От "Рубежа" до "Огней Кузбасса"
Событие, происходившее в стенах Дома литераторов имени Марка Сергеева, было негромким в масштабном звучании, но по своей значимости весомым, необходимым писателям, поэтам, публицистам -- словом, всей литературной братии, стремящейся найти пути выхода в свет своих произведений.
Союз российских писателей собрал в Иркутске редакторов «толстых» журналов
Сибири и Дальнего Востока, пригласив для их обсуждения гостей из Москвы:
редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина, прозаика и члена редколлегии
журнала «День и ночь» Евгения Попова, поэта Анатолия Кобенкова. Да, нашего
иркутского поэта сегодня мы называем москвичом.
Столь высокое литературное собрание стало необходимо для того, чтобы определить
уровень журналов. «Мы хотим восстановить полнокровную литературную жизнь в нашем городе,
— говорил председатель Иркутского отделения Союза российских писателей, редактор-составитель
альманаха «Зеленая лампа» Борис Ротенфельд, — вернуть Иркутску звание
литературной столицы Сибири».
Сегодня у нас работают семьдесят членов Союза писателей, объединенных
содружеством в трех творческих союзах. Иркутск, наверное, отличается от
других городов еще и тем, что у нас издаются несколько журналов. Для
малышей — «Сибирячок», для подростков — «Первоцвет», для взрослых читателей и
писателей — «Сибирь» и альманах «Зеленая лампа». По сути, автор любого
возраста, если он талантлив, найдет издание, в котором юное дарование сможет
поместить свою «пробу пера», а взрослые литераторы — законченные
произведения.
Почему внимание литераторов привлекли именно «толстые» журналы? Ответ
заключен в вопросе. Из всех стран только в России и Японии существует
подобная форма издания. Особенно популярной она была во времена советской
власти, когда «самая читающая в мире страна» и ее читатели знакомились с
новыми произведениями в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь»,
«Иностранная литература», «Нева» и многих других. Подписки достигали
миллионных тиражей, изданные произведения служили поводом для бесед и
горячих дискуссий. Сегодня ситуация резко изменилась, и «толстые» журналы,
которые выжили в новейшей истории России, накапливая волевые, мускульные
усилия, борются за свое выживание.
«Наш «круглый стол», говоря образно, проходил под гербом лягушки, которая, упав в кринку с
молоком, так била лапками, что сбила масло и избежала неминуемой гибели», —
говорил редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. Может быть,
приведенный пример расхож, но он точно определяет ситуацию борьбы, в
которой находятся люди несломленные, продолжающие благородное
просветительское дело. В столице положение «толстых» журналов, пожалуй,
значительно хуже, чем в провинции. Например, Сергей Чупринин говорил о
том, что тираж «Знамени» сегодня составляет семь тысяч экземпляров, и это
очень хорошо. Определяется он подписчиками и теми реальными продажами,
которые осуществляются в основном в Москве. До провинции этот и
некоторые другие популярные журналы не доходят. На вырученные деньги
формируется следующее издание, производится выплата зарплат сотрудникам и
гонораров авторам. Суммы получаются небольшие, литераторы в основном
печатаются для того, чтобы их произведения дошли до читателей.
По тому, как рассказывали редакторы о судьбе «толстых» журналов в
провинции, можно было судить, что из семи, представленных в Иркутске, пять
выпускаются за счет бюджетных средств. Журналы «День и ночь» Красноярска
и «Рубеж» Владивостока являются авторскими проектами — это личные
журналы, которые придумали и выпускают Роман Солнцев и Александр
Колесов.
На «круглых столах» самому животрепещущему вопросу — деньгам
— уделялось много внимания. Обсуждалось, насколько может быть свободен издатель, если
он попадет в финансовую зависимость от государства. Все понимали, что если
раньше действовал принцип «Кто платит, тот и гоняет», то сегодня
необходимо вырабатывать принципы взаимовыгодного сотрудничества.
Государству не нужно бездуховное общество. Без национальной идеи
государство тоже не может существовать, правда, родиться она сможет только,
«когда придут к соглашению Гайдар и Зюганов, Проханов и Чубайс», — заметил
Сергей Чупринин. А еще он говорил о том, что дискуссии по поводу очень
разных журналов Сибири и Дальнего Востока прошли корректно,
взаимоуважительно: «Гражданская война в литературе закончилась. Многие
поняли, что победа за счет унижения и посрамления противника
неконструктивна и бесполезна».
Прозаик Евгений Попов говорил, что для него, как и для собравшихся в
Иркутске редакторов, обсуждение работы журналов Сибири и Дальнего
Востока стало событием. Он не припомнит подобного собрания в своей
литературной практике. Недавно он выступал в Москве на «круглом столе»,
посвященном провинциальной литературе, на котором говорил, что для него
такого понятия не существует: литература либо есть, либо ее нет. В
произведениях, прочитанных в иркутских журналах, Евгений Попов не увидел
провинциальной ущербности. Для него стала открытием проза Александра
Лаптева — сухая, четкая и в то же время объемная и полифоничная. Покорил
Анатолий Байбородин своими цветными, тонкими, лиричными
произведениями. Интересен и оригинален Алексей Шманов. А Игорь
Корниенко из Ангарска не знает ни Союза писателей России, ни Союза
российских писателей, он просто живет и работает, причем плодотворно работает.
Живое участие в работе «круглого стола» принимали редакторы журналов:
«Рубеж» (Владивосток) Александр Колесов, «Дальний Восток» (Хабаровск)
Вячеслав Сукачев, «День и ночь» (Красноярск) Иван Клиновой, «Огни
Кузбасса» (Кемерово) Сергей Донбай и заместитель главного редактора журнала
«Сибирские огни» (Новосибирск) Владимир Берязев. Все они сошлись во
мнении, что разговор велся по существу, обогатил каждую редакцию опытом.
«Каждый день в работе надо хоть на миллиметр продвигаться к своему
читателю, — говорил Владимир Берязев, — но многие проблемы без
государственной программы в вопросах искусства и литературы решить
невозможно».
Для кемеровчанина Сергея Донбая приезд в Иркутск стал событием большого
значения: «Здесь мы вели
разговор по существу, и этим была интересна наша встреча,
— сказал он. — Иркутск всегда таким был».
Редактор иркутского журнала «Сибирь» Валентина Семенова поблагодарила
своего коллегу Бориса Ротенфельда за то, что он организовал это собрание
редакторов, хотя к нему многие не были готовы. К сожалению, до нашего
города часто не доходят «толстые» журналы Москвы,
не говоря уж об изданиях Владивостока или Хабаровска. Единственный
журнал, который регулярно присылается из Новосибирска, это «Сибирские
огни». В библиотеке Дома литераторов имени Сергеева можно познакомиться
с красноярским журналом «День и ночь». Кстати, это издание регулярно
печатает произведения иркутских писателей и поэтов.
Конечно, чтобы «толстые» журналы России могли свободно дышать, чтобы их
не захлестывали финансовые проблемы, необходима государственная
поддержка. Возможно, часть из них, самые старейшие,
надо сделать академическими,
или для наиболее известных изданий выделять ежегодные гранты.
Предложений по поводу выживания «толстых» журналов было много.
Редакторы пришли к мысли, что для того, чтобы элементарно
«выжить», надо объединяться и делать реальное дело сообща.