Размен с видом на Кремль
Предпринятые Владимиром Путиным радикальные перестановки в высших эшелонах власти могут означать и экстренное начало операции "Преемник", и радикальную смену социально-экономического курса. А скорее всего, и то и другое вместе.
У произошедшего есть официальная версия. Есть также и хором высказанное
предположение, что кадровые решения имеют самое непосредственное отношение
к решению пресловутой проблемы-2008. Возможно, в ближайшие дни появятся и
иные не менее убедительные и актуальные объяснения, зачем в середине ноября
2005 года президент решил основательно перетряхнуть руководство страны.
Особенности кремлинологии начала XXI века состоят в том, что современный
исследователь лишен возможности пользоваться старыми классическими методами
— наблюдениями за расстановкой руководителей на Мавзолее относительно первого
лица и за порядком расположения их фотопортретов в местах размещения средств
массовой агитации. Наличие же вокруг первого лица центров сил, очевидно
превышающих число два, делает попытки анализа в отсутствие достаточной
информации не более чем вариативным прогнозом с весьма высокой степенью
допущений.
Дмитрий Медведев назначен первым вице-премьером с прицелом на перемещение
в премьерское кресло, с тем чтобы в 2008 году стать преемником Владимира
Путина? Но вся реальная исполнительная власть находится сегодня у
президентской администрации, в то время как правительство выполняет скорее
технические функции.
Согласно нынешней табели о рангах, перевод со Старой площади в Белый дом
сам по себе понижение, а уж в случае с Медведевым и вовсе присутствуют все
формальные признаки краха карьеры. Кто сегодня может застраховать Дмитрия
Медведева от повторения судьбы Анатолия Чубайса, который в 1997 году ушел с
поста главы кремлевской администрации в первые вице-премьеры и потерпел
сокрушительное аппаратное поражение. Прежде всего потому, что преемник
Чубайса Валентин Юмашев, на момент назначения не такая уж и великая фигура,
играл против первого вице-премьера. Но времена меняются вместе с правилами
игры. Нельзя исключать и того, что заданная политико-аппаратная вторичность
правительства — это уже вчерашний день. Дмитрий Медведев как раз и призван
вернуть Белому дому былое могущество, а статусу премьера — ранг действительно
второго человека в государстве. И тогда новый вопрос: для себя ли будет стараться
Медведев или все-таки для старого соратника, чтобы тому было куда перебираться
в 2008 году?
Пока картина выглядит явно незавершенной, в том числе и потому, что пока
официально не объявлено, куда пойдут трудиться освобожденные от прежних
должностей Константин Пуликовский и Сергей Кириенко. Некоторая ясность в
отношениях между Кремлем и Белым домом может появиться только после
подписания двух скучных бюрократических документов: положения о распределении
полномочий внутри администрации президента и аналогичной бумаги, посвященной
внутреннему устройству правительства.
Но в России политическая практика не вписывается в бюрократические каноны.
Очевидно, что произведенные перестановки так или иначе нарушают баланс сил и
интересов внутри околокремлевских групп. Кто-то выиграет больше, кто-то что-то
должен будет уступить и получить какую-то компенсацию (например, Б-нефть
вместо А-нефти или нечто подобное). Поскольку для остальных граждан это все
имеет крайне малое значение, т. к. перераспределение властных функций и
контролируемого бизнеса происходит сугубо внутри и населения касается мало,
видимо, не стоит подробно останавливаться на том, чей человек куда был назначен,
а чей откуда-то перемещен.
Интересно другое: насколько волна кадровых перемещений послужит поводом для
попытки осуществления принципиально нового социально-экономического курса?
Или прежняя политика признана единственно верной, а претензии имеются только к
исполнителям? И от того, как новые люди на новых местах справятся с
поставленными задачами, будут и в дальнейшем зависеть их карьеры, а также
решение, кому все-таки передать власть после окончания президентского срока
Владимира Путина.
Если же допустить, что перестановки все-таки являются началом операции
«Преемник», то возникает вопрос: почему это происходит так рано?
Наиболее правдоподобный ответ, видимо, состоит в том, что старт, каковым, очевидно,
являются парламентские выборы, будет дан не в 2007 году, а уже в году
наступающем. Большие государственные предприятия недавно получили указание
начинать бронирование средств, которые должны пойти на избирательную
кампанию. Поводом для ускорения мог стать серьезный мониторинг
социологических данных, а особенно — прогноз состояния самого главного рейтинга на
ближайшие годы. Иногда для того, чтобы финишировать не слишком поздно, надо
стартовать очень рано.