издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не надо стесняться

  • Автор: Юрий МИНЕЕВ, ветеран войны и труда

Нередко приходится читать в СМИ, что гражданское общество в России находится на зачаточном уровне. Я рискну высказать свои мнения и предложения по вопросу становления гражданского общества.

Прежде всего, на мой взгляд, нужно установить, что
мы понимаем под термином «гражданское общество». Мои попытки
найти разъяснение этого термина не увенчались успехом.
Только в Большой Советской Энциклопедии говорится, что
Карл Маркс применял его для обозначения общества, основанного
на частной собственности. Это объяснение, разумеется, устроить нас не может. В
дореволюционном энциклопедическом словаре Ф. Павленкова
издания 1910 года дается определение просто общества
без всяких прилагательных: «Общество — совокупность всех
граждан, чувствующих свою взаимную солидарность и, так
или иначе, ее проявляющих. Мерилом такой солидарности,
а следовательно, и общественности в вышеуказанном смысле,
является сила и значение в стране общественного мнения».

Мне кажется, это определение наиболее правильно. Только
взаимная солидарность граждан и их активное участие в
общественной жизни страны могут являться основой гражданского
общества.

Определим же, что мы имеем сейчас. Мировая история не знает примеров столь грандиозного
саморазрушительного зигзага, который совершила Россия
в XX веке, когда в результате государственного переворота
в стране в 1917 году группой экстремистов был насильственно
установлен жестойчайший тоталитарный режим, приведший
великую державу к концу столетия к полному политическому
и экономическому краху.

«Развитой социализм», рухнув, оставил нам печальное наследство:
стомиллиардный внешний долг, милитаризированную донельзя
экономику, совершенно развалившееся сельское хозяйство
(ежегодно СССР вынужден был закупать в капиталистических
государствах десятки миллионов тонн продовольственных
товаров в обмен на золото и огромное количество нефтедолларов),
постоянный дефицит на многие товары народного потребления
и карточную систему на основные продукты питания. К началу
1992 года страна стояла на пороге голода.

Последнее советское правительство, возглавляемое Павловым,
на прощание еще ухитрилось и совершенно разорить граждан
страны, обесценив все их скромные сбережения и создав
таким образом колоссальный внутренний долг, рассчитаться
по которому государство не в состоянии в обозримом
будущем.

Но самое страшное действо, ставящее под угрозу целостность
России, было совершено еще в 1924 году, когда советское
правительство ввело в стране новое административно-территориальное
деление по национальному признаку. И это в многонациональной
стране!

Губернии заменили республиками, что явилось мощной миной
замедленного действия, сработавшей в начале девяностых
годов прошлого века, как только верховная власть в России
перестала опираться на террор и систему ГУЛАГа.

Все 79 губерний, 18 областей и один округ царской России
были многонациональными и имели одинаковое подчинение
центральной власти. К примеру, в Тифлисской губернии еще в 1910 году проживало
50% грузин, а в Кутаисской всего 15%. В Акмолинской области
тогда же треть населения составляли русские.
Не существовало ни Украины, ни Белоруссии, ни Грузии,
ни Казахстана как административных образований. Вместо
них на карте России значились Черниговская, Полтавская,
Харьковская, Минская, Могилевская, Витебская, Тифлисская,
Кутаисская губернии и Акмолинская область, имевшие такой
же статус, как, например, Иркутская губерния.

Великая Россия вряд ли бы распалась, если бы и при советской
власти состояла из многонациональных губерний и областей.
Ни Акмолинская область, ни Могилевская, Иркутская и другие
губернии и области не имели бы никаких оснований претендовать
на то, чтобы стать отдельным государством. Такое требование
показалось бы просто смешным.

Коммунистические же элиты союзных республик в СССР, не
желая выпускать власть из рук и пользуясь конституционным
правом на отделение, которое при тоталитарном режиме
было совершенно не осуществимым, пошли на раскол, подняв
свой статус до государственного уровня, не посчитавшись
с мнением простых граждан.

Первое постсоветское правительство сумело удержать государство
на плаву и в какой-то степени стабилизировать обстановку
в стране. Сейчас можно с уверенностью сказать, что самое
трудное осталось уже позади, страна бескровно переключилась
на демократический путь развития и неуклонно движется
по этому пути, несмотря на оголтелую критику со стороны
противников строительства демократии, постепенно улучшая
условия жизни своих граждан.

В последнее время много говорится о необходимости
создания в стране деятельного гражданского общества,
но, в основном, это призывы сверху от властных
структур. Люди привыкли считать, что им не надо о
чем-то думать, все за них решат и сделают в верхах,
как это было в течение многих десятилетий в прошлом.
Настоящее же гражданское общество в России может
быть создано только при условии активного участия в
этом процессе всех жителей страны, понимающих, что
устройство жизни в первую очередь зависит только от
них самих. Как коротко выразилась в одной из
телепередач известная профессор-филолог Мариэтта
Чудакова, «надо понять — мы живем в своей стране».
Не лозунгами типа «Долой!» и «Даешь!» следует
действовать, а толковыми и разумными предложениями и
делами с учетом, разумеется, имеющихся возможностей.

Иркутяне работают в различных отраслях и везде могут
смело участвовать в процессе улучшения условий жизни
людей, давая дельные советы и предложения каждый на своем
поприще. Есть хорошие русские поговорки: «Под лежачий
камень и вода не течет» и «Капля камень точит». Так уж
устроена жизнь, что наши чиновники требуют постоянного
подталкивания в принятии нужных народу решений.

В ближайшее время начнет свою деятельность Общественная
палата. Вот куда обязательно должны стекаться данные,
представляющие интересы всех социальных групп населения.

Следовательно, в первую очередь гражданам надлежит обращаться
в Общественную палату. Результаты работы этого органа
будут зависеть от степени взаимодействия с населением.

Не надо стесняться давать разумные советы и предложения
и администрации президента, и депутатам Государственной
Думы, и правительству РФ, а также руководству области
и районным властям. Кроме того, необходимо добиваться
от адресата не отписки, а ответа по существу.

Новый губернатор Иркутской области А.Г. Тишанин в своем очень
коротком обращении к жителям Иркутской области сказал
следующее: «Считаю, что ваши мнения и пожелания должны
быть определяющими в работе власти наряду со стратегическими
задачами, которые ставит перед нами Президент Российской
Федерации». Полагаю, что сказанное губернатором обязывает
чиновников всех рангов более серьезно относиться к обращениям
простых граждан.

Я, например, трижды письменно обращался к администрации
президента по вопросам упорядочения законов о наследовании
имущества, и, кто знает, может быть, в том, что президент
в своем последнем послании к законодателям указал на
необходимость отмены налогов на наследство, есть и мой
вклад.

Ярким примером положительного влияния на законотворчество
явилось участие простых граждан России в период прохождения
в жизнь известного 122-го Закона о монетизации льгот.
После выступлений в порядке обсуждения и протестов многих
и многих людей закон существенно изменился в лучшую сторону.

Может быть, соображения и предложения по строительству
гражданского общества, изложенные мною, выглядят банальными,
но я хотел как можно проще выразить свое мнение по жизненно
важному вопросу.

Очень хотел бы услышать мнения других простых
граждан — иркутян, их видение становления
нормального здорового гражданского общества в
Приангарье.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры