Вера в силу искусства
В эти дни отмечается столетие со дня рождения известного иркутского музыковеда, популяризатора музыки Владимира Федоровича Сухиненко. Для людей старшего поколения имя этого подвижника и энтузиаста говорит о многом -- и прежде всего о его таланте общения, неиссякаемой вере в силу искусства, в свою, так сказать, востребованность. И, действительно, участие Владимира Федоровича в концертных программах во многом предопределяло исполнительский успех, придавало звучанию того или иного произведения особый блеск. Более подробно рассказать о нашем блистательном земляке мы попросили человека, хорошо знавшего Владимира Федоровича, работавшего и длительное время общавшегося с ним. Итак, слово кандидату искусствоведения, музыковеду Ирине Юрьевне ХАРКЕЕВИЧ.
— Должна сказать, что столетний юбилей кумира нескольких
поколений любителей музыки — событие для Иркутска весьма
и весьма неординарное. Его школу, влияние на музыкальную
жизнь областного центра, формирование хорошего вкуса
трудно переоценить. Родился будущий музыкант в небольшом
городке Енакиево, что в Донецкой области. В 1926 году,
когда ему едва исполнился 21 год, он окончил Московскую
консерваторию по классу фортепиано С. Фейнберга.
Проявляя большой интерес к истории музыки, Владимир занимался
под руководством таких известных музыковедов, как М.
Иванов-Борецкий и К. Кузнецов, и, еще будучи студентом
пятого курса консерватории, начал приобретать опыт лекторской
работы. В 1931 г. Владимир Федорович приехал в Иркутск,
которому отдал более 50 лет своей жизни. Став в
1932 году редактором, а затем главным редактором музыкальных передач Иркутского
радиокомитета, он в то же время выступал перед микрофоном,
проводя беседы о музыке и участвуя в качестве пианиста
в камерно-инструментальных ансамблях. При непосредственном
участии Сухиненко в радиокомитете регулярно велась работа
по пропаганде оперного искусства: солисты, хор и оркестр
разучивали оперные произведения для передачи их по радио,
причем именно он был инициатором исполнения малопопулярных
опер (например, в сентябре 1936 г. в Иркутске впервые
была исполнена комическая опера Ц. Кюи «Сын мандарина»).
Начиная с 30-х годов В.Ф. Сухиненко становится постоянным
лектором в открытых концертах, которые устраивались
силами радиокомитета в самых различных аудиториях Иркутска
и области. Уже тогда, а со временем все больше и больше
лекции Владимира Федоровича завоевывали симпатии многочисленных
любителей музыки, так как он демонстрировал в них высокий
профессионализм: огромную эрудицию, феноменальную память
и великолепный литературный стиль.
До 1950 года открытые симфонические концерты радиокомитета
проводились в просторном, с прекрасной акустикой
актовом зале педагогического института. Здесь
же проходили лекции-концерты, организованные областным
радиокомитетом совместно с Обществом по распространению
политических и научных знаний. Эти концерты, по аналогии
с лекциями-концертами 20-х годов, были названы «музыкальными
пятницами». Аналогичной была и их тематика. Одни «пятницы»
были монографическими и посвящались творчеству какого-либо
одного композитора, другие ставили более общие вопросы,
такие, например, как «Реализм в музыке (Даргомыжский
и Мусоргский)», «Пушкин в музыке», «Великие традиции
русской классической музыки».
С октября 1950 г. лекции-концерты проводились в открывшемся
зале Иркутской филармонии, ставшей средоточием и симфонических
концертов. До конца 1980 г. главным музыкальным лектором
филармонии оставался В.Ф. Сухиненко.
Много времени отдавал он и Иркутской студии телевидения,
где провел циклы передач «Час музыкальных знаний»
(1967), «Беседы у рояля» (1968—1970 гг.), «В мире музыки»
и «Портреты великих музыкантов» (1973 г.). Главный его
партнер в названных циклах — пианист Д. Басков. В цикле
«Встречи с музыкантами» В.Ф. Сухиненко знакомил телевизионных
зрителей с музыкантами Иркутска. В 1978 г. ему присвоено
звание заслуженного работника культуры РСФСР.
Заметный вклад в музыкальную культуру Иркутска внесла
музыкально-критическая деятельность В.Ф. Сухиненко:
в местной периодической печати им опубликовано несколько
сот различных статей и рецензий, посвященных значительным
событиям в музыкально-театральной и концертной жизни
города.
Свою столь насыщенную музыкально-просветительскую деятельность
Владимир Федорович сочетал с не менее плодотворной педагогической.
В 1936 г. он был приглашен в только что открытое Иркутское
музыкальное училище, где проработал до середины 60-х
годов. Кроме специального фортепиано, он в разные годы
вел класс камерного ансамбля, преподавал сольфеджио,
музыкальную литературу и инструментоведение.
И еще одна сторона деятельности Владимира Федоровича
— звукооператор Восточно-Сибирской студии кинохроники.
Эта работа лишний раз подтвердила его блестящую эрудицию:
музыка, которую он подбирал для озвучания документальных
фильмов, всегда удивительно точно соответствовала эмоциональному
содержанию зрительных образов.
Владимир Федорович прожил яркую, содержательную жизнь,
его творческое наследие не меркнет с годами, оно продолжается
в его благодарных учениках.
P.S. 8 сентября в Иркутской областной филармонии состоится
концерт губернаторского исмфонического оркестра, приуроченный
к 100-летию со дня рождения В.Ф. Сухиненко.