Налоговая ставка останется прежней
Радость предпринимателей по поводу снижения ставки единого налога на вмененный доход в Иркутской области для некоторых сфер деятельности оказалась преждевременной. Законопроект, принятый в первом чтении на июньской сессии, в сентябре, по всей видимости, будет отклонен.
В июне вокруг внесенного в региональный парламент законопроекта
«О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности» разгорелись бурные споры. С одной стороны, никто не оспаривал
необходимость и актуальность принятия данного законопроекта.
Установленные несколькими месяцами ранее ставки возложили непосильное бремя на
малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения. В
соответствии с региональным законом в Иркутской области с 1 января 2005 года ставки
ЕНВД выросли на 50%. По мнению некоторых депутатов, это делает нерентабельным бизнес
фирм, находящихся на «вмененке», и большинство бизнесменов вынуждены будут
уклоняться от уплаты налога. В качестве альтернативы предлагалось увеличить
налоговую ставку не в два раза, а на треть.
Однако уже тогда законопроект был рекомендован к отклонению головным комитетом —
по бюджету, финансам и налогообложению. И причина здесь отнюдь не в черствости
депутатов, оставшихся глухими к проблемам предпринимательства, а в том, что они
столкнулись с юридическими препонами. Принятие этого закона противоречило бы
федеральному законодательству, и он был бы вскоре опротестован прокуратурой.
Главной проблемой здесь оказались 98 млн. рублей, которые потерял бы областной
бюджет в нынешнем году в случае принятия решения о снижении ставок. А с учетом того,
что бюджет в этом году дефицитный, это категорически запрещено действующим
законодательством. Так что в первом чтении закон был принят лишь потому, что
губернатор Иркутской области на июньской сессии пообещал изыскать средства на
покрытие выпадающих доходов и до конца августа представить в Законодательное
собрание региона соответствующие изменения в бюджет.
Поскольку такие изменения не были представлены своевременно, а после 1
сентября уже вышли все возможные сроки, депутаты вновь оказались перед дилеммой
— благо народа или верность законодательству. Впрочем, по большому счету, дилеммы тут
и нет: какой смысл принимать вопреки всему законопроект, противоречащий
федеральному законодательству, который все равно не будет работать. Также нет смысла
принимать такой законопроект не на текущий, а на будущий год — с 1 января 2006
года этот вопрос перейдет в сферу ведения муниципалитетов.
Так что на заседании бюджетного комитета вновь было принято решение об отклонении
законопроекта. С этим не согласился только депутат Юрий Фалейчик, он считает такой
поступок непорядочным: сначала, после июньской сессии, людей обнадежили, а теперь
вдруг отказали в обещанной помощи. Однако никаких альтернативных решений для
выхода из ситуации ангарский депутат предложить не смог.
Так что единственное, что могут и намерены в этой ситуации сделать Законодательное
собрание и областная администрация, это направить регулирующим с нового года эту
сферу деятельности муниципалитетам методические рекомендации, где будут
предложены разумные уровни налоговой ставки.