Зачем ты столько, память, говоришь...
В театральном мире имя Виталия Зикоры, ведущего актера МХАТа им. Горького, а тогда одного из ведущих и любимых актеров Иркутского ТЮЗа, прогремело по всей стране вслед за его выстрелом. Шла последняя четверть XX века, и дуэль в городе на Ангаре, давно казавшаяся чем-то вроде романтичного атрибута прошлых эпох, породила массу невероятных слухов. Шлейф их сопровождает артиста до сих пор.
Но мы, естественно, говорили не только об этой нашумевшей истории. За свою
долгую журналистскую практику я, пожалуй, впервые встретила человека, способного
на бесстрашную самооценку тех страниц своей жизни и поступков, которые обычно не
афишируют. Так откровенны люди бывают крайне редко. Наверно, только на исповеди.
Наше общение, впрочем, внешне мало ее напоминало. Собеседник держался с
непринужденной простотой и охотно над собой смеялся, не пытаясь скрыть волнение,
вызванное возвращением, пусть и виртуальным, в свою молодость. Нет, неспроста У.
Фолкнер назвал человека «суммой своего прошлого».
…А душа угнездилась в Иркутске
!I1!- Если сказать честно, то сердце у меня к Москве не прикипело. Хотя я уже
двадцать лет здесь. Скучаю очень по Иркутску. Все равно — там мой край, там моя
душа. Говорю не ради красного словца, а потому, что так оно на самом деле и
есть. Когда приезжаю в родные места, сразу другая аура, другое состояние души,
как будто она угнездится сразу и говорит: вот мое место.
— Вы же родились, как пишет «Литгазета», на этой земле?
— Родился я в Крыму, но жил там только первые семь лет. Мама увезла меня в
Слюдянку, и я как увидел после полей и крымского безлесья горы, тайгу, так этот
край сибирский для меня стал родиной. Крым я не люблю, не тянет меня туда, и не
езжу, хотя брат сводный по отцу и зовет. Все хочется в Иркутск. Даже какие-то
стишата написал:
Зачем я здесь? Бреду в тоске глубокой.
Какой-то неприкаянный, чужой.
А где-то там, на родине далекой,
Нас не дождавшись, умер домовой.
Там первая любовь, там сын родился, там заканчивал театральное училище, там в
тюрьме посидел… Иркутск — это моя жизнь, а то, что здесь, в Москве, — это
работа. Только работа. Здесь нет того размаха: ни в тайгу не сбегать, ни
поохотиться, ни порыбачить, ни по ягоды, ни у костра посидеть, ни в Байкале
искупаться. Самое золотое время — иркутский театр. Друзья по ТЮЗу: Валера
Елисеев, Веня Филимонов, Володя Бричков, Володя Тюменцев — один за свет отвечал,
другой — радист. Там и Люба Почаева, и Проценко Галя, Нина Олькова, моя
однокурсница, мы вместе с ней заканчивали у Владимира Израильевича Симоновского.
Мы хотели всем курсом к нему в ТЮЗ тогда пойти, а когда сорвалось его назначение
главным режиссером, ребята все разъехались кто куда.
— Пятый пункт?
— Да, злосчастный пятый пункт. И я из ТЮЗа побежал было в драму, поскольку меня
уже начали там занимать в «Пепле Клааса». Лева Титов удержал, пообещал, что
работы будет выше крыши. Я говорю: первого гриба, что ли, играть буду? Но он
заинтересовал ролями. В театре шли сказки «Пузырьки» и «Просто ужас», название
последней точно характеризовало состояние дел до появления Титова. Актеры сразу
почувствовали, что это не Ермачок залетный, приехавший Сибирь покорять, а очень
работоспособный режиссер, всерьез строить молодежный театр хочет. Пообещали мне
квартиру, и я остался. Пришли все ребята — Абашев, Казименко, Сережа Гаврилов…
— Сын Аи Зиновьевны Левиковой, она была при вас директором театрального училища?
— Да, золотой Аи Зиновьевны! Это был величайшей, широчайшей души человечище. Это
была женщина с большой буквы, педагог с большой буквы, человек с большой буквы.
Вот я о ней сохранил такие светлейшие воспоминания… Она для меня как живая.
Встречалось в моей жизни много хороших людей — больше, чем плохих. Даже с
огромным перевесом больше. Плохих я не помню, вроде их и не было. Юрий
Николаевич Корнилов преподавал у нас западную литературу, тоже очень хороший был
педагог. Алдохина Клавдия Васильевна, речь преподавала, да все, весь коллектив
был при Ае Зиновьевне замечательный. Она подбирала людей. Виталий Константинович
Венгер преподавал у нас сценическое движение. Тоже заводной, озорной,
хулиганистый в хорошем смысле.
— Ваш тезка до сих пор такой!
— Потому что он по природе большой актер, и в нем этот ребенок так и будет с ним
всю жизнь. Помню, когда Венгер играл, мы всем курсом шли, нас же, студентов,
пропускали бесплатно. Все спектакли, все премьеры смотрели, всегда мы за
Венгером жадно следили.
— А потом и на вас в ТЮЗ стали ходить. Много играли?
!I2!- Столько ролей, сейчас уже не перечислить… Оставили след в памяти пьесы
Розова «В добрый час» и в «Поисках радости», «Дети Ванюшина» Найденова,
«Жестокость» Нилина — я в ней играл Баукина, возрастную роль. «Три мушкетера»,
«Тристан и Изольда», «Мужчина 17 лет…» В сказке «Одолень-трава» играл Ивана-
богатыря, в «Карлсоне» — одного из воров. Творчески была насыщенная работа. Если
мы везли на гастроли во Владивосток или Хабаровск дюжину названий в репертуаре,
то в девяти из двенадцати спектаклей я играл главные роли. Можете себе
представить.
— Нагрузка огромная!
— Здоровье было, желание работать — тоже. С Титовым сразу начали в ТЮЗе очень
мощно работать.
«Не трогай птичьего пера, Зикора!»
— И тут случилось то, что и в страшном сне не приснится. Дуэль, суд… Если,
конечно, сочтете возможным спустя столь долгое время предать огласке особую
страницу вашей жизни.
— Скажу коротко. Просто я пустил друга пожить к себе на квартиру. Он учился в
университете, у меня — двухкомнатная, а у него — ничего. Ну, жил, сыграл в моей
квартире свадьбу, ребенок у него родился, все нормально. А потом я его со своей
женой застал. Тут уже мало, как говорится, морду набить, предложил ему
стреляться. Поехали на Лисихинское кладбище, бросили жребий, мне выпало стрелять
первым. Кроме нас, там никого. В принципе, мне нужно было его признание, но он в
глаза мне твердил, что не было ничего, не было. Я говорю: зачем ты из меня
клоуна делаешь, когда я вас в постели видел. «Нет, тебе показалось!» Выстрелил.
Тяжело его ранил.
— Все-таки прямо в него стреляли?
— Да, 37 метров отмерил, спросил: «Годится?» — «Годится».
— А почему именно такое расстояние?
— Для ружья-одностволки, чтобы картечь не рассыпалась, а шла кучно. Он сразу
стал просить пить, я ему с могилы снег сгреб, поднял и попер его на себе через
кладбище, там давно уже не хоронили, к лазу. Какие-то мужики как раз ходили,
разогнули там прутья, собака к нам бросилась, рычит: кровь почуяла, помогли мне
донести до трассы — Байкальский микрорайон. Поймал машину, пассажиры сами
отлетели от нее, испугались. Довез до 8-й Советской, взял на руки его и сдал в
больнице врачам. Позвонил тут же в милицию. Спрашивают: показать можешь, где что
и как все было? Поехали на это место, ружье лежало там же.
— Вы даже не забрали его? Ваше охотничье ружье?
— 16-й калибр, настоящее охотничье. Боря Деркач мне подарил. А Смирнов Володя,
Скифом он позже стал зваться, в свое время написал такие строки провидческие.
Еще мы молодыми были, ходили с Деркачом на рябчиков и занесли добычу Смирнову,
он жил в Коммерческом подворье и под этим впечатлением экспромтом сочинил:
Убили рябчика-рябца актеры.
Не трогай птичьего пера, Зикора.
Дуэльный мастер сквозь века прокрался…
Мы как-то со Скифом сидели тут, во мхатовской гримерке, и я ему сказал: «Ты
тогда как накаркал!» Он удивился, что я это помню, но сам не знал, почему эти
странные слова родились у него.
— И что милиция?
— Меня посадили в КПЗ, потом к прокурору. «Жалеешь?» — он спрашивает. Ну, чтоб
отпустить меня под расписку. Я говорю: «Нет». Он: «Тогда будешь сидеть». — «Буду
сидеть. Мне суд нужен. Я должен знать всю правду». А всегда же судебно-
медицинскую экспертизу делают на всякий случай: что еще за дуэль, артист
заигрался? (Смеется). Проверили — нормальный. Главный врач психбольницы
предложил оформить меня на годик: «Полежите, выйдете, никакой тюрьмы не будет,
просто напишем диагноз, что замкнуло вас». Я: «Не-не-не, везите меня обратно».
Она: «Вам же много лет дадут!» — «Сколько ни дадут, все мои». Ольга, жена, на суде
во всем призналась. И он тут вынужден был признаться. Вот так мы с ним
разобрались. Восемь месяцев я в камере просидел, дожидаясь этого дня.
— Каким же был приговор суда?
— Суд вдруг мне дает два года. Судья Трофимова, дай ей Бог всех благ, если она в
добром здравии.
— Ниже низшего предела?
— Да, статья начинается с трех лет. Обвинение подает кассационную жалобу. А в то
время по инициативе иркутских писателей приехал из «Советской России» Петр
Добробаба и написал статью «Дуэль с пыжом». Почему-то так он ее назвал. И
упомянул там эти два года. Эта публикация завуалированно в какой-то степени
оправдывала меня, он тонко написал. А поскольку газета — орган ЦК, то суд уже не
рискнул пересматривать приговор, оставили его в силе. Восемь месяцев зачли в
срок, и еще месяца четыре я отсидел в тюрьме, потом был условно-досрочно
освобожден. Приехала комиссия, ко мне тоже там отнеслись внимательно, хотя опера
не очень меня любили, и я их тоже не очень уважал.
От сумы да от тюрьмы…
— Чем же вы спровоцировали в заключении нелюбовь к себе?
— Они мне хотели повязку нацепить. Совет внутреннего порядка, так он называется.
Я говорю: нет, что вы, я среди зэков в Байкальске вырос, как же я буду есть с
ними из одного котла и на них же стучать! Мне в ответ: завклубом должен быть в
совете внутреннего порядка. А заключенные этот СВП по-своему расшифровали,
смешно, но не для газеты.
— Да читатель уже ко всему приучен. Просветите, на всякий случай.
— Совет веселых педерастов, извините. А второй вариант еще нецензурней. Я
говорю: ищите другого завклубом. А Сычову, майору по политчасти, нужен был
профессиональный артист, чтобы концерты делать. Они стращают: уголь будешь
грузить, ямы копать! Соглашаюсь уголь грузить, что угодно еще. Сычов: ладно,
пусть остается завклубом! И вот комиссия: ну, как себя вел? А я в карцере 10
суток отсидел. Кружка воды, полбуханки хлеба.
— И холодно, и прилечь нельзя?
— «Вертолет» этот, три доски, откидывается на замок, в 7 утра тебя с них
сбрасывают, и ты ходишь. Сесть — пол скользкий. Ботинки снимаешь, один под себя,
на другой пятки ставишь, и ты как в бреду: одежду тонкую дают, ни курева, ни
еды. Старшина лично ложкой проверяет, не плавает ли в чашке баланды картошка или
макаронина. Я оттуда вышел как раз 9 Мая, пушка в честь Дня Победы, помню,
бухала. Я за траву цеплялся после карцера — меня шатало, держался, чтобы не
упасть. Охранника спрашиваю: закурить можно? Закурил — вообще весь поплыл.
— Почему же в карцер загремели?
— Это мой характер подвел. Меня там заложил один. Он был председателем совета
этих…
— «Веселых и находчивых»? (Смеемся вместе).
— Да-да. Исаев его фамилия. Я говорю: парни, если к человеку подойти по-
человечески, он тоже проявит себя по-хорошему. Вот вы сами убедитесь. Я ему
предложу выпить, душевно его отогрею на празднике, как раз было 1 Мая. Они
убеждают: «Все равно заложит он тебя, Витя. Не ищи приключений на свою голову!»
Я спорю, что быть того не может. «Ну, экспериментируй, наивный ты человек». Я к
нему подошел: «Володя, давай выпьем по стопарю, нынче 1 Мая. Праздник, старик!»
Он на меня глаза выпучил, не верит своим ушам: к председателю совета
внутреннего порядка подходит Зикора, самый такой неслух в этой маленькой тюрьме
я считался, и внаглую предлагает такое! Но мне говорит: «Давай». Завожу его в
библиотеку, отодвигаю книги, разливаю водку.
— Не отказался ведь, мерзавец!
— Ага, думаю, все равно он согреется душой, оправдает доверие. Нельзя же таким
добрым отношением злоупотребить, мы ведь один на один пьем, тут сразу будет
ясно, кто заложил. Протягиваю стакан ему, он: «Ты первый». Хорошо, я — бух,
селедкой закусил, он следом выпил. Все нормально, думаю. Мы разошлись тихо,
гуляем по зоне, парням говорю: «Вот видите, кто был прав. Если к человеку по-человечески, он тоже останется человеком». Только отбой прошел, мы в койки
легли, еще уснуть как следует не успели, вдруг слышу: «Зикора, подъем!» Выхожу
из барака, смотрю — Исаев стоит. И мне так испуганно: «Я никому ничего не
говорил… Заметили, наверно». Казачки-оперативники кричат: «Не разговаривай!»
Приводят нас к врачу. Она: «Дышите». И кружку протягивает. Я дышу, она обо мне:
«Он не пьяный».
— Молодец какая!
— Нет, тут дело хитрое. Ему тоже кружку: «А он, — говорит, — пьяный». Они: «Так,
Исаева в карцер, а ты иди в барак». Получается какая ситуация? Вроде я его
заложил — подставить меня хотели. Я к нему: «Мы же с тобой вместе пили!» Он
голову опустил, скукожился. Врач говорит: «Ну, раз пил, иди тоже в карцер». Я
свои 10 суток отсидел, а Исаева, он каптером был, старшина уже через два часа
выдернул под предлогом, что этап прибыл, надо людей переодеть. Ребята мне потом:
«Нашел среди кого человека искать! Если он нацепил эту повязку, будет служить
как миленький». Вот один такой этапчик жизни.
— Лучше всего этапы нашей жизни знают конвоиры, вспоминаю остроумный афоризм.
— (Смеется). Точно. А когда освободили, тут же Титов устроил праздник такой в
Иркутске для меня: назначил играть «Три мушкетера», а я там — Д’Артаньян. Не
успел выйти на сцену, рев такой поднялся в зале, зрители ждали меня. Мы на «ура»
сыграли этот спектакль, и жизнь стала опять входить в колею.
Пронзивший время добротой
— Без рассказов о встречах с Александром Вампиловым иркутский период вашей жизни
был бы неполным.
— В книге Лины Иоффе к 75-летию ТЮЗа «Цветы и годы» немного есть об этом. Мы
даже жили рядом — Саша на 8-й Советской, а я через две остановки, в Байкальском
микрорайоне. То, что по улицам мы ходили, по набережной много с Саней гуляли, в
общежитиях на Грязнова и в Коммерческом встречались, — это само собой. Однажды
он зашел, а там свадьба, актер ТЮЗа Глазков, тоже Саша, женился, невеста
заканчивала как раз наше театральное училище. Саня отнекивался — небритый, одет
буднично, в свитере, но его уломали сесть за праздничный стол. А из Игарки на
свадьбу теща приехала, такая торгашка полная, розовощекая, рыбы привезла. И
когда выпила, не выдержала: зачем, мол, этого бича сюда позвали? Мы-то все
принаряжены, а Саня же случайно попал. Он головой покрутил и встал уже уходить,
но тут как мы все поднялись, и сам жених: «Да знаете, кто это такой!..» А он как
раз напечатал в «Ангаре» «Утиную охоту». Теща сразу язык прикусила, но у
новобрачных и гостей настроение упало — скандал. Кое-как погасили. Уйди он,
никто бы за столом не остался.
— Во МХАТе у вас, смотрю, на афише его «Прощание в июне»?
— Молодежь играет. Доронина поставила. Публика хорошо принимает. Он драматург
вне, так сказать, всех драматургов, к нему нужен особый подход. Он добрый
писатель по сути своей, это невозможно не почувствовать. Сколько бы боли у него
ни было, иногда такого предчувствия, щемящей какой-то тоски, все равно это через
добро у него просеяно. В нем нет зла. Он дарит надежду. Щемящий такой,
пронзительный, тонкий драматург… Про литературу мы тогда много говорили, они
нас ориентировали в книжном море, подсказывали новинки — Саша Вампилов, Валентин
Григорьевич, Шугаев Слава, Машкин Гена был не раз, Женя Суворов заходил. Саня
мне подарил как раз журнал «Ангара» с его пьесой. И с надписью: «Витя, я мечтаю,
когда ты сыграешь Зилова».
— Довелось?
— Когда Саши не стало, Валентин Григорьевич Распутин организовал на сороковины
передачу по телевидению. Я первый сыграл Зилова — правда, два отрывка из «Утиной
охоты», и из «Прощания в июне» там сцены были. Георгия Люстрицкого, режиссера,
вызвали потом в обком: почему через 40 дней, а не через 39 или 41? Ему дали
выговор, но дело было сделано. Я так мечтал эту роль сыграть, что вы! Не сыграл.
Завидовал Олегу Далю, был со многим не согласен в его трактовке — он немножко
замельчил, затишил, там уже человек проигравший. А Зилов — нет. Вампилов
оставляет ему шанс.
— Всем нам, по сути, оставляет этот шанс: сохранить в себе человека.
— Жора Назаренко привез мне из Иркутска книгу Саши Вампилова, сын мой, прочитав,
сказал: «Ну, это просто от Бога драматург. Я его не могу пока расколдовать». А
его и не надо пытаться конкретизировать, он каким-то общим наплывом тебя
обволакивает и оставляет такой осадочек по уголочкам — расшифровать я тоже не
берусь, скуден я на язык, я вот больше на эмоциях, на ощущениях. Чувствую, как
собака: это верный след, а разложить по полочкам и рассчитать — это не мой
темперамент, не мой склад ума, я больше доверяю, конечно, сердцу и
подсознательным каким-то вещам. Больше чувствам доверяю. Пьесы Вампилова
пропитаны, насыщены ими.
Голос с небес
— Витя, Иркутск вам все-таки пришлось покинуть?
— После моей отсидки у нас с Ольгой, женой, не клеилось. Она уехала в Псков, а
сын Прошка уже был. Я потом поехал следом, но и там ничего не получилось.
Разошелся с ней там уже официально. В Пскове года четыре поработал. Мне важно
было, что сын на моих глазах рос, я его и на гастроли с собой брал, там работал
монтировщиком дополнительно, снимал квартиру, чтобы он со мной рядом был.
— А где он сейчас, ваш Прохор?
— Тоже в Москве. После армии закончил Щепкинское театральное училище, работал
здесь, во МХАТе, но ушел: «Я, батя, на вольные хлеба». Сейчас снимается в кино,
семью еще не завел. А в Пскове мне предложили на выбор — звание или
однокомнатную квартиру. Я предпочел жилье. А Валерий Васильевич Бухарин,
занимавший меня в главных ролях, получил звание заслуженного деятеля искусств.
— Прекрасно помню его! В Чите главным режиссером был, ярко работал. И на всю
жизнь врезалась в память его фраза: «Я лучше умру под красным знаменем, чем под
забором!».
— Со знаменем-то я за ним гонялся спьяну по театру: «Что ты такую хреновину
ставишь, это же спекуляция чистой воды!» Я играл молодого Брежнева-политрука,
Бухарин ставил «Память сердца» про Малую землю. Что-то обидное сказал мне в
ответ и исчез через парадный вход, а я после спектакля напрасно ждал его возле
служебного входа. Наутро иду к нему разбираться, а мне говорят: уже было
собрание, все там выступали в таком духе, что этот бандит-сибиряк вообще
неисправим. И тогда слова попросил Бухарин. «Вчера, — говорит, — когда я убежал
от него, вдруг ощутил удар по голове. Я понял, что Зикора меня все-таки настиг.
Открываю глаза — оказывается, гололед, я поскользнулся, ударился головой и
смотрю: звезды, небо. И голос с неба мне говорит: Бухарин, не трогай Зикору!
Хотите, верьте, хотите, нет, но я, — говорит, — слышал этот голос. Я после Бога
на себя ответственность брать и увольнять его не буду». И вся труппа выдохнула:
оставить!
— Насмешили до слез…
— Но это еще не конец истории. Бухарину я пообещал: зашьюсь — пять лет буду
ходить трезвый. И уехал в деревню, там в больнице всех лечили официально, колол
на зиму дрова и очищал организм от выпивки. А театр в это время сдавал комиссии
«Чапаева» с актером, о котором сказали: «Ну, это не народный герой». Бухарин
отвечает: «Герой народный у меня от алкоголя лечится, вот приедет, тогда
посмотрите». Мне в больницу привезли этот текст, я его выучил и через несколько
репетиций вышел на сцену. «Ну вот, это другое дело!» — комиссия признала. Потом
он ставил в Великих Луках спектакль про Рокоссовского, вся местная труппа была
занята, а я, приглашенный на главную роль, летал туда на самолете. Собрались
однополчане, которые воевали под командованием Рокоссовского, отцепляли свои
награды и вешали мне: «Ты точно Костя, ты наш маршал!» Жили в одной гостинице,
они пытаются меня угощать, а я ни в какую. Слово держал. «Как, Рокоссовский, и
не пьешь?!» И с Бухариным позже, когда он в Калининград главным в драму уехал, а
я там снимался в фильме «Охота на единорога», обрадовались при встрече, он повел
к себе, а я опять вшитый на пять лет. Говорит: «Когда же я с тобой выпью? То ты
пил беспробудно, а теперь завязал». Но и без этого с чаем хорошо посидели.
Месяц там шли съемки, и я с ним общался. Он боец, что говорить. Сердце подвело.
Для меня это страшное известие было громом среди ясного неба, я узнал поздно, а
то бы слетал проститься.
Что на весах перевесит
— В такие моменты особенно остро сверлит вопрос о смысле жизни. Или, как у
Давида Самойлова, «зачем гоняет сердце по жилам кровь живую?»
— Полноценно, всеобъемлюще еще никто на него не ответил. Мы ведь практически,
можно сказать, самые мужественные создания на земле: знаем, что умрем, но живем,
радуемся, хохочем. Если доживу до глубокой старости, и то сомневаюсь, что найду
точный ответ. Я подытожу, скорее всего, сколько я сделал доброго, хорошего и
сколько — плохого. Кто знает… Моя горячность, моя несдержанность на пользу
разве? Я вот об этой дуэли сожалею, что стрелял в него. Не нужно было этого
делать. Человек с религиозным сознанием, наверно, знает, зачем он живет. Он
служит Богу, который дал десять заповедей. Их же не тысяча, не сто даже — всего
десять. Если люди начнут жить по ним, это будет идеальный мир. Да хотя бы «не
убий», «не укради». И то я не выполнил. Грех этот большой висит на мне, глаза к
небу когда поднимаю, то думаю: за это придется платить. С возрастом уже
накапливаются такие мысли, которые не дают по ночам спать. Куда идти? Вроде
никому о них сильно-то не расскажешь. Я вот был в Печорском монастыре знаменитом
под Псковом. Любил ходить в Троицкий собор, там намолено, особая энергетика, и у
меня менялось состояние. Я это ощутил.
— Не праздный, конечно, вопрос. От него не отмахнешься.
— И как тут сказать: зачем живешь? Вроде сам себе отвечаешь. Сына родил? Родил.
Книжку написал? Написал. Осталось, значит, дом построить, а дерево посадил в
детстве еще, дед Прохор Никифорович заставил. Как только я стал соображать-
кумекать, он дал мне саженец черешни, велел выкопать ямку, потом закопать и
полить. Книгу «Ванька-Встанька» за три года написал. У нас театральная дача в
Серебряном Бору была, Фурцева еще в свое время МХАТу подарила. И вот я засел на
этой даче с мыслью: побываю-ка я в Иркутске! Три отпуска подряд мысленно улетал
в родной край и писал.
— На компьютере?
— Писал роман от руки, потом сел за печатную машинку и все пять толстых тетрадей
отмолотил одним пальцем, а потом уже отдал на компьютер. Но там редактура нужна,
а мне было невтерпеж: скорее сдать, он меня уже измучил. Выпустить в свет помог
школьный товарищ, одноклассник Саша Козырев. Нашел меня в Москве и сунул деньги
на издание. А так бы, наверное, до сих пор по редакциям мотался.
— Витя, Иркутску хотите что-нибудь передать?
— Я его очень люблю, люблю людей, люблю друзей. Это мой самый любимый город на
земле. Люблю и помню наш ТЮЗ, нашего зрителя иркутского, люблю Ангару, люблю
весну, зиму в Иркутске, осень, лето — все-все. Это как можно сказать о любимом
человеке, о любимой женщине, так вот и об Иркутске. Все хорошо — даже не хорошо,
а прекрасно, высшую степень надо брать, — когда я говорю об Иркутске. Когда я
встречаю человека из своего родного края, со мной что-то происходит, сам
чувствую: раз — и я ощущаю себя другим…