издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человек с сильной душой

90 лет исполнилось бы вчера знаменитому иркутскому живописцу, народному художнику России Виталию Рогалю. Люди, хорошо знавшие его, не сомневались, что человек с такой неиссякаемой энергией и жизненной силой доживет до этого дня, чтобы отпраздновать его в кругу друзей и родных. Однако Виталий Рогаль ушел из жизни полгода назад.

И потому день, в который предполагалось чествовать художника, стал днем его памяти.
На доме, где он жил, вчера открыли мемориальную доску, у которой звучали теплые
слова и оживали добрые воспоминания об ушедшем мастере.

Виталий Рогаль, родившийся на Украине, переехал в Иркутскую область в 1935 году —
спустя несколько лет после того, как сюда были сосланы его родители. Здесь он закончил
изопедтехникум по специальности учитель черчения и рисования. Впрочем, то, что его
судьба — живопись, он определил для себя еще раньше, когда его сельский учитель
рисования выбрал для первой Всемирной выставки детского рисунка несколько работ
Виталия. А за дипломную работу при окончании изопедтехникума «Приезд колхозников-
переселенцев в Восточную Сибирь» (1941 г.) Виталий Рогаль был удостоен отличной
оценки и права на дальнейшее обучение во Всероссийской академии художеств.

Однако война помешала сбыться этим планам. Молодой художник отправился в армию,
причем, уходя туда, он провозгласил свой девиз: «Ни дня без рисунка! Я буду бойцом и
художником одновременно». И Рогаль выполнил свое обещание.
Он рисовал и на
Забайкальском фронте, и, позже, на передовых Западного фронта. За время войны
военный художник, гвардии рядовой Виталий Pогаль участвовал в 11 фронтовых
выставках, о них писали газеты «Красная звезда» и «На боевом посту», передавали в
сводках Совинформбюро. В 1945 г. часть рисунков забрал в свою коллекцию
Центральный музей Советской Армии.

А в 1946 году, после демобилизации, художник вновь приезжает в Иркутск. В это время и
в этом месте его путь художника-пейзажиста в искусстве определяется окончательно,
основной темой творчества становится неповторимая природа Байкала, величие Саян,
красота Ангары. Постепенно в его творчестве намечается поворот и к индустриальному
пейзажу. В конце 1970-х годов в произведениях В. Рогаля появляется тема
строительства БАМа.

Тогда же, семидесятых годах, художник открывает для себя спокойное величие и
эпичность пейзажей Монголии, которая навсегда входит в его творчество. Всего Виталий
Рогаль написал более трех тысяч полотен, не случайно его называли самым
трудолюбивым художником.

Впрочем, его помнят не только как талантливого мастера. Это был еще и очень активный
человек, полный энтузиазма и жизненной энергии. Он много лет возглавлял Иркутское
отделение Союза художников России. И для союза время, когда им
руководил Виталий Рогаль, — это целая эпоха, причем эпоха больших свершений,
движения вперед даже в самые застойные времена. Воспоминанием
об этом времени стало здание в центре Иркутска, где сегодня размещаются Союз
художников, мастерские и выставочные галереи. Именно Виталий Рогаль добился от
властей принятия решения о строительстве здания. Он же всегда, даже в самые трудные
времена, умел организовать выезды художников на пленэр, обеспечивал их транспортом и
жильем. По его инициативе началось строительство Дома творчества на Байкале, правда,
превратившееся в долгострой и завершенное только в восьмидесятых годах, уже при его
преемнике.

Кроме того, Виталия Рогаля всегда выбирали делегатом съездов Союза художников. И не
потому, что он занимал руководящую должность, а потому, что знали: никто другой не
сможет так активно порадеть за интересы сибирских художников, привлечь внимание к
себе и своим идеям. «Маленьким человеком с сильной душой» называли его коллеги.

Обо всем этом и многом другом вспоминали люди, собравшиеся
вчера, несмотря на капризы
погоды, у дома на улице Карла Маркса, чтобы увидеть, как белая ткань соскользнет с
темной мемориальной плиты, увековечивающей память об ушедшем мастере. Теплыми
словами его вспомнили и заместитель мэра Иркутска Нина Алаева, и писатель
Валентин Распутин, и бывший и нынешний председатели Иркутского отделения Союза
художников России Виталий Смагин и Александр Муравьев.

Затем присутствующие — родные и близкие, художники и почетные граждане города
Иркутска, в число которых входил и В. Рогаль, — отправились на кладбище к его могиле.
Здесь в этот день открывался памятный обелиск.

И в этот же день в Иркутском городском выставочном зале
имени В. С. Рогаля открывалась
традиционная ежегодная выставка его работ. Но впервые за многие годы на ее открытии
не было самого автора. Хотя и это не совсем верно. Пристально, словно живой, смотрел
он на гостей выставки с портрета, мастерски выполненного его коллегой. И с каждого
полотна веяло духом Виталия Рогаля, его мыслями и мировосприятием. Картины рассказывали о том,
что больше всего любил в этом мире ушедший художник: о
спокойных и вспененных водах
Байкала, бескрайних монгольских степях, душистой свежей голубике и только что собранных
грибах, суровых и прекрасных просторах Сибири.

О потаенных мыслях и рождении великих замыслов мастера повествовали его дневники.
Впрочем, это не то, что мы обычно вкладываем в понятие «дневник». Это несколько
десятков папок, где собраны заметки о его многочисленных путешествиях,
сопровождаемые эскизами, зарисовками и этюдами, из которых впоследствии в
мастерской художника и рождались его полотна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры