Традиции ислама -- традиции добра?
Сегодня средства массовой информации, а следом и наше внимание сфокусированы на конфликтных точках нашего мира. Войны, террористические акты, акции экстремистов... Немалая часть мировых конфликтов связана с исламом, а точнее, с его крайними течениями, в том числе ваххабизмом.
Казалось бы, конфликты, связанные с деятельностью экстремистских группировок,
объявляющих священную войну — джихад, далеко. Но антитеррористические
учения проходят и у нас. И не только учения. По сообщению пресс-службы РУФСБ
по Иркутской области, на территории Прибайкалья в этом году было задержано двое
сторонников джихада. Один — лидер незаконной бандгруппы, действовавшей на
Северном Кавказе, — скрывался в Иркутске по подложным документам. Второй,
приехав из Узбекистана, пытался создать здесь ячейку экстремистского исламского
движения, вел беседы с бывшими заключенными — этническими мусульманами. Оба
задержаны сотрудниками Иркутского управления ФСБ. Стоит ли нам опасаться, что
мирную жизнь нарушат взрывы? По словам сотрудников управления, не исключено,
что в связи с активной борьбой с исламским экстремизмом на юге России отдельные
его представители попытаются найти убежище в других регионах страны, в том числе
и в нашей области.
На территории Иркутской области мусульмане живут издавна. В основном это татарское
и башкирское население. Люди попадали сюда разными путями — как, впрочем, и
остальные сибиряки. Кто-то прибыл вместе с первыми поселенцами, осваивающими
окраину Российской империи, кто-то приехал работать по найму, кто-то бежал от голода в
Поволжье. В конце 19 века мусульманская община была настолько крепка, что могла
построить в Иркутске первую мечеть. Немало мусульман оказалось в числе жертв
сталинских репрессий, а часть приехала позже по комсомольским путевкам. Наконец,
мусульманская община значительно пополнилась в последние годы за счет мигрантов,
ищущих на чужбине работы и лучшей доли. Сегодня в Прибайкалье проживает около 120
тысяч мусульман, только в Иркутске — около 50 тысяч. Кто они, мусульмане? Чем живут
люди, разделяющие веру с теми, кто готов отдать за нее не только свою жизнь, но и
чужую?
О том, что сами верующие думают об этом, мы решили спросить у главы мусульман в
Иркутске. Фарит-хаджи, имам-хатыб Иркутской соборной мечети, муфтий Байкальского
муфтията, согласился побеседовать с нами. «В Иркутской области не существует никакой
почвы для развития экстремистских течений ислама», — считает он.
— Ваххабизм — течение, которое образовалось относительно недавно. Свое название оно
носит по имени человека Ваххаба, основавшего это движение в Аравии на рубеже 17-18
веков. Он решил ревизию навести в исламе, призывал очистить веру. Само слово
«Ваххаб» — это качество всевышнего — «дарующий». Недавно это движение приобрело силу,
стали много о нем говорить. Это нетрадиционный ислам, скорее радикальное течение.
Для последователей этого движения характерны жесточайшее соблюдение установленных
моральных норм внутри общины и непримиримая борьба с врагами истинной веры. Из
числа мусульман ваххабиты составляют меньшинство, и остальные мусульмане, в том
числе российские, относятся к этому явлению отрицательно. И страдают от него в первую
очередь сами мусульмане.
По словам Фарита-хаджи, мусульмане осуждают негативные явления, связанные с
радикализмом, неоднократно Совет муфтиев России делал заявления на эту тему. Читая в
Интернете исламские сайты, я нашла высказывание «Ваххабизм — язва на чистом теле
ислама». На вопрос, слишком ли это резкое высказывание, Фарит-хаджи уклончиво
ответил, что «Коран один, и он неизменен до самого судного дня, но есть различные
толкования писания». Когда кто-то придерживается крайних интерпретаций, возникают
такие явления, как ваххабизм.
— Мы здесь в Иркутске поддерживаем традиционный ислам, продолжаем то, что
исповедовали наши отцы и деды. Мы за мир, добрососедство, помощь. Вообще татарское
и башкирское население играет в местном мусульманском сообществе хорошую роль,
другие народы это знают. Новоприбывшие мусульмане ничего не могут коренным
образом изменить, они лишь добавляют краски, но поддерживают наши традиции.
Как известно, большую обеспокоенность населения и властей вызывают мигранты.
Население России ежегодно уменьшается на миллион человек. Рабочие места
заполняются приезжими, в том числе из стран Кавказа и Азии. Фарит-хаджи рассказал,
что об этом шла речь и на встрече губернатора Александра Тишанина с мусульманской
общественностью.
— Мы просили о помощи в окончании реконструкции мечети, — рассказал Фарит-хаджи.
— Первые средства выделил губернатор Борис Говорин, но до
окончания работ еще далеко.
Александр Георгиевич обещал помочь. Он, в свою очередь, попросил нас содействовать
адаптации мигрантов в области. Разумеется, мы будем их духовно опекать. Если люди
чувствуют, что здесь, как и на родине, поддерживаются исламские традиции, они будут к
себе более требовательны. Мигранты, по словам Фарит-хаджи, объединяются в общества
по территориальному признаку, откуда они приехали. Обычно у них есть старший, и
поэтому с ними можно вести переговоры, строить отношения.
Комментируя информацию ФСБ об аресте экстремистов в области, Фарит-хаджи сказал:
«Если мы узнаем об экстремистской пропаганде, мы постараемся образумить этих людей.
Но наша главная задача — не допустить пагубную проповедь на кафедру мечети.
Порядочные мусульмане слушают проповеди в мечети, а не в подворотне».
У иркутского мусульманства есть планы дальнейшего развития. В целом планируется
объединять мусульман, живущих в Прибайкалье, оказывать служителям мечетей
методическую помощь, обучать кадры в медресе. На сегодня мечети есть в трех городах,
кроме Иркутска — в Черемхове, Усолье, Тайшете, планируется открытие новых храмов. По
мнению Фарита-хаджи, если у людей в каждом районе будет возможность прийти в
пятницу в мечеть послушать проповедь, вдохновленные божественными словами, они
будут руководствоваться ими в труде и жизни. Большую работу предстоит проделать в
Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, там хорошо сохранились башкирские,
татарские традиции, у людей есть потребность проводить обряды по мусульманским
канонам — свадьбы, наречения имени, похороны.
— Это нужно не только нам, но и государству, чтобы мы могли воспитать граждан в
традициях ислама — в традициях добра, мира, добрососедства, порядочных,
трудолюбивых граждан, — уверен Фарит-хаджи.
С имамом Иркутской мечети согласен и председатель комитета по связям с
общественностью и национальным отношениям администрации губернатора Иркутской
области Сергей Коженков. Он считает, что у местных мусульман устойчивость к новым
явлениям, таким как ваххабизм, чрезвычайно высока:
— Сибирь — полиэтническая территория, где огромный опыт совместного существования
помог сделать толерантность неотъемлемым качеством сибиряков. Ислам в Российской
Федерации старше, чем христианство, за столетия выработаны как собственные
религиозные традиции, так и бытовой уклад. Радикальные лозунги не найдут отклика
среди российских мусульман, как явно не совпадающие с культурными позициями,
жизненным укладом россиян. А каждый из нас способен укрепить союз народов,
проживающих в России, Сибири, соблюдая лучшие традиции своей семьи, своей веры и
при этом уважая всех, кто живет с нами рядом.