Чтобы дорога не кончалась
Поводом для беседы с руководителем дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Юрием Измалковым послужило его выступление на депутатских слушаниях в Законодательном собрании, которые состоялись накануне профессионального праздника дорожных строителей. Заключая свое краткое выступление, Юрий Дмитриевич констатировал: "Мне совершенно очевидно, что без принятия срочных мер по финансированию дорожных работ уже в ближайшее время следует ожидать разрушений большей части дорог, особенно низших категорий".
— Юрий Дмитриевич, давно не приходилось слышать столь
неутешительные прогнозы о состоянии наших дорог.
Не сгущаете ли краски накануне принятия бюджета?
— Зачем их сгущать, если 80% автомобильных дорог
общего пользования находится в критическом состоянии,
более того — продолжается их деградация. В Усть-Кутском и
Черемховском районах на ремонтируемых участках сдираем
асфальтобетон и переходим на гравийное покрытие. 50 км
дорог с асфальтобетонным покрытием уже переведены в
гравийные, которые, в свою очередь, переводятся в
грунтовые.
Особенностью нашей дорожной сети является то, что она
на 30% состоит из дорог лесозаготовителей, переданных
нам в период так называемых реформ и перестроек
силовым методом. Эти дороги не соответствовали дорогам
самых низких категорий. Больше того, находились в
аварийном состоянии.
Не в лучшем состоянии они и сегодня. Отчего
так, гадать не приходится. Норматив затрат на
содержание 1 км (включая мосты и целевые работы)
составляет 130 тысяч рублей. Это один из самых низких
нормативов в Сибири. Он не обеспечивает даже допустимый
уровень содержания.
Ремонтируем только аварийные участки по 60-80 км за
сезон, хотя по нормативным межремонтным срокам
требуется делать минимум 1400—1800 км. Будем выделять
по 8-10% от необходимого — вообще лишимся дорог. А вы
говорите «сгущаю краски».
— Есть ли выход из столь кризисной ситуации?
— Во время посещения нашей области правительственной
делегации во главе с Германом Грефом в адрес Иркутской
области прозвучало не то замечание, не то предложение
о возрождении территориального дорожного фонда.
Дескать, в 23 российских регионах такие фонды уже
созданы и действуют, а почему вы медлите? Думаю, нашим
законодателям стоит об этом подумать. И не только о
создании, но и о наполнении этого фонда. И чтобы
использовался он по целевому назначению, а не на латание
дыр в бюджете, как это практиковалось прежде. На
создание опорной сети и восстановление дорог
понадобятся десятки миллиардов рублей.
— Юрий Дмитриевич, а как выполняется принятая в 2000
году «Программа развития сети автомобильных дорог
Иркутской области до 2010 года»?
— Процентов на 20 от того, что в ней заложено. Нынче,
к примеру, из средств областного бюджета построено 4,6
км автодороги Иркутск — Б.Голоустное, 3 км Видим —
Прибойный и 4 км Залари — Жигалово. Всего, как видите,
удалось прирасти на 11,5 км. Еще 27,2 км добавили за
счет субсидий из федерального бюджета. Это 5,5 км на участке
Звездный — Ния, 3,5 км на трассе Баяндай
— Еланцы, 12 км на дороге Киренск — Небель и 5 км на
Таксимо — Бодайбо. Радует завершение трехлетней эпопеи
строительства путепровода через железную дорогу
Тайшет — Лена на 446 километре автодороги Тулун —
Братск — Усть-Кут. К 66 погонным метрам путепровода
добивилось 1,3 км подъездов к нему.
Считаю, неплохо потрудились наши подрядчики как на
строительстве, так и на ремонте дорог. Во всяком
случае все планы и задачи выполнены, хотя без сбоев
не обошлось. Хорошо, не было мощных паводков, больших
разрушений. Упало восемь мостов, подняли их за счет
содержания. Словом, крутимся как можем и пока
удерживаем ситуацию в руках.
— И долго намерены так «крутиться»?
— До тех пор, пока не получим нормального закона,
который четко отмерит и позволит распоряжаться «своими»
деньгами. Не должны мы ориентироваться на то, кто
сколько «вышиб» у правительства. Помощь бюджетам
других уровней должна быть в зависимости от
протяженности сети дорог. Если, к примеру, выделенные
из федерального бюджета средства разделить на
количество региональных дорог и умножить на наши 11
тыс.км, то на Иркутскую область приходится 720 млн.
рублей. А мне говорят: «Вот тебе 200-300 млн. рублей,
бери и радуйся». Чему же тут радоваться прикажете? И
как эту радость доставить нашему населению?
Сколько бы нареканий в наш адрес ни было, серьезных
перерывов в движении мы не допустили. Трудились
стабильно и ответственно. И это уже радует.
— Можете что-то сказать о планах на 2006 год?
— Задачи остаются прежними — достойно содержать и
ремонтировать свои дороги. Что касается стройки, пока
ничего определенного: все будет зависеть от объемов
финансирования. Хотя, наверное, можно сказать о принятом
решении по строительству мостового перехода через
р.Лена на дороге Качуг — Жигалово в районе села
Пономарево. На сегодня имеется проектно-сметная
документация, которая прошла экспертизу и в Москве,
и в Иркутске. Мечта об избавлении от паромных переправ
и о надежных связях Жигаловского района с областным
центром, похоже, превращается в реальность.
В заключение хочу пожелать всем дорожникам Приангарья
крепкого здоровья, успехов в работе и семейного
благополучия. С праздником вас, дорогие коллеги!