издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Игнатенко: "Наступило время собирать камни"

С председателем избирательной комиссии Иркутской области, доктором юридических наук, профессором Виктором ИГНАТЕНКО беседует журналист Дмитрий ШИБАНОВ.

— Виктор Васильевич, инициативная группа по
проведению референдума приняла решение о
самороспуске. Как будут развиваться события дальше,
будет ли проводиться областной референдум по
объединению Иркутской области и УстьОрдынского
Бурятского автономного округа или в объединительном
процессе делается длительная пауза?

— Да, действительно, инициативная группа по
проведению объединительного референдума на своем
собрании 9 ноября приняла решение о самороспуске.
Облизбирком принял эту информацию к сведению. Дело в
том, что 3 ноября вступили в силу поправки к
Федеральному конституционному закону о порядке
образования нового субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель изменил порядок
инициирования референдумов по вопросу об образовании
новых субъектов Российской Федерации.

Отныне инициировать такие референдумы могут не
группы граждан, а только руководители высших
исполнительных органов государственной власти
регионов. Именно по этой причине инициативная группа
по проведению референдума приняла решение о
самороспуске. Процесс объединения Иркутской области
и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был
начат направлением Президенту России совместных
предложений органов власти области и округа. В
намеченные сроки планируется провести и областной
референдум. Объединительный процесс не будет
остановлен, но он будет немного скорректирован с
правовой точки зрения в связи с вступлением в силу
изменений и дополнений к упомянутому Федеральному
конституционному закону.

— В чем заключаются эти изменения и дополнения?

— Эти новеллы по законодательному регулированию
процесса объединения субъектов Российской Федерации
сводятся к следующим основным положениям. Во-первых,
для проведения такого объединения необходимо
официальное согласие Президента Российской
Федерации. Во-вторых, инициаторами объединительных
референдумов могут выступать только руководители
высших исполнительных органов государственной власти
объединяемых регионов, а не инициативные группы
граждан. В-третьих, руководители регионов и иные
лица, замещающие государственные или выборные
муниципальные должности, вправе принимать участие в
агитации по вопросу референдума. В-четвертых,
предусмотрена возможность проведения повторного
голосования, если в одном из субъектов Федерации
референдум будет признан несостоявшимся.

— Чем вызваны такие изменения в законодательном
регулировании?

— Эти изменения основаны на имеющемся опыте
образования новых субъектов Российской Федерации — Пермского края, нового Красноярского края,
Камчатского края. Этот опыт выявил некоторые
правовые пробелы и противоречия в федеральном
законодательстве. Законодатель решил их устранить.
Судите сами. Можно ли инициировать образование
нового субъекта Федерации без согласия Президента
страны как главы государства? Думаю, что нет.
Президент России может в отдельных случаях и не
поддержать инициативу образования нового субъекта
Федерации, если это будет противоречить
государственным интересам. В ситуации, когда
Президент страны разрешает или не разрешает начать
процесс объединения регионов в новый субъект
Федерации, он выступает как глава федеративного
государства и гарант соблюдения конституционной
законности. Ведь Президент не только вправе, но и
обязан контролировать вопросы государственного
строительства. В этой связи вполне логично включение
в федеральный конституционный закон положения о том,
что обязательным условием объединительного процесса
является его поддержка Президентом на самом
начальном этапе.

Только после получения такой поддержки можно
инициировать проведение в объединяемых регионах
референдумов. Просто граждане не могут быть
инициаторами референдумов. Они не несут ни
политической, ни правовой ответственности в сфере
государственного строительства. По новому закону
инициаторами объединительных референдумов могут быть
только руководители органов исполнительной власти
объединяемых субъектов Федерации. Именно по этой
причине губернаторы и главы администраций наделяются
правом участия в агитации по вопросу референдума.

— Вернемся к ситуации объединения Иркутской области
и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Как дальше будет
развиваться этот процесс?

— Обсуждаемые законодательные новеллы позволяют
оптимизировать этот процесс. В какой-то степени нам
даже повезло. Не надо терять целый месяц на сбор
подписей в поддержку инициативы референдума. После
получения поддержки со стороны Президента Российской
Федерации губернатор Иркутской области и глава
администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа будут официально инициировать проведение
референдумов. После этого законодательные органы
области и автономного округа назначат день
голосования на референдумах. Ориентировочно это
одно из воскресений апреля будущего года. Вполне
возможно, что в Законе Иркутской области об
областном референдуме необходимо будет уточнить
процедуру инициирования и назначения
объединительного референдума. Все эти вопросы с
правовой точки зрения не очень сложные и оперативно
разрешаемые.

— Виктор Васильевич, как вы лично относитесь к идее
объединения Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа в новый укрупненный
субъект Российской Федерации?

— Отношусь положительно. Когда в начале 90-х годов
уже прошлого века я работал председателем Иркутского
областного Совета народных депутатов, то отношения
области и округа были совсем другими. Мы были единое
целое. В смутную эпоху крушения СССР, войны
суверенитетов и полураспада России автономные округа
обособились от областей, в состав которых они
входили ранее. Возникла конституционно-правовая
нелепица: один самостоятельный субъект находится в
составе другого самостоятельного субъекта. В
конечном счёте от такого разделения проигрывают
экономика и простые люди. Намного больше стало
чиновников, но количество социально-экономических
проблем не убавилось. Необходимо выравнивать уровень
жизни людей в области и округе.

[dme:cats/]

Некоторые говорят: а что лично мне даст объединение
области и округа? Отвечаю вопросом на вопрос: а вы
хотите, чтобы ваши дети и внуки жили в стране с
непредсказуемой государственностью? Оптимально и
эффективно управлять страной, которая состоит из 89
разнокалиберных субъектов Федерации (21 республика,
6 краев, 49 областей, 2 города федерального
значения, 1 автономная область и 10 автономных
округов), объективно невозможно. Такое федеративное
устройство страны неустойчиво, бесперспективно и
разорительно. Никакая экономика не выдержит такого
«пестрого» государственного устройства, с таким
числом чиновников, казенных вывесок, гербовых
печатей и местных законов. Мы должны стремиться к
тому, чтобы субъекты Российской Федерации постепенно
становились относительно крупными и экономически
состоятельными. Я рад, что наступило время собирать
камни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры