Остановка по требованию
Иркутские энергетики просят притормозить реформу Руководство ОАО "Иркутскэнерго" считает, что сроки запуска федеральной реформы энергосистемы должны быть передвинуты. Как пояснил вчера на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области главный инженер компании Михаил Грайвер, в нынешнем состоянии "Иркутскэнерго" не готово к реформированию.
Он напомнил, что, согласно концепции
федеральной реформы, с 1 апреля 2006 года предприятие должно выделить в своей
деятельности три самостоятельных направления — генерация, транспорт и сбыт
электроэнергии. При этом приходится действовать в срочном режиме, что может привести
к возникновению ряда проблем. В частности, Михаил Грайвер заявил, что если реформа
будет вестись в нынешнем темпе, то тарифы на электроэнергию в Приангарье вырастут в
полтора-два раза, а для некоторых потребителей — в несколько раз.
— С выходом новой редакции Федерального закона «О техническом регулировании»
фактически исчезли правила, по которым существовала энергетика, — подчеркнул Михаил
Грайвер. — При переходе на новую систему должен быть разработан и согласован целый
ряд технических регламентов. Пока их нет, и нам не известны даже проекты. Критиковать
саму реформу энергетики уже нет смысла. Сегодня главное
— не «наломать дров» из-за
спешки.
Насколько должен быть отложен старт реформы, чтобы «Иркутскэнерго» смогло
встроиться в новую систему, представители компании сказать затруднились. По их
мнению, должен состояться серьезный диалог с идеологами реформы, в ходе которого
будут решены технические вопросы, а также устранены имеющиеся сейчас разногласия. В
частности, много вопросов вызывает предлагаемая концепция генерации
электричества. Михаил Грайвер отметил, что в предлагаемом сценарии все
электровырабатывающие турбины учитываются по единой схеме. Между тем
«Иркутскэнерго» активно использует одновременное производство тепло- и
электроэнергии. Как будут учитываться такие энергоисточники, пока неясно.
— Необходимо разработать также схему деятельности персонала обновленной компании в
чрезвычайных ситуациях, — подчеркнул Михаил Грайвер. — Во время ЧП принимать
решения нужно оперативно, с использованием всех ресурсов. Важно, чтобы все новые
структуры могли быстро принимать решения по взаимодействию с властью.
Как пояснил Михаил Грайвер, ярким примером того, к чему может привести
несогласованность и неподготовленность в данном вопросе, является энергокризис,
произошедший в Москве весной 2005 года. По его мнению, официально названные
причины аварии не вполне соответствуют действительности. Просто московская
энергосистема, уже работающая по новой схеме, оказалась не готова к непредвиденной
ситуации и персонал не смог действовать согласованно. По мнению Михаила Грайвера,
это произошло именно из-за того, что московские энергетики поспешили перейти на
новую систему. При этом он заметил, что помимо «Иркутскэнерго» к началу реформы с
апреля 2006 года не готовы еще семь-восемь региональных энергокомпаний.
Члены комитета ЗС решили, что вопрос о переносе сроков федеральной реформы
энергосистемы должен быть вынесен на обсуждение всего депутатского корпуса.
Возможно, он будет включен в повестку ближайшей сессии ЗС, которая назначена на 30
ноября. По предложению Алексея Козьмина, комитет ЗС решил пригласить для
обсуждения этого вопроса члена Совета Федерации Валентина Межевича, который
занимается в верхней палате федерального парламента вопросами реформирования
энергетики.
Председатель комитета ЗС Максим Сурнин договорился с представителем губернатора в
ЗС Петром Парцеем, что позиция субъекта РФ в отношении переноса сроков реформы
должна быть единой: мнения исполнительной и законодательной власти по этому
вопросу должны совпадать. Предполагается, что обращение органов власти Иркутской
области с просьбой перенести начало реформы с 1 апреля 2006 года на более поздний срок
будет направлено в правительство РФ. Вопросы реформирования энергетики кабинет
министров должен рассмотреть в декабре.