издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтяной дефицит

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Китай может недополучить 3 миллиона тонн российской нефти Восточно-Сибирская железная дорога рискует потерять в 2005 году часть запланированного оборота. ОАО "РЖД" может скорректировать свои планы по транспортировке нефти в Китай в 2005 году. В компании прогнозируют, что объем перевозки составит 7 млн. тонн, а не 10 млн., как предполагали железнодорожники еще в начале года. В срыве своих амбициозных планов РЖД обвиняет нефтяников, которые не справляются со своими обязательствами по отгрузке сырья.

В понедельник Восточно-Сибирская железная дорога обнародовала результаты работы в
январе — июле. Приведенные цифры вновь обратили внимание экспертов на ход выполнения
межправительственного российско-китайского соглашения о поставках нефти в КНР. За семь
месяцев 2005 года в Китай было направлено 4,4 млн. тонн сырой нефти. Эти данные почти на
четверть превосходят показатели прошлого года, когда за семь месяцев было перевезено 3,6
млн. тонн. Однако растущие цифры по транспортировке нефти не могут утешить
железнодорожников: за оставшееся время нефтяные компании будут не в состоянии отгрузить
5,6 млн. тонн.

Партнерами РЖД в этом проекте являются компании ЮКОС, ЛУКОЙЛ и Роснефть. В течение
года они должны поставить в Китай 10 млн. тонн сырой нефти. На долю ЮКОСа и ЛУКОЙЛа
приходится по 3 млн. тонн, Роснефти — 4 млн., с увеличением в будущем году до 9 млн. В
2006 году по железной дороге в КНР планируется поставить уже 15 млн. тонн. Между тем
РЖД прогнозирует отгрузку нефти в текущем году на уровне 7 млн. тонн. В пресс-службе
компании заявили, что «это только прогноз» и договоры с нефтяниками пока не претерпели
изменений. К примеру, с Роснефтью отношения железнодорожников зарегулированы до 2008
года, с ЛУКОЙЛом — только на год.

«Мы готовы перевезти в этом году 10 млн. тонн нефти, под этот объем осваиваются огромные
средства на увеличение пропускной способности дороги, но перевезем столько, сколько нам
предоставят нефтяники», — заявили в пресс-службе дороги. В РЖД полагают, что Роснефть не
выполнит свои обязательства из-за дефицита нефтеналивных мощностей. «Это проблема
нефтяников. Это их бизнес, о его расширении они должны заботиться сами», — считают в
РЖД.

Железная дорога является единственной транспортной артерией, позволяющей вывозить
нефть в восточном направлении. В районе станций ВСЖД Суховская и Зуй, в нескольких
километрах от Ангарска, находится конечная точка магистрального нефтепровода АК
«Транснефть». Перекачка нефти из трубы в цистерны ведется на территории промплощадки
Ангарской нефтехимической компании, принадлежащей компании ЮКОС, а также на станции
Зуй — на эстакаде, которая является собственностью Роснефти. Последняя обеспечивает
прокачку нефти для нужд дальневосточных НПЗ. Нефть на экспорт отгружается на
мощностях АНХК. Максимальный объем нефти, который может быть перекачан в Ангарске,
составляет около 7 млн. тонн в год, соответственно от 600 до 650 тыс. тонн.

В Роснефти собрались увеличить нефтеналив на станции Зуй, проведя реконструкцию. Но о
параметрах работ, которые планируется провести, в компании сообщить не смогли. Известно
лишь, что проект будет завершен в 2006 году. Там также не захотели говорить о возможностях
корректировки договора с железной дорогой.

По мнению представителя ЛУКОЙЛа, проблема кроется не только в низкой пропускной
способности нефтеналивных установок. Перевозка нефти железнодорожным транспортом
невыгодна даже при существующих ценах на нефть. ЛУКОЙЛ прекратил отгрузку в Китай в
начале лета. «Мы вышли из проекта. Слишком высок тариф на перевозку, в первом полугодии
он еще подрос», — сказал наш собеседник. В компании отказались назвать объем нефти,
отгруженной с начала года КНР.

Но на основании информации ВСЖД можно сделать вывод, что совокупные поставки
ЛУКОЙЛа и Роснефти за семь месяцев составили 2,8 млн. тонн, а на долю ЮКОСа пришлось
около 1,6 млн. тонн. Только в июле ВСЖД было перевезено 665,8 тыс. тонн. Через
пограничные переходы в Наушках — 198,3 тыс. тонн и через Забайкальск — 467,5 тыс. тонн. По
мнению аналитика ГК «Регион» Константина Гуляева, подобная ритмичность может
обеспечить отгрузку в Китай в объеме не более 8 млн. тонн.

К. Гуляев убежден, что Роснефть не сможет компенсировать поставки выбывшего из проекта
ЛУКОЙЛа. ЮКОС, направляющий на экспорт около 10% добываемой нефти (по итогам года
это составит около 3 млн. тонн), также не в состоянии залатать образующуюся «дыру». Из
китайского железнодорожного проекта уходят и другие игроки. Поставки нефти в КНР, пусть
очень незначительные, прекратила Сибнефть, рассказал Константин Гуляев. Причина одна —
нерентабельность направления, и этим стоит озаботиться правительству, если чиновники
хотят выполнить соглашение с Китаем, считает он.

Сейчас даже самые лояльные властям компании не рвутся на китайский рынок. Однако крепко
привязанными к восточным партнерам оказались ЮКОС, первым три года назад
заключившим контракт с КНР, и Роснефть. В 2004 году ЮКОС отказался от части китайских
контрактов, оставив за собой поставки нефти по более короткому, а значит, более выгодному
маршруту, через Наушки. Между тем Роснефть, купив в декабре Юганскнефтегаз, основной
добычной актив ЮКОСа, приняла на себя часть обязательств попавшей в опалу компании.
Роснефть ни под каким предлогом не может отказаться от проекта, хотя бы потому, что в
сделке по Юганскнефтегазу так или иначе участвовали китайские деньги, подчеркнул
Константин Гуляев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры