Юрий БАКШТАНОВСКИЙ: "Проблемы сельских педагогов не останутся без внимания"
На днях вступает в силу Закон Иркутской области "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и работающих в муниципальных образовательных учреждениях". В связи с этим мы встретились с инициатором законопроекта, депутатом Законодательного собрания Иркутской области, председателем областного профсоюза работников образования Юрием Бакштановским.
— Юрий Александрович, давайте поговорим о том, как рождался этот закон, о
проблемах сельских учителей в целом. Какие вы видите решения в этом
направлении? Для начала обрисуйте, какая сегодня у нас ситуация в сельских
школах.
— Пока что в целом там управляемая, нормальная ситуация — заработная плата выплачивается стабильно. Вообще, передача школ под
ответственность государства несколько выровняла положение в селе. При этом
одновременно на уровне области реализуется ряд программ, способствующих
поддержке и развитию сельских школ. Благодаря этому сегодня школы Приангарья
на сто процентов компьютеризированы, решается вопрос обеспечения школьными
автобусами и учебниками, открываются новые информационные центры, делаются
серьезные шаги по улучшению материальной базы.
Но если ситуацию в сельских школах оценивать с точки зрения уровня охраны
труда, пожарной безопасности, то картина получается не слишком радужная.
Многим школам службы пожарной охраны дают разрешение на работу лишь
условно — с учетом того, что местные администрации будут вести планомерную
работу по улучшению сложившейся ситуации. Кроме того, сегодня в сельских
школах обеспечивается исполнение только федеральных гарантий, да и то не в
полной мере — лишь в той части, которая касается уровня заработной платы и ее
двадцатипятипроцентного повышения.
— Так что же послужило причиной столь настойчивого продвижения вами проекта
закона «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с
предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской
местности, рабочих поселках и работающих в муниципальных образовательных
учреждениях»?
— Дело в том, что в процессе передачи среднего образования и начального
профессионального с федерального уровня на уровень региона сельские учителя
лишились ряда весьма существенных льгот — компенсации за жилье и
коммунальные услуги. Точнее, льготы эти были предусмотрены региональным
законом, но только для преподавателей областных образовательных учреждений.
А как быть учителям муниципальных школ? Ситуация с местными бюджетами
хорошо известна — понятно, что они не в состоянии обеспечить исполнение этих
льгот.
— Но должна же быть в этом какая-то законодательная база?
— Федеральный закон «Об образовании» однозначно говорит о том, что эти льготы
предоставляться должны. Более того, они предоставлялись сельским учителям и во
времена царской России, и в советское время, и в постсоветское, вплоть до конца
прошлого года. Но в законе «Об образовании» указано, что эти
расходные полномочия должны осуществляться за счет межбюджетных
отношений. Однако не указано, какие это межбюджетные отношения: между
субъектом и федерацией или между муниципалитетом и субъектом. Эта
неопределенность создала, буквально, правовой вакуум. Пользуясь им, все уровни
власти пытались спихнуть эти полномочия с себя.
— И какой выход из ситуации вы увидели?
— Я убежден, что обязательства по исполнению этой льготы должна взять на себя
Иркутская область, несмотря на ограниченность ее бюджета. Федеральные власти
решать этот вопрос просто не хотят, муниципалитеты — не могут. А страдают в
результате сельские учителя.
— Долго вам пришлось добиваться принятия соответствующего закона?
— Почти год. Первый раз я выступил с этой инициативой в конце прошлого года,
когда готовился пакет из четырнадцати законопроектов, необходимость в которых
возникла с появлением 122 закона. Но тогда к моему мнению не прислушались.
Затем я направил депутатский запрос на эту тему на имя губернатора Иркутской
области. Однако мне ответили, что обеспечение этих льгот — не наши полномочия.
На такие ответы я натыкался до сентября нынешнего года. Но в начале осени мне
удалось убедить представителей областной администрации в том, что этот закон
необходимо принять. Он был одобрен на сессии Законодательного собрания
Иркутской области и опубликован в газете «Восточно-
Сибирская правда». Этот закон вступает в силу через десять дней с момента
опубликования.
— Но будет ли он профинансирован с учетом дефицитности бюджета?
— Уже сейчас, при подготовке проекта областного бюджета будущего года, в него
заложено 40 млн. рублей на исполнение данного закона. По моим оценкам, всего
на исполнение закона потребуется около 120 млн. рублей. Я надеюсь, что эти
средства будут учтены в бюджете при внесении в него корректировок в течение
будущего года.
— Эта проблема решена, но ведь наверняка она не единственная. Какие вопросы на
очереди?
— Во-первых, сегодня сельский учитель, скажем там,
не оздоравливается. Ни в одном из бюджетов
различных уровней не предусмотрены средства на оздоровление работников
бюджетной сферы. До конца 2003 года этим вопросом занимался
Фонд социального страхования, который решал поставленные
задачи, хоть и не в полной
мере. Но начиная с 2004 года средства на эти цели в бюджете фонда вообще
перестали предусматриваться. Так что следующая задача, стоящая перед нами, —
добиться того, чтобы предусматривались средства на оздоровление. В конце
концов, любой работодатель обязан заботиться о своих работниках, это должно
оговариваться в коллективном договоре. И, естественно, средства необходимо
предусматривать в бюджете. Впрочем, в тех регионах, где такие деньги не были
заложены в бюджет изначально, эту проблему решают губернаторы, своим
волевым решением определяющие выделение необходимых средств на
приобретение путевок. Так было, например, в Новосибирской и Кемеровской
областях. Я надеюсь, что и у нас эта проблема решится. По крайней мере, после
разговора на эту тему губернатор Александр Тишанин обещал решить вопрос
положительно.
Еще одна проблема — кадры на селе. Сегодня этот вопрос в некоторой мере
решается за счет обучения по договору, когда бюджет оплачивает обучение
сельских студентов в педагогических вузах при условии, что они потом вернутся
на родину и отработают там какое-то время. Но, на мой взгляд, этого недостаточно,
эффективность осуществления программы оставляет желать лучшего. Думаю,
что нужно, помимо этого, чтобы молодой педагог оставался на селе, на договорных
условиях предоставлять ему определенные средства. Скажем, отработал лет
десять — долг полностью гасится. То же самое и с жильем — поначалу оно
должно быть служебным, а после того, как педагог отработает сколько-то лет, он
получает его в собственность с правом приватизации. Кроме того, по моему
мнению, студентам педагогических вузов, обучающимся по договору, следует на
старших курсах повышать стипендию.
Так что на селе еще много проблем, а значит — впереди у меня еще очень много
работы, и я надеюсь, что она будет успешной.