В "парке Юрского периода"
Недавнюю поездку в Монголию руководителей областного краеведческого музея можно условно обозначить реализацией "протокола о намерениях". Дело в том, что в 2002 году был подписан договор о культурном обмене между комитетом по культуре администрации Иркутской области и Министерством культуры Монголии. В рамках этого договора академический драматический театр имени Охлопкова принимал участие в Международном фестивале имени Чехова в Улан-Баторе, а театр юного зрителя имени Вампилова провел мастер-классы с актерами монгольских театров.
Без предварительного знакомства с фондами, выставочными залами и
коллекциями, хранящимися в них, музейщикам договариваться о культурном
сотрудничестве сложно. Вот и отправились в командировку в Монголию
директор музея Людмила Колесник и заведующая сектором отдела фондов
Ольга Чернявская, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями
национального музея истории, музеев искусств, природы, посетить
зимнюю и летнюю резиденции богдыхана. Площади выставочных залов
оказались огромны, некоторые доходили до семи тысяч квадратных метров,
поэтому на беглый осмотр экспозиций уходило по шесть и более часов, а
на полную экскурсию — целый день.
Поразили резиденции богдыхана, у врат которых стоят докшиты — хранители
неприкосновенности священных мест. Лица их раскрашены в четыре цвета:
белый и красный символизируют добро, синий и зеленый — зло. Носители зла,
часто увешанные человеческими головами и костями, должны устрашать, не
допускать к резиденциям всякого, кто может покуситься на сокровища,
хранящиеся в них. Восточная архитектура строений отличается от китайской и
японской, она более приспособлена к суровому климату многополосной
Монголии с ее горами, степью, пустыней и тайгой. Места, связанные с жизнью
и бытом главы ламаизма в Монголии, сегодня столь же экзотичны, как наш
музей под открытым небом «Тальцы».
Общаться с руководителями музеев Монголии, представителями Министерства
культуры нашим музейщицам было несложно — многие монгольские
коллеги окончили Иркутский
университет, а в беседах выяснялось, что некоторые из них учились в одно
время с Ольгой Чернявской и даже жили в одном общежитии. Конечно, музейные
работники Монголии были заинтересованы в том, чтобы приехать в Иркутск,
посетить город своей студенческой юности. Поводом для организации одной из
выставок в нашем городе может послужить красочная коллекция мистерии
ЦАМ.
В областном краеведческом музее есть несколько предметов этого старинного
уличного представления, в котором принимали участие актеры и служители
дацанов в масках, передающих всю гамму чувств, отражающихся на лице
человека. Масок мистерии ЦАМ у монголов насчитывается более тридцати. На
них отражены горе, радость, гнев, умиление, есть маски с поднятыми бровями,
опущенными уголками рта, одним словом, многое, что может выразить мимика.
Эта выставка могла бы стать очень интересной для иркутян, как и выставка
реликтовых животных.
В музее природы, который был организован в 1950 году, хранятся динозавры
огромного роста, причем состоят они на 96% из натуральных костей. Есть в нем
даже динозавры, застывшие во время драки: два чудища, вцепившиеся друг в
друга зубами. Почему они погибли в такой позе, ученые только гадают, но
скелеты сохранились целиком. Как и вылупившийся из яйца динозаврик.
Возможно, у этих животных есть и
другие названия, например, эхтиазавры, но не в этом суть. В Монголии
сохранился настоящий «парк Юрского периода», эта страна является
единственной в мире, где динозавры предстают такими, какими жили миллионы
лет назад. Пески пустыни Гоби оказались потрясающим хранителем останков
реликтовых животных. Конечно, эти многоэтажные экспонаты до Иркутска не
доедут, но монгольские музейщики сделали передвижную выставку, и она
вполне могла бы переехать в Иркутск.
Во время переговоров возникла идея совместных археологических и
этнографических экспедиций. Наш музей мог бы пополнить археологическую
коллекцию экспонатами из Центральной Азии периода средневековья, а
монгольских археологов интересуют предметы палеолитических памятников.
Людмила Колесник и Ольга Чернявская говорили с монгольскими коллегами
о шаманизме, который сегодня интенсивно
возрождается в Монголии. Профессоров А.Очира и Д.Датдори заинтересовал
альбом-каталог «Шаманский костюм», автором которого является Ольга
Чернявская. Дело в том, что музейщики Монголии занимаются более теорией
шаманизма, а наш музей хранит уникальную коллекцию костюмов шаманов,
ведет большую практическую работу. Если соединить усилия,
может получиться интереснейшая научная и выставочная работа музеев
Иркутска и Улан-Батора. Также могут проводиться совместные изучения
коллекций одежды монгольских племен, сохранивших много древних
элементов, и коллекции костюмов народов Севера, сшитых из рыбьей кожи,
хранящихся в иркутском музее.
Во время переговоров рассматривались разные варианты выставок. Например,
национальный и музей религии Улан-Батора могут составить совместную
тематическую выставку, наши краеведческий и художественный музеи
тоже могут сделать общую экспозицию. Тем более, монгольскую
сторону интересует современное искусство, и они часто
посещают музеи Европы и Японии. Сотрудники музеев могут обмениваться
накопленной научной информацией на конференциях и семинарах.
Форм совместной работы может быть немало. На эти и другие темы шел
разговор между коллегами-музейщиками, которые понимали друг друга с
полуслова.