Государство российское: быть или не быть?
Иркутская школа публичной политики, работающая в рамках проекта "Открытая Россия", открыла двери для нового - уже третьего - состава слушателей. Во время первого двухдневного семинара с ними занимались ведущие российские эксперты. Эти занятия проходили накануне двухлетнего юбилея Иркутской школы. Открылся семинар лекцией председателя президиума Института проблем глобализации Михаила Делягина. Он рассказал о сегодняшней политической и экономической ситуации в стране и перспективах ее развития.
По его мнению, в ближайшие годы — ориентировочно в 2007-2009 — нашей стране
предстоит пережить политический и экономический кризис. В результате либо от нее
практически ничего не останется, она распадется еще на более мелкие кусочки, чем ранее
СССР, либо полностью сменится режим власти, руководящий состав страны, внутренняя
и внешняя политика. В случае событий по второму варианту этот перелом будет только к
лучшему и приведет к дальнейшему развитию России.
Хотя, казалось бы, сегодня, если верить статистике, нет почти никаких серьезных
предпосылок для экономического кризиса. За пять лет президентства Владимира Путина
на 40% возрос объем инвестиций, в несколько раз увеличился золотовалютный резерв
страны, привычной нормой стал профицит федерального бюджета — о том, что такое
дефицитный бюджет страны, мы стали забывать. В пользу России сказывается нехватка в
среднесрочной перспективе сырьевых ресурсов, в основном нефти и газа, за рубежом,
особенно в Европе. Происходит модернизация оборудования, прежде всего в бизнесе, в
стране установилась сравнительная политическая стабильность — правительственные
реформы пока только вызывают глухое раздражение.
Но… очень много их, этих «но». Затормозился экономический и промышленный рост
государства, впервые за последнее десятилетие, если не считать дефолта 1998 года, почти
перестал снижаться уровень инфляции — в 2003 году он составил 12%, в прошлом году —
11,7%, и очевидно, что в этом году этот показатель не опустится ниже 11%. Одновременно
происходит «бегство капитала». В то же время в России отмечается фрустрация
фондового рынка. Он перестал реагировать на хорошие новости, реакция вообще
происходит скорее на административные перестановки и решения, нежели на
экономические тенденции.
Что еще более тревожно, на 20% сократились инвестиции в нефтедобычу, причем речь
идет не только о НК ЮКОС, где сейчас свои проблемы, но и о других российских
компаниях. Если учесть, что нефтедоллары сегодня одна из основных доходных статей
государства, то этот показатель не может не беспокоить.
Одновременно рушится промышленность, работающая на внутренний рынок страны.
Экспорт гораздо больше привлекает инвесторов и крупный бизнес. А работая на внешнем
рынке, они в результате получают все условия высшего сорта — лучший персонал,
лучших управленцев, лучшее оборудование и так далее. На долю же предприятий,
работающих на рынке внутреннем и, как следствие, менее обеспеченном, достается
второсортица, из-за чего они постепенно все больше и больше отстают в своем развитии
от коллег-экспортеров. И сегодня между ними лежит уже непреодолимая пропасть:
только по самым скромным официальным данным, дифференциация между «теми» и
«этими» сегодня в 15 раз выше уровня 1994 года.
При этом текущие из-за границы рекой нефтедоллары отнюдь не служат на благо страны,
на улучшение условий жизни людей и уровня их доходов. Федеральный бюджет вроде бы
растет, однако одновременно 39% граждан считают, что их покупная способность
падает, и лишь 18% — что она возрастает. При этом в прошлом году у населения
изменилось и само отношение к пути развития страны — 52% россиян стали считать, что
государство избрало неверный путь развития.
Так что же происходит на самом деле? Мы действительно уже забыли о том, что такое
дефицитный федеральный бюджет, слово «профицитный» стало гораздо привычней. Но
что нам этот профицит дает? Ведь эти деньги идут куда угодно, но только не на развитие
экономики и улучшение ситуации в социальной сфере: опережая все графики, гасится
внешний долг страны, растет стабилизационный фонд… То есть все эти нефтедоллары, по
сути дела, лежат мертвым грузом либо инвестируются в экономику наших стратегических
конкурентов. Между тем только половины суммы выплаченного внешнего долга хватило
бы на обеспечение достаточного уровня доходов всех жителей России.
И при этом на фоне профицитного федерального бюджета все привычнее слово
«дефицит» звучит для бюджетов региональных. При этом государство не прилагает
никаких усилий для решения этой проблемы и стимулирования развития регионов, в
результате все больше становится разрыв между несколькими мощными, экономически
состоятельными регионами и остальными субъектами.
И на фоне этого происходит еще и фактически финансовое удушение регионов
федеральными властями, их ресурсы сокращаются и перераспределяются в пользу
высшего уровня власти. При этом проводится политика стимулирования иждивенчества:
чем хуже развивается регион, тем больше дотаций он получает, тем выше у него
бюджетная обеспеченность. Это отбивает даже у ранее активно развивавшихся субъектов
РФ всякое желание делать что-то самим.
Одновременно происходит разрушение человеческого капитала страны — то есть того, что
многие десятилетия считалось одним из самых ценных ее ресурсов. Это происходит под
давлением массовой бедности, в условиях которой интеллект просто не выживает. И что
мы имеем в результате? В девяностые годы практически никого ничему не учили,
поколение старых, «советских» высококвалифицированных специалистов, инженеров
сейчас уходит. А в результате образуется кадровый вакуум: некому не только выполнять
определенные задачи — некому даже учить новое поколение. И на фоне этого на
горизонте ближайшего будущего маячит еще и демографическая проблема — к 2007 году
начнет происходить существенное сокращение количества трудоспособного населения.
При этом аналитики отмечают, что сегодня в стране весьма низка защищенность
собственности, сгибающейся под давлением правящей бюрократии. Это, в свою очередь,
ведет к усугублению произвола монополий — им приходится платить все больше взяток, а
платят они их, конечно, не из своего кармана, а закладывают в стоимость своих товаров.
Произвол монополий, в свою очередь, неминуемо ведет к инфляции.
Нет и серьезных инвестиций в экономику страны — сегодня длительность
окупаемости таких вложений выходит за рамки политической стабильности в стране. А
нынешняя политика государства явно говорит об отсутствии какого-либо желания эту
стабильность гарантировать.
Следствием этого и становится сегодняшняя экспортно-сырьевая модель развития,
неизбежно ведущая к замедлению темпов экономического и промышленного роста
страны. Не случайно Михаил Делягин называет нефть «проклятием» нашего государства — слишком уж привлекательны приносимые ею «легкие» деньги. Ведь запасы нефти
исчерпаемы, а тем временем неуклонно падает конкурентоспособность российской
промышленности, прекращается технологический прогресс.
Кстати, именно по этой причине Россия в достаточно скором времени лишится еще одной
из статей доходов, бывшей в последние пару десятков лет одной из основных. Речь идет
об экспорте вооружения, требующего постоянного внедрения новых технологий.
А государство в складывающейся ситуации просто не выполняет свои функции — оно не
только не решает эти проблемы, но еще и создает новые, что наглядно показал
реализуемый сегодня пакет реформ. Правительство открыло для себя новые возможности
в системе управления — делегирование полномочий. И теперь делегирует все, что можно,
но самое главное — все, что ни в коем случае нельзя. Разработка реформ отдается на откуп
тем, кто более всего на этих реформах настаивает, кто громче всех кричит о их
необходимости. И, что закономерно, это оказываются те, кто в этих реформах более всего
заинтересован, как правило, в финансовом плане. И, естественно, эти «реформаторы»
готовят законодательную базу «под себя».
Причина же всего происходящего, по мнению Михаила Делягина,
в том, что сегодня
бюрократия освободилась от всякого контроля и ответственности. «По сравнению с
нынешней ситуацией коррупция — это светлое будущее», — говорит эксперт. Ведь
коррупция означает, что вы приходите к некому чиновнику, даете ему деньги, и он за это
что-то для вас делает. Сейчас же ничего уже не делается даже за деньги. Но при этом у вас
не остается выбора — отдавать эти деньги или не отдавать, платить приходится все равно,
просто за право существования вашего предприятия. Специалисты называют это «силовой
рэкет».
Причем рэкет власть предержащих у нас сегодня двухступенчатый. Первый уровень
вымогает деньги в пользу бизнеса: это так называемые либеральные фундаменталисты — те, кто когда-то был либералом и до сих пор считает себя таковым, но действует вопреки
принципам либерализма и на руку силовым ведомствам. К этой группе можно отнести,
например, практически всех наших министров. А следующая группа, которая по
понятным причинам сегодня обладает в нашей стране неограниченной властью, — это
силовые олигархи. Они, пользуясь своими возможностями, перекачивают в свой карман
деньги уже из карманов либеральных фундаменталистов. В результате российская
экономика — та, что еще осталась, — работает на двухступенчатый процесс переваривания
этого монстра, страдающего «ямой» желудка.
Как следствие, уже в будущем году в России начнется значительный экономический спад,
сопровождающийся и серьезными проблемами в социальной сфере. В 2007-2009 годах
ситуация, по оценке экспертов, дойдет до точки кипения, когда очередная ошибка
правительства в конце концов спровоцирует полный кризис системы. Сложится,
практически, революционная ситуация. А из нее, по мнению Михаила Делягина, может
быть лишь два выхода — либо полный распад государства, либо формирование новой
правительственной системы, которая, наученная ошибками нынешних лет, вероятно,
сможет наконец привести Россию к стабильности и определенному уровню
благополучия.