Инвестиционные парадоксы
Контрольно-счетная палата Иркутской области провела аудиторскую проверку организации финансирования и целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2004 году на реализацию областной адресной инвестиционной программы.
Результаты проверки бурно обсуждаются в профильных подразделениях
Законодательного собрания Иркутской области — комитете по бюджету,
ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству и
комиссии по контрольной деятельности.
Общая сумма расходов на реализацию программы была утверждена в размере 382 млн.
рублей. Расходы на реализацию программы за 2004 год профинансированы в размере 376
млн. рублей, что составило 98% от изначально предполагавшихся. В результате в
эксплуатацию введено пять объектов, в том числе три объекта социальной сферы, один
объект коммунального хозяйства и один жилой дом в поселке Вихоревка. Еще по трем
объектам сданы пусковые комплексы. На следующий год с незавершенными объемами
строительства перешло одиннадцать объектов.
В отчете Контрольно-счетной палаты высказывается ряд претензий к использованию
бюджетных средств в рамках инвестиционной программы. Одна из самых серьезных — то,
что из 34 строящихся областных объектов в программу минувшего года было включено
только десять. Строительство семи объектов, которые в нее не были включены, было
приостановлено из-за отсутствия средств. Но при этом в инвестпрограмме не было
заложено и денег на оплату расходов, связанных с консервацией этих объектов, что
закономерно ведет к разрушению и расхищению материалов и конструкций.
По шести объектам, которые не были включены в программу, техническая
готовность составляла от 11% до 80%, а нормативные сроки окончания их строительства
уже истекли. Немаловажно, что строительство десяти объектов ведется уже вообще более
семи лет. А ведь чем дольше строится здание, тем больших бюджетных затрат оно
потребует — увеличивается проектная мощность, приходят новые технологии и методы
строительства, требующие дополнительных расчетов и затрат.
Но несмотря на это в конце 2004 года в инвестиционную программу были включены
новые объекты. Причем бюджетные инвестиции на строительство новых объектов и
долевое участие в строительстве федеральных объектов включены с нарушением
Бюджетного кодекса. И при таком количестве незавершенных объектов на строительство
новых было дополнительно выделено из бюджета около 7 млн. рублей.
Финансирование и строительство новых объектов — школы в селе Аталанка и ледового
поля с искусственным покрытием — были включены в программу без утвержденной
проектно-сметной документации. Что еще более примечательно, средства в размере почти
4 млн. рублей на строительство ледового поля были выделены за несколько
месяцев до включения этого объекта в программу, что прямо противоречит бюджетному
законодательству. Представители управления капитального строительства мотивировали
такое решение тем, что работы требовалось выполнить в сентябре, в то время как
изменения в бюджет вносились только в декабре.
Кроме того, свыше 5 млн. рублей было направлено на долевое участие в строительстве
объектов федеральной собственности — бани-санпропускника в Ангарске и режимного
корпуса в Иркутском СИЗО. Это соглашение о совместной деятельности было заключено с
нарушением срока оформления договоров. Кроме того, по сути дела это не соглашение о
совместной деятельности, а договор строительного подряда, что также является
нарушением бюджетного законодательства.
Еще одна претензия Контрольно-счетной палаты к финансированию инвестиционной
программы заключается в том, что в нарушение областного законодательства
инвестиционный проект — учредительный взнос в уставный капитал ОАО «Восточно-
Сибирская газовая компания» в сумме 15 млн. рублей — был внесен в программу без
утверждения его экспертным советом и внесения в список приоритетных проектов.
У аудиторов был и ряд других претензий к финансовому исполнению инвестиционной
программы. Депутаты их заслушали, так же как и представителей управления
капитального строительства, после чего дали ряд рекомендаций. В частности,
администрации области предложено проработать вопросы продажи или списания
незавершенных объектов после проведения их инвентаризации. Департаменту
по строительству администрации области и главному финансовому управлению
рекомендовано вести тщательную проработку вопросов финансирования объектов,
включенных в программу, в плане концентрации средств на пусковых объектах. Также им
не советуют допускать случаи включения в программу объектов, не прошедших
государственную экспертизу, а бюджетные инвестиции рекомендуют
предоставлять с четким
соблюдением законодательства. Парламентарии подготовили и ряд других предложений и
рекомендаций в связи с поднятыми аудиторами проблемами.