издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Узоры неба, линии земли

  • Автор: Виктор АФОНЬКИН, искусствовед

В Иркутском художественном музее открылась выставка китайского художника Чжан Цзян Чжона.

Современный Китай — наследник древнейшей цивилизации, который,
органично трансформируя достижения прошлого, создал уникальную
культуру. В ХХ веке окончательно отторгнув
политику самоизоляции, китайцы начали активно осваивать
достижения Запада во всех сферах деятельности.

Не осталось в стороне от магистральной линии развития культуры и
китайское искусство. Особенностью китайской культурной традиции, в
отличие от западноевропейской, является тот факт, что в основе культуры
Китая лежат образы природы, а не божественное откровение. За ними
сокрыты некие «энергетические конфигурации жизни», угаданные
мудрецами в природных явлениях и типизированные ими в графических
символах знака и линейно-живописного изображения. По древней легенде,
Фу Си, основатель китайской традиции, созерцая «узоры неба и линии
земли», создал первые рисунки и изобрел простейшие письмена.
Постоянно меняющееся состояние природы, чередование ее ритмов, смена
настроений в зависимости от времени года и суток передается мастерами
Поднебесной гармоничной сдержанностью красок.

Чжан Цзян Чжон (1937—2003), в своем творчестве опираясь на
традиционную китайскую живопись «го-хуа» (использование туши,
минеральных и растительных водяных красок по шелку или слегка
увлажненной бумаге), а также школ «юхуа» (масляной живописи) и
«сиянхуа» («западной живописи»), создал свою оригинальную живописную
манеру. Следуя западной традиции, он назвал ее «смешанной техникой».

Палитра художника богата как в цветовом отношении (использование
практически всех цветов солнечного спектра), так и в технике наложения
краски. Он использует наплывы, вливание одной краски в другую.
Доминирует обычно яркий цвет, придавая картинам, с
одной стороны, ярко выраженный декоративный характер, а с другой —
подчеркивает фактуру изображенного предмета и заставляет его
растворяться в дымке вибрирующей свето-воздушной среды. Сочный
мазок в сочетании с лессировкой (нанесением красок тонким
просвечивающимся слоем) создает иллюзию блеска драгоценных камней,
как бы лежащих в основе изобразительного ряда многих живописных
произведений мастера.

Творческая биография Чжан Цзян Чжона началась в Юннане, южной
провинции Китая, находящейся рядом с Тибетом и граничащей с Бирмой,
Таиландом, Лаосом и Вьетнамом.

В 1950-е годы, после окончания Юннаньской академии искусств и вплоть
до 1980-х годов, художник, вдохновленный прекрасными горными
пейзажами родной провинции, ее людьми, создает реалистические картины
под влиянием советской и западноевропейской живописи ХХ века.

С 1980 года, после провозглашения китайским правительством политики
«открытых дверей», Чжон посещает многие страны Западной Европы и США.
Через свои художественные произведения и лекционную деятельность он
пытается перекинуть мост между культурами Востока и Запада, китайским
и евро-американским искусством. Новым источником его вдохновения
становится идея вливания восточной эстетики в поток современного
интернационального искусства.

Посетив выставку Чжан Цзян Чжона «Цветок из Поднебесной»,
развернутую в залах Иркутского художественного музея, вы
познакомитесь с оригинальной стилистикой этого мастера, включающей в
себя элементы экспрессивности и декоративности, творчески
переработанных достижений неоавангардизма. Вы ощутите гармонию с
окружающим миром через деликатно отраженные художником
созерцательные интонации, чувства внутреннего равновесия и удивительного
колористического такта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры