"И гаммой светлой дух возвысить..."
Дуэт пианистов лауреата конкурса имени Прокофьева Владимира Беломестных и выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Елены Кузнецовой звучал гармонично и возвышенно. Казалось, музыканты объединены одним дыханием, одной верой в музыку. В органном зале Иркутской областной филармонии они исполняли произведения Мориса Равеля и Сергея Рахманинова.
Единение исполнителей не случайно. Они супруги, дуэт сложился еще в
консерватории, где они учились на одном курсе. Студенчество у каждого
начиналось по-разному: Владимир — наш земляк, мальчик из Шелехова —
поступил сначала в музыкальную школу при консерватории, потом были годы
учебы. Елена приехала в Санкт-Петербург по окончании музыкального
училища в Калининграде.
Владимир думал, что на выпускном экзамене получит отличную оценку, на
самом деле она оказалась ниже. Несправедливость исправил конкурс
имени Прокофьева, на котором Беломестных был признан лучшим пианистом
Санкт-Петербурга, получил денежную премию мэрии и право поступления в
аспирантуру. По ее окончании Владимир мог бы преподавать в консерватории, но
путь туда ему был заказан.
Он пробовал дальше принимать участие в конкурсах.
Поехал в Монреаль (до сих пор не понимает, почему так далеко) и… не вошел в
число лауреатов. Сам-то не очень расстроился, но были огорчены его
друзья, у которых Владимир останавливался. Музыканты, они
просто не понимали, почему он, блистательный исполнитель, не
оказался среди победителей.
Другой опыт — участие во Всероссийском конкурсе
пианистов — вверг его в уныние. Проходил конкурс в
городе Казани, победителями там стали местные
музыканты, которые не могли даже доиграть
произведение до конца.
Молодой человек из Сибири начал самостоятельно, без чьей-либо поддержки
делать карьеру в северной столице. Отлученный от консерватории, свое место
он нашел в государственном университете, в котором создал оперную студию.
Первые концерты вызвали необычайный интерес в музыкальных кругах Санкт-
Петербурга. После первых выступлений Владимир повысил планку, студийцы начали
репетировать в концертном исполнении оперу Римского-Корсакова «Садко».
Беломестных в этом проекте был режиссером и дирижером, концертмейстером
и администратором. Премьера состоялась весной этого года. В
спектакле принимали участие шесть музыкальных коллективов университета,
партию Садко пел солист Мариинского театра Юрий Марусин. Для Владимира
это была работа на износ.
Занимаясь совершенствованием исполнительского мастерства, интерпретацией
музыкальных произведений, он все чаще задумывался о философии,
заключенной в музыке. Стал искать
выход накопленным знаниям в теоретической работе, начал писать
кандидатскую диссертацию. Но без аспирантуры защититься
невозможно. Он поступил на факультет философии человека кафедры эстетики
и этики педагогического университета имени Герцена. Заочно будет учиться
четыре года, занимаясь параллельно преподаванием теоретических дисциплин.
Нагрузка для практикующего музыканта огромная.
Кроме всего перечисленного, в нынешнем году Владимир получил приглашение от
Владислава Александровича Чернушенко на работу в Санкт-Петербургскую
государственную капеллу. Художественный руководитель прославленного на
весь мир коллектива предоставил молодому исполнителю полную свободу,
возможность сольных выступлений.
Предложение для Владимира Беломестных лестное.
Он сам не может понять, почему Владислав Александрович, зная его еще со
студенческой скамьи, сделал предложение спустя десять лет после окончания
консерватории.
Стремясь к сольным выступлениям, Владимир заботится о том, чтобы и его
жена Елена Кузнецова тоже занималась концертной деятельностью. «Это
необходимо для саморазвития, — говорит он, — и слушатели, как мне кажется,
могут получать удовольствие от ее талантливой игры». Елене тоже не просто
находить время для репетиций, она работает концертмейстером в музыкальном
училище имени Римского-Корсакова.
Супруги поддерживают друг друга. Вместе выступают в государственном
университете, в капелле, малом зале филармонии. Считают, что их дуэт
сложился окончательно четыре года назад, когда они в своей комнате
в коммунальной
квартире (увы, суровые будни жизни музыкантов) поставили рядом два
пианино. В этом году, приехав в Шелехов, хотели только отдыхать, но как
можно было отказаться от выступления в органном зале, где концерта двух
пианистов никогда не было? Выступление музыкантов было вдохновенным,
принесло настоящее наслаждение его слушателям.
В исполнении Беломестных и Кузнецовой произведения разных композиторов
объединяло страстное и вместе с тем философское звучание. Особую
интерпретацию
получил «Вальс». У Мориса Равеля он написан как самостоятельное
произведение, у Сергея Рахманинова — как часть из «Симфонических танцев» для
балета «Скифы». Легкий, головокружительный вальс всегда ассоциируется со
Штраусом, его светлым началом жизни, любовными
отношениями мужчины и женщины. У композиторов начала века этот танец
лишен романтического представления о мире, это скорее фантасмагория, в
которой Равель отражал переживаемые в годы первой мировой войны
чувства, а Рахманинов — свою тоску по утраченной Родине.
Исполнители тонко понимают музыкальный мир композиторов, далеких друг
от друга, но близких по мировоззрению, тоскующих по утраченной гармонии.
Владимир Беломестных и Елена Кузнецова исполнили музыку, стремящуюся
восполнить эмоциональные утраты в жизни человека. Музыку композиторов,
объединивших в своих произведениях возвышенное, светлое и трагическое.