Остров надежды
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я нахожусь в колонии строгого режима N 2. Как я сюда попал и что здесь делаю? Думал, что попал по несчастью, а теперь не жалею: в этой колонии работает центр реабилитации алкоголиков и наркоманов, который дал мне надежду.
Мне 23 года, но я уже давно зависим от алкоголя. О центре, где лечат наркоманов и алкоголиков, я услышал впервые ещё в следственном изоляторе. Такие разговоры вызвали интерес, а потом и желание попасть туда. Это оказалось нетрудно. В реабилитационном центре я узнал, что здесь большая часть осуждённых — ВИЧ-инфицированные. В отряде, куда я первоначально был определён, тоже было много с таким диагнозом. Но они были какими-то нервными, взвинченными. А в центре все улыбались, и глаза светились надеждой. Сначала мне даже показалось, что я попал в какую-то секту ненормальных. Все откровенно делились своими проблемами. Вёл собрание выздоравливающий наркоман «с воли». После собрания мы образовали круг, взявшись за руки, и стали молиться. Я ничего не понял. Вёл себя так, будто у меня нет никаких проблем, будто зависимость — не моя беда, а других.
Долго ещё я смотрел на всех удивлёнными глазами. И было чему удивляться. Утро в центре начинается с музыки, заправки постели, зарядки. Дисциплина давалась нелегко. Испытал, например, настоящий шок от обливания холодной водой. Поднял ведро над головой и… чуть не спасовал перед наблюдавшими за мной. Но ничего, преодолел себя, даже получил удовольствие. Впрочем, так же, как и от занятия йогой.
После физической подготовки начинается урок «литературы». Ребята зачитывают собственные сочинения о своей болезни, рассказывают, кто и как начинал употреблять наркотики, до чего дошёл, как «выгребался» из этой ямы. При обсуждении действует жёсткое правило: не критикуют, не оценивают, не советуют, а делятся опытом своего выздоровления. Каждого человека принимают таким, какой он есть.
Потом приходят психолог и консультант, и начинаются занятия в группе: я сел со всеми в круг и… через признания других узнал себя. Я понял, что я не одинок, что вместе будет легче справиться с болезнью.
После обеда мы идём играть в футбол. Помню, как я раньше приходил на стадион с бутылкой и закуской и начинал «литроболить». Какой уж тут футбол! Разумеется, на зоне я в первой игре по мячу даже попасть не мог. Потом стал играть всё лучше и лучше.
После футбола — душ, затем — собрание по той же схеме.
Все делятся своими переживаниями и чувствами, а мне страшно раскрыться. Я молчал на собраниях полтора месяца.
Не помогало и коллективное чаепитие, во время которого ребята рассказывали разные истории о себе или где-то услышанные, увиденные.
Ещё приходилось заниматься анализом чувств. Я не понимал, правда, долго: к чему это? Потом дошло, что это — возможность отследить своё состояние за прожитый день. Надо найти для себя ответ на вопрос: что со мной происходит?
По программе «12 шагов» я занимаюсь уже несколько месяцев.
Прочитал много литературы, выучил много стихов (для тренировки памяти), прослушал много лекций. О своей болезни, кажется, теперь знаю всё. Знаю, что от спиртного надо отказаться напрочь, без допусков типа «по маленькой по праздникам». Был случай, когда участник программы не справился с собой и пригубил алкоголь. Всё, чего достиг, пошло насмарку, коварная зависимость вновь подступила.
Я хорошо уяснил, что сопротивляться болезни придётся всегда. Стоит только мне в праздник немного выпить, алкоголь вновь свалит на лопатки.
В отделении реабилитации один день не похож на другой. Я всегда думал, что только слабый человек может заплакать. Оказывается, наоборот. Как раз слабый человек стыдится слёз. Мы в реабилитационном центре все плакали, и я тоже.
Пришёл день, когда я решился заговорить на собрании.
Раньше мне алкоголь развязывал язык, а тут вдруг проявилось всё моё косноязычие. Надо было преодолеть страх — — эту мнимую кирпичную стену, которую видишь внутренним взором и боишься. Но стоит сделать первый шаг, и ты пройдёшь все «12 шагов», как предлагает программа.
Мир, в котором я сегодня живу, — это остров надежды. Я каждый день становлюсь другим. В нашем дружном коллективе единомышленников работают свои правила. Например: уважай чужой труд, не выражайся нецензурной бранью, не «ботай по фене». За каждое нарушение — 10 отжиманий.
Теперь я знаю, что есть люди, которые меня поймут и поддержат. Освоив технику анализа чувств, я научился владеть собой, сдерживать отрицательные эмоции.
Я стал верить в Бога. Хотя многие мои товарищи не верят. Но это личное дело каждого. Моя жизнь преобразилась, цвета стали ярче, птицы поют громче.
Спасибо за это психологам колонии и консультантам, наркоманам и алкоголикам, которые рядом со мной, которые — настоящие друзья!
Колония N 2, г. Ангарск