издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Социальная миссия

  • Автор: Александр ХВАСТУНОВ, председатель совета Иркутского облпотребсоюза

Потребительская кооперация должна стать полноправным партнером сельхозпроизводителей Сегодня социальная экономическая составляющая развития страны провозглашена президентом РФ приоритетным направлением. А это значит - на те организации, которые ведут свою деятельность в этом секторе экономики, ложится большая ответственность. В их число входит и потребительская кооперация.

Борьба с бедностью сельского населения и его социальная защита в
1999 году Центросоюзом определена как стратегия развития
потребительской кооперации в новых экономических условиях. По сути
дела, такая роль потребительской кооперации обусловлена ее природой.
Уникальность в том, что потребительская кооперация, в отличие от
акционерных обществ и коммерческих структур, получение прибыли в ходе
своей деятельности ставит лишь в качестве задачи, необходимой для
осуществления социальной миссии. Развивая розничную торговлю, закупки
сельхозпродуктов, производство собственных товаров, общественное
питание, бытовое обслуживание, потребительская кооперация области
остается социально ориентированной системой. Увеличивая объемы
деятельности, создавая малые производства, осваивая новые виды услуг, мы
тем самым улучшаем социальную структуру сельского уклада, создаем
новые рабочие места.

Иркутский облпотребсоюз объединяет на демократических началах
59 потребительских обществ и их союзов. Он осуществляет свою
деятельность в 552 населенных пунктах области, где проживают 390 тыс.
человек. На сегодняшний день в системе потребительской кооперации
трудится более 4,5 тысяч жителей Иркутской области.
Действует около семисот магазинов, при этом половина из них не только
обеспечивает население продуктами питания и необходимыми
промышленными товарами, но и выполняет социальную миссию, являясь
при том убыточными. Так, 11 магазинов работают в населенных пунктах, где
проживает не более десяти человек, 8 магазинов — в селах, где живут до
двадцати человек, 25 магазинов — где живут до пятидесяти человек, 55
магазинов — где живут до ста человек. В системе облпотребсоюза 76
предприятий общественного питания, 84 — по производству товаров
народного потребления, 56 пекарен выпекают хлеб и хлебобулочные
изделия.

В последние годы, реализуя выработанную на научно-практических
конференциях (которые прошли во многих районах области) социальную
миссию, потребительские общества развивают новые виды деятельности,
растет число услуг, оказываемых пайщикам и сельскому населению. В
последние годы в сельской местности стали привычными кооперативные
парикмахерские, аптеки, мастерские по ремонту бытовой техники, обуви,
одежды, пункты проката различных предметов домашнего обихода.
Сельскому населению оказываются услуги по предоставлению транспорта,
сепарированию молока, осеменению скота, реставрации мебели, заготовке
дров, вспашке огородов, ритуальные услуги и многие другие. Характерно, что
нередко с инициативой организации бытовых услуг в селе выступают сами
жители.

Например, на отчетном собрании пайщиков Хайтинского
кооперативного участка Усольского райпо было принято решение на базе
пустовавшего много лет хлебного магазина в селе Мишелевка открыть Центр
бытовых услуг. Получив такой наказ, совет и правление
потребительского общества приступили к ремонту здания. В конце июня
открыли парикмахерскую, затем пункт заточки инструмента и резки стекла,
организовали прием заказов на ремонт и пошив одежды, на ремонт бытовой
техники. Подобный пример не единичный. Такие же кооперативные
комплексные предприятия бытового обслуживания — Центры и Дома быта —
открываются и в других местах. Их имеют Черемховский, Братский,
Тулунский и другие районы. Сегодня в целом по облпотребсоюзу
оказывается уже более 20 видов услуг. За десять месяцев нынешнего года в
сравнении с прошлым годом объем их возрос в три раза и составил более 6
млн. рублей. При магазинах организованы 265 библиотечек, 437 чайных
столов, 42 детские площадки, открыт 161 ветеринарный отдел, 61 торгует
медицинскими товарами.

У потребительской кооперации всегда был и остается высокий
потенциал взаимоотношений с крестьянским подворьем. Для организации
закупа излишков сельхозпродуктов, их переработки и реализации у нас
существуют 250 приемно-заготовительных пунктов. Кроме того, по сути дела,
все кооперативные магазины, расположенные в сельской местности,
осуществляют закуп у населения сельскохозяйственной продукции и сырья.

В настоящее время в Иркутской области 95 процентов картофеля, более 80
процентов овощей, 72 процента молока и 50 процентов мяса производится в
личных подсобных хозяйствах. На встрече с деловой общественностью в
Кремле 5 сентября нынешнего года президент России Владимир
Владимирович Путин, определяя социальный поворот в экономическом
развитии страны, сказал: «Надо стимулировать создание заготовительных и
снабженческо-сбытовых структур, а также производств по переработке
сельхозпродукции, кредитных кооперативов. Пора покончить с
монополизмом перекупщиков». Опыт заготовительной и сбытовой
деятельности у потребительской кооперации большой. К сожалению, в годы
перестройки экономики страны произошли немалые потери. Были полностью
утрачены оборотные средства. В погашение задолженности по налоговым
платежам пришлось часть основных средств реализовать, а часть
законсервировать. И тем не менее за десять месяцев этого года
потребительскими кооперативами закуплено у населения более 550 тонн
мяса, 380 тонн молока, 2,5 млн. штук яиц, 630 тонн картофеля, 375 тонн
овощей.

Эти цифры могли быть намного больше при определенной
бюджетной финансовой поддержке заготовительной деятельности
потребительской кооперации. Конечно, я не могу сказать, что областная
администрация не уделяла внимания потребительской кооперации области.
Из областного бюджета и в отдельных районах на местах мы получали
дотацию на частичный завоз товаров в северные районы. Положительную
роль играет и заключение ежегодных соглашений между облпотребсоюзом и
областной администрацией, между районными кооперативами и районными
администрациями. Однако сегодня, когда в четыре национальных проекта
правительством РФ включено сельское хозяйство и ему, естественно, будут
отпускаться немалые финансовые средства, вопрос помощи потребительской
кооперации должен рассматриваться в ином ключе.

В связи с этим можно вспомнить девяностые годы, начало
экономических реформ. Тогда правительством РФ администрации Иркутской
области было разрешено закупить импортное оборудование и малые цеха по
переработке сельхозпродуктов за счет выделенных квот от экспортной
продукции. Облпотребсоюз предлагал свое участие в этом процессе. У
потребительской кооперации существовали уже такие цеха по переработке
сельхозпродукции, их только стоило дооснастить современным
оборудованием, внедрить новую технологию. Кроме того, потребительские
кооперативы имели прекрасные территории, на которых можно было
открыть новые цеха. Предлагалось сделать это с долевым участием
сельскохозяйственных предприятий, непосредственных производителей
молока, мяса, овощей и т.д. Но предложения облпотребсоюза не были
услышаны. Областная администрация и управление сельского хозяйства
предпочли цеха разместить в сельских хозяйствах, где они потом в
большинстве своем были благополучно «похоронены». Потому что во многих
местах они оказались не обеспечены ни ресурсными объемами, ни
надлежащими специалистами.

Сегодня нельзя повторять те же ошибки. Чтобы вытеснить
перекупщика, необходимо создать широко разветвленную заготовительную
сеть. Кто еще, кроме потребительских кооперативов, имеющих большой
практический опыт этой работы, может с такой задачей справиться? К
сожалению, пока даже самые активные потребительские кооперативы,
которые закупают сельхозпродукты у населения, осваивают имеющиеся
ресурсы по молоку, картофелю и овощам на 0,2 процента, мясу — на 2,5
процента. Причины банальны: отсутствуют в нужном объеме финансовые
средства для расчетов с крестьянами, нет надлежащей техники и
оборудования для транспортировки, сохранения и хотя бы первичной
переработки закупаемой продукции. На мой взгляд, все эти вопросы при
выполнении задач, поставленных президентом РФ, по коренному изменению
дел в сельском хозяйстве области требуют основательной и
профессиональной проработки. Необходимы комплексные проекты, в
которых потребительская кооперация должна быть полноправным партнером
сельхозпроизводителей, а не подборщиком колосков на убранном поле.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры