинов — до
45% с 56%, доля киосков и павильонов выросла до 9% с 7%.

В Росстате констатируют: оборот розничной торговли в России в 2004 году
вырос на 12,1% по сравнению с 2003 годом и составил 5,6 трлн. рублей. В
отличие от прочих отраслей экономики торговля справляется с задачей
удвоения ВВП. Поверьте, про удвоение ВВП это была не шутка. В прошлом году
товарооборот розничной торговли вырос в областном центре на 13,7% и
составил 37 млрд. рублей. В Иркутске за год появился 21 новый объект
торговли, на их организацию было потрачено около 300 млн. рублей. В
городе работают без малого тысяча магазинов, более 1300 киосков, 6 оптовых
рынков. В сфере торговли заняты десятки тысяч людей.

У населения заметно выросли доходы, стало быть, оно стало больше тратить
денег, стремиться к комфорту и сервису. Покупатели ищут качество, отдают
предпочтение свежим товарам и хотят приобретать их недалеко от дома.
Поэтому эксперты считают, что наиболее перспективный формат для России —
супермаркет. И, по прогнозам компании Rewe Zentral AG, в крупных российских
городах доля супермаркетов составит уже в ближайшее время 30-40%.

Иркутские предприниматели, понимая это, создают сети. И как могут развивают
этот бизнес. В Иркутске уже давно не открываются супермаркеты-
«одиночки». Позволить себе открыть магазин, оборудованный как супермаркет,
могут крупные компании, владеющие несколькими торговыми точками.
Иркутские сети возникают, как правило, на базе предприятий оптовой торговли.
К примеру, супермаркеты «Багира» стали розничным подразделением фирмы
«Сибатом», компания «Амик» открыла магазины-склады «Бонус», «Cash&Kerry». О жесткой конкуренции между ними говорить пока рано. Это
обстоятельство может служить оправданием причудливых форм соревнования
между сетями, когда вслед за одной компанией свое присутствие в районе
спешит обозначить и конкурент.

Причем эксперты отмечают, что сами сети, вероятно, не подозревают о наличии
у себя стадного чувства, объясняя свое поведение логистикой, дефицитом
торговых площадей и предпочтениями потребителей. Пока эти магазины
сосуществуют. Покупателей хватает, что оправдывает даже столь
парадоксальное решение «Слаты» открыть свой магазин по улице Карла Маркса
в аккурат напротив «Цезаря». Оба магазина ориентированы на покупателей
одного достатка.

Возникает закономерный вопрос: почему растущее количество объектов торговли не
заставляет их собственников думать о качестве предоставляемой услуги? Это к
тому, что, рассчитываясь за покупки, все чаще хочется увидеть не только чек, но
и улыбку продавца. И если с чеками в последнее время становится все лучше, то
со вторым — без изменений. Формацию человека по профессии продавец в нашей
стране не меняют рыночные приемы. Видимо, сильна генетическая память.
В современных магазинах приходится добиваться симпатий не только
продавца, но и охранника, а вместе с ним и администратора зала.

На мой взгляд, существует совершенно очевидный разрыв между постоянно
модернизирующейся инфраструктурой торговых предприятий и качеством
управления персоналом. Иначе как объяснить наличие в продаже наших
супермаркетов испорченной рыбы, которую принято так обильно пеленать в
полиэтиленовую пленку, что обнаружить низкое качество продукта можно
только придя домой. Согласитесь, редко удается купить упакованные овощи или
фрукты, чтобы в упаковке не обнаружилось хоть одно, но с гнильцой, яблоко
(помидор, огурец и т.п.) Кто не попадал в супермаркет, где ценники развешаны
в известном только администратору порядке? В этом случае попытка прояснить
для себя вопрос цены превращается в потерю времени и нервов. А иной раз и
денег, потому что над товаром висел «не тот ценник».

Уместно ли списывать возникающие проблемы на болезнь роста? Мол,
предприятия интенсивно развиваются, за всем не усмотришь. Вот появится их
большое количество, начнут бороться за покупателя. Отчасти с этим стоит согласиться. А так хочется, чтобы на
рынке уже сейчас появлялись игроки, которых в борьбе за покупателя беспокоит не только
вопрос количества магазинов, но и качества обслуживания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры