издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Основа хорошего полета -- надежная работа на земле

Корреспондент "Восточно-Сибирской правды" Борис АБКИН беседует с генеральным директором ФГУП "Аэропорт Иркутск" Алексеем Ивановичем КУЛИКОВЫМ Сегодняшний год был очень насыщенным для коллектива аэропорта. Вообще, в последние 4-5 лет проблемы порта, его люди, его развитие всегда были, что называется, под пристальным взглядом иркутян. Налицо колоссальные изменения (и, слава богу, в лучшую сторону), которыми характеризуется положение дел в коллективе. "Восточно-Сибирская правда" отслеживала все эти изменения: достаточно полистать газету за последние хотя бы 3-4 года, чтобы убедиться в том очевидном факте. И это очень хорошо: такая открытость позволяет горожанам да и работникам порта видеть, за счет чего, как возрождается его былая слава, как порой непросты те усилия, которые сначала позволили ему удержаться на плаву, а затем и набрать устойчивые, надежные обороты. Мы писали об этом неоднократно, предоставляя слово работникам практически всех категорий -- от рядовых сотрудников до ваших первых заместителей.

Летом вы отпраздновали
важную веху в истории порта — его 80-летие. Прошли торжественные
собрания, встречи, приезжали многочисленные гости. Изданы
книга, журнал, написаны десятки статей о славном юбилее.
Но… все это не затмило обычной, напряженной будничной
работы. Какова она сейчас, какими проблемами озабочен
генеральный директор?

— Сегодня я как раз хотел бы коснуться того, что сделано
за предыдущий период, потому что нельзя думать о будущем,
не анализируя прошедшее, не готовясь к этому будущему.
Аэропорт развивается, строит планы, и сегодня
вся наша работа нацелена на одну задачу — быть готовыми
к увеличивающемуся объему пассажирских перевозок, к тому
потоку будущих туристов, которых ждут и турфирмы, к тому
вниманию, которое привлекает к себе Байкал.

Коллектив сегодня очень неплохо сработал по итогам 9
месяцев, погасил все предыдущие долги перед государством, мы
практически закончили выплаты по реструктуризации, восстановили
всю производственную базу. Эта деятельность, может быть,
и не так заметна постороннему глазу, потому что пассажир видит вокзалы,
самолеты, интересуется уровнем обслуживания, безопасности
и т.д., а «за кадром» остается огромная работа большого
количества многопрофильных предприятий, которые и обеспечивают
этот огромный объем очень ответственных и жизненно важных
для порта, для пассажиров мероприятий.

Я не буду перечислять все эти службы, скажу только,
что все они требуют огромного внимания, заботы, — мы
обязаны сделать так, чтобы там никаких сбоев не могло
быть по определению. Естественно, огромного внимания
требует взлетно-посадочная полоса. Как знает читатель,
первые (в сторону города)
400 метров ВПП уже давно «работают». В течение года
было сделано несколько попыток объявить тендер на постройку
еще одного участка в 400 метров (в сторону Байкала),
необходимых для большей безопасности полетов, особенно
большегрузных, широкофюзеляжных самолетов. К сожалению,
тендеры по разным причинам не состоялись (и не по вине
иркутян, — «ВСП» об этом подробно недавно рассказывала).
Да, произошла небольшая задержка, но эта работа, разумеется,
не остановится. Мы защитили программу: 47 млн. рублей заложены
предварительно в освоение этих денег на ближайшее время.
Думаю, в конце этого года Росавиация объявит тендер по выбору подрядной
организации и с начала следующего начнем работы, связанные
с подготовкой к удлинению полосы.
Конечно, наше желание — за короткий срок сделать как
можно больше (в течение одного лета).
Для нас очень много значит 1 категория
ICAO. И все работы, о которых я говорю, также
связаны с требованиями ICAO. Поэтому наш аэропорт и становится
все более привлекательным для авиакомпаний. И новый
участок удлиненной полосы послужит тем же целям — дальнейшей
безопасности полетов современных лайнеров.

Конечно, очень важно, чтобы, развиваясь, аэропорт соответствовал
всем стандартам. Для этого мы проводим частичную реконструкцию
вокзала внутренних линий, несколько изменили схему досмотра
пассажиров, создали лучшие условия
для международных пассажиров. Мы реконструировали контейнерную
площадку, модернизировали работу цеха бортового питания,
и сейчас не имеем никаких претензий от авиакомпаний,
которые охотно пользуются нашими услугами,
принося совсем не лишнюю копейку в доход аэропорта.

Сегодня практически во всех
службах внедрена система диспетчеризации, которая
позволяет улучшить систему контроля за содержанием всей
техники по подготовке и обслуживанию пассажиров и самолетов
в части обеспечения безопасности полетов. Мы внедрили
систему автоматической регистрации пассажиров (по согласию
с компанией «Сибирь», и сейчас её использует «Трансаэро»),
которая упрощает и улучшает контроль за качеством обслуживания
пассажиров. Это, думаю, тоже значительный шаг, который
приближает нас к международным стандартам.

Сегодня это оборудование значительно облегчает работу:
здесь все автоматизировано, начиная от автоматического
взвешивания багажа и кончая транспортировкой и погрузкой
его в самолет. Ранее так оборудован был только международный
терминал; вскоре им будут пользоваться все пассажиры.

Если заглянуть «по ту сторону» аэровокзала, то и там
немало новшеств, приближающих аэропорт к современным
международным стандартам. Реконструировали производственную
базу, в которую входят многие службы, занимающиеся техническим
обслуживанием, подготовкой самолетов к вылету; базу,
которая занимается ремонтом и обслуживанием нестандартного
оборудования, начиная с трапового хозяйства и заканчивая
различным другим оборудованием: все это мы сами ремонтируем
и содержим.

Капитально отремонтированы трапы, необходимые для обслуживания
широкофюзеляжных самолетов (это несколько иная техника,
с большей длиной лестницы), привезли новую технику,
позволяющую нам перейти к контейнерной обработке грузов
(всего за 1 час); если б это делалось вручную, потребовалось
было около 3-4 часов.

О новой свето-сигнальной системе мы говорили и раньше.
Почему я вновь подчеркиваю значимость этого факта? Прежде
всего потому, что все это в совокупности нам позволило
получить первую категорию ICAO. Теперь самолеты даже
в худших метеоусловиях смогут совершать посадку
в нашем аэропорту.

Параллельно мы заменили все свое свето-техническое хозяйство,
поставили дизельные двигатели, что значительно
повысило жизнеобеспеченность аэропорта. Потратили немало
средств, необходимых для приобретения тягачей, аэродромной
техники для уборки в неблагоприятных
условиях. Я подчеркиваю: все это вместе взятое дает
возможность (по сравнению с предыдущими годами) обслуживать
новые типы судов, которые у нас уже начали летать. Сейчас
идет сокращение судов типа ТУ-154, ИЛ-76, при этом наблюдается
рост широкофюзеляжных самолетов. Этот рост фактически
составил 300 процентов. Кроме таких самолетов, как А-310,
«Боинг-767», у нас начинают летать ТУ-204, ТУ-214. К обслуживанию
новой летательной техники мы должны быть готовы, отставание
здесь просто недопустимо.

Конечно, мы все больше приобретаем и компьютерной техники.
Все основные процессы автоматизированы и управляются
с рабочих мест специалистами предприятия.

И вот еще — совсем не мелочь. Все иркутяне, наверное, помнят
столбы дыма над котельной аэропорта. Сегодня этого нет,
аэропорт подключен к центральной городской системе,
что улучшило экологию в нашем районе, обеспечило устойчивый
тепловой режим.

В заключение я бы добавил, что значительно улучшены и
условия труда для персонала аэропорта.
Качественно отремонтированы медицинские пункты в международном
терминале, действует комната отдыха летного состава
на период подготовки к вылету. Мы активно ведем
реконструкцию старого аэровокзала. Практически закончили
работу на стороне, выходящей на площадь; дальше ведутся
работы уже со стороны перрона. Вы вот были в старой гостинице
для летного состава. Видели, как она изменилась, похорошела.
50% работ уже сделано; объем и качество услуг для летного
состава и пассажиров будут значительно улучшены. Сегодня
мы преодолеваем негативное отношение к аэропорту как
некоей «перевалочной базе». Этот стереотип давно устарел,
надо его менять. Кроме всего прочего, будет построена
современная парковка у вокзала на 240 единиц.

— Все это замечательно,
Алексей Иванович. Но… на все нужны деньги. А горючее,
например, дорожает…

— Деньги, конечно,
не валятся, как манна небесная. Но вот
только коротко — итоги деятельности
аэропорта за 9 месяцев текущего года. Несмотря на рост
цен на топливо, мы отработали эти месяцы с прибылью,
которая составила около 25 млн. рублей (даже чуть больше, чем
в прошлом году). Устойчивый рост показателей
по международным маршрутам
и рост объемов грузоперевозок позволил нам рассчитаться
со всеми предыдущими долгами и значительные средства
направить на развитие. То есть на все то, о чем мы сегодня
с вами говорили.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры