издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пусть расцветают все цветы

На днях встретил в городе Сергея Элояна, известного иркутского художника-графика. Вид у него был почти что праздничный. "Вот смотри!" -- и он протянул только что вышедший из печати красочно изданный каталог с репродукциями молодых художников Иркутска и Ангарска. Эти работы мне уже знакомы -- представленные в живописи, графике, керамике, батике и витраже, они демонстрировались на групповой выставке "Контрапункт", которая прошла при поддержке правления Иркутского регионального отделения Союза художников России; существенной оказалась и спонсорская помощь.

Четырнадцать авторов представлено в каталоге, четырнадцать
характеров, творческих манер, темпераментов.
Выставка, прошедшая в выставочном зале Иркутского
художественного музея, была, можно сказать, первым шагом
в поисках «контрапункта», за ней последовала выставка
в стенах ИГУ, и не исключено, что уже в ближайшее время
участники необычной экспозиции вновь порадуют иркутян
своим творчеством.

Что это за интригующий «контрапункт»? То же самое, пояснил
С. Элоян, что и греческое «полифония»: вид многоголосья,
основанный на одновременном гармоническом сочетании
и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических
линий — голосов. Подобно тому, как термины «полифонический
стиль», «гармония» и «контрапункт» приобрели свое выражение
в музыкальных сочинениях и теоретических трактатах,
так и в изобразительном искусстве понятия, соответствующие
этим музыкальным формам, нашли свое воплощение.

Цель организаторов выставки — поиск гармоничного сочетания
самых разнообразных, порой противоположных по своей
направленности и восприятию художественных образов.
У О. Хаксли в его романе «Контрапункт» можно найти такие
строки: «Я есмь я», — говорит скрипка. «Вокруг меня»,
— поет виолончель. «Вокруг меня», — твердит флейта.
И все одинаково правы и одинаково не правы, и о если
бы они послушали друг друга!»

Сегодня до крайности обострились споры о современном
искусстве, видно, это обусловлено тем, что мы все еще
переживаем рубеж двух веков и пришествие новой эры.
В этих спорах, считают организаторы выставки, вопрос
о том, что именно мы несем своим искусством, весьма
принципиален. Агрессию или доброту, хаос или гармонию,
хаос или созидание? Захотелось объединиться и создать
выставку не по принципу борьбы, а исходя из добрых эмоций,
которых никогда не бывает много. Именно движение к
позитивному мироощущению, к искусству сосуществовать
вместе, не противопоставляя себя друг другу, подчеркивают
создатели каталога, стало концепцией экспозиции, ее
стержнем.

В каталоге даны портреты всех четырнадцати молодых художников,
имена некоторых уже хорошо известны любителям искусства.
Каждый из художников представлен одной из своих работ.
На взгляд искусствоведа Юлии Корниловой, в работах
Евгения Монохонова воплощены тонкая чувственность и азарт.
Это трогательность, проникнувшая в «Душу цветов» Яны
Лисициной и утверждающая: «Если у цветов есть душа,
то она — женщина». Немалое место в жизни современного
человека занимает обращение к духовности с ее глубиной
и таинственностью. Эта сторона бытия в работах Олега
Ушакова. Непосредственный и одновременно философский
взгляд на жизнь — в почти реально осязаемых и полноправных
работах Тихона Муравьева.

Мир притч раскрывается в графике таких разных художников,
как Юлия Ружникова и Александр Самарин. Если пространство
притч Самарина — это сложно-философские построения
на основе русского лубка, то Юлия Ружникова, как отмечают
критики, жонглирует сложными деталями и символами, сливающимися
в почти реально слышимые музыкальные фразы. Мир романтика
и мечтателя Юлии Гальченко, то по-восточному терпкий
и загадочный, то свободно-воздушный, дополняется симфонией
красок Елены Сергейчук. Интересен витраж Натальи Бурлак,
который так же, как и ее живописные работы, создает
пространство, насыщенное сложными колористическими ассоциациями.

Словом, каждый голос интересен, вызывая в нашем сознании
ощущение бесконечности мироздания, равно как и творческих
исканий, радующих гармонией красок — ярких, живых,
солнечных…

В последнее время можно услышать толкования, споры,
доводящие чуть ли не до конфликтов, о якобы существующем
водоразделе, противоречиях между художниками старшего
поколения, руководства Союза с молодыми, прокладывающими
свои пути в искусстве. На мой взгляд, проблема эта во
многом надумана, и вышедший по следам выставки каталог
— лучшее тому подтверждение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры