Молчание - знак согласия?
Недавно Усолье-Сибирское было малоизвестным городом со стандартной ситуацией: маленький бюджет, спад промышленности и плохие дороги. Но в последнее время Усолье-Сибирское получило еще и скандальную репутацию. Началось все с выборов нового состава городской Думы: депутаты сразу стали ставить перед местными властями неудобные вопросы. Первое их разбирательство относилось к ликвидации трамвайных путей в промышленную зону.
Вроде бы все действия со стороны муниципального МУП «Электроавтотранс» логичны:
нет промышленности, нет путей. Маршрут трамвая до конечной — химфармкомбината — был
убыточен, его периодически сокращали. И все равно, кроме расходов, он ничего родному
муниципалитету не приносил, хотя для дачников и работников химфарма и ТЭЦ был
просто незаменимым видом транспорта. «Ненужные» муниципалитету пути разобрали.
Тогда, помнится, депутатам не понравилось, как МУП распорядился шпалами и грунтом.
Как-то не по-хозяйски, без всякой выгоды для города. Оказывается, эти земные залежи
дорого стоили и были успешно использованы предприятием «Степ». Эта фирма вообще
заслужила самое пристальное внимание депутатов, так как за годы деятельности Евгения
Кустоса на высоком посту некоторые муниципальные активы оказались именно под этой
вывеской.
Дальше — больше. Как заявил в одном из интервью председатель бюджетной комиссии
депутат Александр Шрейфогель, «чем дольше мы разбираемся, тем больше сталкиваемся
с прямым криминалитетом».
Сначала объясняться перед местными парламентариями приходилось только директору
«Электроавтотранса» Юрию Моисееву, потом депутаты стали ставить жесткие вопросы
более широкому кругу муниципальных служащих. Отвечать уже и перед прокуратурой и
перед усольским парламентом пришлось руководителям муниципальных предприятий
«Информационный центр «Усолье» Ларисе Волошиной, ПО «Тепловодоканал» Михаилу
Малому, а потом чиновникам администрации и, наконец, самому мэру, на которого
сводились все ниточки. На Думе депутатами высказывались прямые обвинения в
неэффективном распоряжении городской собственностью, в переводе активов города в
частные предприятия и в стремлении личного обогащения путем захвата общественных
ресурсов. Основная претензия депутатов заключалась в действиях работников
муниципальных предприятий и работников администрации, которыми они наносили
прямой вред муниципальному хозяйству.
Последний крупный скандал разыгрался вокруг оборудования водозабора, которое
руководство муниципального предприятия ПО «Тепловодоканал» с согласия мэра города
приобрело у неизвестной фирмы «Энерго-Менеджмент Аншальт»
из Лихтенштейна.
Об этой серьезной и решающей для города сделке почти на семь миллионов евро
депутаты узнали только за три месяца до фактического исполнения договора между МУП
ПО «ТВК» и фирмой-посредником, а именно — в мае месяце. То есть через полгода после
заключения договора. На фоне этой скрытой договоренности депутаты пытались внести
поправки в устав, которые ограничивают действия мэра в отношении распоряжения
муниципальной собственностью. В конечном счете они единогласно преодолели вето
мэра и ввели поправку, в соответствии с которой ни один муниципальный объект не будет
приватизирован, продан или сдан в аренду без согласования с Думой.
Эта вынужденная мера была продиктована тем, что в городе начало процветать махровым
цветом кумовство. Доказать это сложно, поэтому депутаты, по-видимому, решили
законодательно пресечь невыгодные для города сделки
в будущем.
Но как ни пытались они легализовать все сделки с недвижимостью и сделать их
очевидными для усольчан, самая главная из них, в отношении водозаборного
оборудования, прошла мимо. При этом мэр настаивал на том, что эта сделка не должна
касаться депутатов, так как их острая заинтересованность — это «вмешательство в
деятельность предприятия». Насколько же несостоятельны подобные отговорки, когда
речь идет о муниципальной собственности! Евгений Станиславович лично
санкционировал договор о приобретении в рассрочку двух насосов под залог
муниципального имущества, имеющего стратегическое значение. Прикрываясь самыми
благими намерениями, мэр скрыл от депутатских глаз крупную сделку, вследствие
которой город вынужден будет платить неизвестным лицам в течение десяти лет почти
семь миллионов евро. Для маленького городка это существенные средства. Особенно,
если вспомнить о нищей казне и очень низком уровне жизни в этом городе.
Депутатов заинтересовало, что насосы сделаны во Франции, а поставляет их неизвестная
фирма из оффшорной зоны за сумму, которая равняется половине годового бюджета
города. Такие фирмы можно десятками регистрировать в считанные часы, не выезжая за
пределы Иркутска. Тогда усольские депутаты провели собственное расследование,
связались с фирмой-изготовителем, попытались связаться с посредником. Вопросов
появилось еще больше. Например, почему насосы стоимостью по 400 тысяч евро покупает
усольское муниципальное предприятие под залог городского имущества за семь
миллионов? Со всеми поставками, таможенными сборами и всевозможными накрутками
они не могут стоить больше полутора миллионов евро. Такая простая арифметика привела
и депутатов, и читателей местной прессы в шок. Депутаты добились, чтобы им
представили договор и все сопроводительные документы. Не с первого раза и после
длительных перебранок с чиновниками они добились своего. Результат расследования
превзошел все самые смелые предположения.
Так, согласно последнему экспертному заключению Торгово-промышленной палаты
Иркутской области, представленные документы выполнены с юридическими
изъянами, которые могут иметь самые серьезные экономические последствия.
Фактически договор нелегитимен. Даже само название «Договор купли-продажи»
является некорректным, поскольку условия данного договора определяют, что право
собственности покупатель получит лишь через 120 месяцев. В договоре, кстати, даже не
указаны стоимость поставляемых насосов и график поставки. При этом в заключении
эксперта отмечается, что в договоре присутствуют отношения товарного кредита и
-подряда, что абсолютно не вяжется с объяснениями Евгения Кустоса: «Заключен договор
купли-продажи. О кредите, я подчеркиваю — кредите, речь вообще не велась». Понятно,
что Евгений Станиславович не эксперт, но такие вещи он, как юрист, знать просто обязан.
Тем более это обязан знать академик-хозяйственник Малый, чья подпись красуется под
договором.
В то же время, и это очень важно, в экспертном заключении ТПП отмечается, что
предварительные платежи (которые идут уже в течение 7 месяцев — а это ни много ни
мало 400 тысяч евро фактически потерянных средств) являются рискованными,
поскольку ни страховки, ни банковских гарантий по обеспечению своих обязательств
«Энерго-Менеджмент Анштальт» не предоставил. То есть, по сути, финансовые средства
загоняются за рубеж без всяких гарантий. И это повод для обоснованного беспокойства
для жителей города. И уж тем более продавец не взял на себя ответственность за проект
модернизации водозабора. Более того, в договоре есть специальный пункт, по которому
заказчик не будет предъявлять претензий продавцу в части проектных работ. Вообще,
проектного решения, на основании которого и должен заключаться договор на поставку
оборудования, на сегодняшний день попросту нет! Договор на его разработку заключен
лишь 20 июня с.г.
То есть из экспертного заключения ТПП следует неутешительный вывод о том, что
договор на поставку дорогого оборудования заключался без проектного решения, что
называется, наобум, крайне непрофессионально и непублично. В итоге уже сейчас сроки
поставки оборудования перенесены на весну следующего года, но покупатель, то есть
жители города, не может ничего сделать и вынуждены выплачивать огромные суммы
ежемесячно.
Мэру города Кустосу и директору МУП «ТВК» Малому предъявлялись серьезные
претензии. Депутаты в своих обращениях не исключают участия в сделке
заинтересованных сторон и негласном дележе прибыли между ее участниками (дело в
том, что при стоимости насосов в 900 тысяч евро договор заключен на 7 миллионов евро —
разница внушительная). В этом варианте в проигрыше остается только 93-тысячный
город, который, на протяжении
десяти лет,будет оплачивать повышенные коммунальные тарифы, в которые будут включены оставшиеся миллионы евро. Впрочем, выяснять это
— уже дело прокуратуры.
Поведение мэра города в отношении народных избранников, мягко говоря, неадекватное,
а позиция — агрессивная. Его высказывания на Думе и в местной прессе подрывают
авторитет депутатов и дестабилизируют политическую обстановку в городе. Более того,
мэр практически сам одобрил поведение руководителей коммунальных служб, которые
организовали митинг перед зданием администрации 28 июня и угрожали прекращением
всех работ с первого августа. И все это с благословения градоначальника. В Усолье
настолько обострена ситуация, что давно настало время вмешаться органам
государственной власти и дать правовую оценку действиям мэра и его подчиненных.
Усольские депутаты со своей стороны сделали все возможное: провели собственное
расследование, обратили внимание общественности, направили письменные обращения во
все соответствующие органы. Но ни власти, ни областная прокуратура, ни эксперты, за
исключением ТПП, не дали пока никакой правовой оценки данному инциденту. Как
будто ничего и не было. А раз власти не реагируют, значит, все может продолжаться?
Завтра вообще в Усолье не будет стоять вопрос по эффективному управлению
муниципальной собственностью, так как и управлять будет нечем. Если никто не говорит,
что нельзя, значит — можно.
Депутаты даже пресс-конференцию организовали и поведали областным СМИ о делах
своего градоначальника. Свои слова они подтвердили фактами, представили журналистам
копии всех необходимых документов. Что еще нужно, чтобы усольскими чиновниками
занялись самым серьезным образом?
Удивительно, что при всех очевидных злоупотреблениях властью расследование провели
депутаты, а не местные журналисты, которые изначально должны были ухватиться за
мэрский размах. Но они никаких попыток вывести чиновников на чистую воду не
сделали. Ну, местные СМИ понять можно — часть их принадлежит муниципалитету, а
часть в какой-то мере зависит от мэрских щедрот. Не все могут себе позволить роскошь
говорить правду и ничего, кроме правды. Как местные депутаты, которые из инженеров,
экономистов, юристов и предпринимателей превратились в политиков и основных
обвинителей мэра в злоупотреблении властью.
На исходе срока действия своих полномочий ответственные лица как-то подзабыли про
честь, совесть и про свои предвыборные клятвы. Вообще дух захватывает от того, как
может один человек навредить обществу своим бездействием или действиями в
интересах узкого круга лиц. Или нет, все это выдумки «погорячившихся» усольских
политиканов? Хотелось бы услышать авторитетное мнение. А то получается, что собака
лает, а караван идет. А ведь под вопросом стоит репутация города и огромные суммы
денег, которые ложатся тяжелым ярмом на всех усольчан и скудный городской бюджет.
Так быть мэру под следствием или не быть? Дайте ответ, господа юристы!