Россия-2006: догоним Индию!
Что сулит мировой экономике начавшийся год? Эксперты говорят, он будет довольно результативным: деловая активность возрастёт, экономический рост увеличится практически повсеместно, и даже высоченные цены на нефть не смогут его затормозить.
Высокие цены на нефть вызывают привыкание
Прошлой осенью МВФ предрекал 2006 году неплохие показатели: рост мировой экономики на уровне 4,3%, а в декабре директор-распорядитель фонда Родриго де Рато выразил уверенность в том, что «сентябрьский прогноз будет пересмотрен в сторону повышения». Новых цифр он принципиально не называл, поскольку МВФ традиционно публикует подобную статистику на своих весенних и осенних сессиях. Однако намекнул, что фонд ожидает роста «не только более активного, но и более широкого по географическому охвату».
А ведь ещё недавно многие эксперты серьёзно опасались, что повышение цен на энергоносители может задушить экономический рост едва ли не во всём мире. Неужели МВФ, предрекая улучшение мировой конъюнктуры, полагает, что цены на нефть снизятся? Нет, дело не в этом. Де Рато утверждает, что в будущем году цены на нефть останутся на высоком уровне (хотя нельзя исключать их краткосрочных колебаний). Однако экономики — как развитые, так и совсем небогатые — в основной своей массе сумели «эффективно и относительно безболезненно» приспособиться к высоким ценам на топливо. «Ещё несколько лет назад такое было просто невозможно себе представить, — отмечает глава МВФ. — Нынешняя благоприятная ситуация во многих странах доказывает, насколько положительную роль играют продуманная национальная макроэкономическая политика, пользующиеся доверием институты управления, гибкость рынков, независимость центральных банков». Де Рато приписывает эти заслуги глобализации и, конечно же, руководящей и направляющей роли МВФ в мировой экономике. «Хочу также отметить, что, если в прошлом мы советовали той или иной стране провести реформы, которые сулили дивиденды через 10-15 лет, то сейчас в результате глобализации позитивные результаты реформ страны начинают ощущать уже через 2-3 года».
Впрочем, вне зависимости от советов МВФ экономики развивающихся стран растут быстрее, чем более «продвинутые». И это вполне естественно. Согласно ноябрьским прогнозам Всемирного банка, прирост экономик развивающихся стран в 2006 г. составит 5,9%, в том числе в Восточной Азии и АТР — 7,8%, в Южной Азии — 6,9%, в Латинской Америке и регионе Карибского моря — 4,5%, а в африканских районах южнее Сахары — 4,6%. Что касается промышленно развитых стран, то и у них ожидаются высокие достижения. В своём последнем докладе ОЭСР повысила прогнозы роста экономики своих 30 стран-членов в 2005 и 2006 гг. соответственно с 2,6% и 2,8% до 2,7% и 2,9%. Ожидаемый уровень экономического роста США, еврозоны и Японии в 2006 г. составляет соответственно 3,5%, 2,1% и 2%. Особенно радует Европа: ещё в прошлом году она была близка к состоянию стагнации (рост составил менее 1,5%). А мировым лидером по экономической динамике остаётся Китай, который ни в какую не хочет сбавлять темпы роста ниже 9%. В прошлом году он пересчитал свой ВВП по методике ОЭСР и вообще получил на выходе рост в 16,8%. На втором месте остаётся Индия с ростом порядка 7%. Россия, как ожидается, замедлится до 5,6-5,8%.
Впрочем, о перспективах того или иного участника международных экономических отношений говорят не только прогнозы экономистов, но и планы инвесторов. На основе их исследования международная консалтинговая компания A.T.Kearney составляет рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира. Так вот, согласно последнему анализу бизнес-планов мировой экономической элиты получается, что на первом месте по инвестиционной привлекательности находится Китай (уже 4-й год подряд), на втором — Индия. Далее следуют потеснённые Индией США и Великобритания, затем — Польша (!), Россия (перепрыгнувшая с 11-го на 6-е место), Бразилия, Австралия и Германия. Замыкает первую десятку опять Китай — в лице отдельно котирующегося Гонконга. Причём заметьте: подавляющее большинство стран-фаворитов являются нетто-импортёрами нефти. Это лишний раз подтверждает, что нефтяные цены отнюдь не пугают инвесторов, а из числа стран — экспортёров углеводородов их привлекает только Россия.
Удвоение ВВП откладывается
Однако что касается России, темпы роста её ВВП замедляются: с 7,2% в 2004 г. до 6,4% в прошлом году и — согласно оценкам экспертов Минэкономразвития — до 5,6-5,9% в 2006-2008 годах. Эксперты отмечают, что этого явно недостаточно для намеченного удвоения ВВП к 2010 году. Как получается, что при нынешнем взлёте цен на нефть рост ВВП год от года уменьшается? По мнению экспертов МЭРТ, дело в том, что в нашей экономике далеко не все отрасли могут развиваться темпами выше 7%. ТЭК в этом смысле вообще никуда не годится — он себя исчерпал: если темпы роста добычи и экспорта ресурсов в предыдущие годы достигали 14%, то в ближайшие 3-4 года они не превысят 3%. А те отрасли, которые способны на более существенный рост (пищевая, химическая, лесная промышленность, производство строительных материалов, часть машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре российской экономики всего порядка 30%. «Пока доля этой группы отраслей не станет доминирующей, общие темпы роста экономики не превысят 7%», — убеждены эксперты Минэкономразвития. По их мнению, «необходимые изменения в структуре производства могут произойти не раньше, чем к 2011 г., и только при условии реализации инвестиционно-инновационного варианта развития». То есть — в насмешку над планами российского руководства — бурный рост, если и начнётся, то как раз после 2010 г., когда план удвоения ВВП будет уже сорван.
Однако хочется надеяться, что наступивший год станет переломным. Именно в 2006-м в России намечено начать реализацию ряда долгосрочных программ и стратегий развития важнейших несырьевых компонентов экономики (ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, IT-сектора и ряда традиционных отраслей экономики, а также особых экономических зон и технопарков). Если дело пойдёт, то лет через пять мы действительно будем способны догнать Индию по темпам экономического роста, а пока хорошо бы оставить все разговоры об удвоении ВВП.
«Комфортабельные» цены снимут нервозность
Один из фундаментальных вопросов мировой экономики — что будет с ценой на нефть? Эксперты отвечают на него в целом обнадёживающе, но призывают не расслабляться. МВФ, как уже отмечалось, полагает, что цена «чёрного золота» существенно не изменится. Всемирный банк прогнозирует лишь небольшое её увеличение: с 53,6 долл. за баррель (средний уровень за этот год) до 56 долл. Это, конечно, существенно выше показателей предшествующих лет (в 2003 г. — 28,9 долл., в 2004 — 37,7 долл.), однако значительно ниже ужасных 70,85 долл., до которых цена подскочила в августе прошлого года. В пользу сохранения достигнутого уровня цен говорят и её крупнейшие производители. По мнению министра нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ибн Ибрагима ан-Нуэйми, мировой нефтяной рынок достиг баланса, и поэтому цены должны стабилизироваться на нынешнем «очень комфортабельном» для мировой экономики уровне — немного выше 50 долл. за баррель. Он считает, цены выше 70 долл. и даже 60 долл. представляют опасность для мировой экономики, поскольку при длительном их сохранении может произойти «мировой спад». Нынешняя цена удобна как для потребителей, так и для производителей. Этой точки зрения придерживается и ОПЕК в целом.
Эксперты единодушны в том, что основным фактором роста цен на нефтяном рынке является не нехватка «чёрного золота», а повышенный спрос на него. И этот фактор, по всей видимости, будет присутствовать в наступившем году в полной мере. В декабрьском докладе Международного энергетического агентства (МЭА) говорится о перспективах значительного роста потребления нефти в мире в 2006 году. Эксперты МЭА даже пересмотрели в сторону повышения свои предыдущие (июльские) прогнозы на этот счёт: мировой экономике потребуется нефти на 7,8% (1,79 млн. баррелей в сутки) больше, чем в прошлом году. Тем самым она выйдет на суточный уровень потребления в 85,18 млн. баррелей. ОПЕК, согласно расчётам МЭА, должна будет при этом несколько увеличить объёмы поставок нефти на мировой рынок — до 29,8 млн. баррелей в сутки. Этот уровень признан на последней сессии Организации стран — экспортёров нефти приемлемым, однако он считается близким к предельному для членов ОПЕК, добывающих суммарно 30 млн. баррелей в сутки. Тем не менее, несмотря на рост спроса, эксперты МЭА полагают, что ситуация на нефтяном рынке в этом году стабилизируется: «высокая нервозность» предыдущих двух лет должна пройти.
Кто у нас будет главным?
Кое-что особо следует сказать и об экономических перспективах Китая. Его экономические успехи не перестают ошеломлять экспертов. Поначалу удивлялись просто бурному количественному росту, затем — его стабильности, наконец — тому, что количество перешло в качество. Сегодня Китай уже воспринимается не просто как производитель дешёвого ширпотреба, но как важный игрок практически на всех мировых рынках, а также крупный потребитель сырья и энергоносителей. Причём стратегией является экспансия — захват рынков, получение доступа к передовым технологиям, инвестициям и энергоресурсам. Но и сами цифры продолжают шокировать. Произведя пересчёт своего ВВП по методике ОЭСР, Китай вмиг оказался на 6-м месте в мире по масштабам экономики и уже очень скоро может добраться до 4-го места. Согласно данным Пекина, в I полугодии 2005 г. положительное сальдо торгового баланса КНР увеличилось более чем в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 54,2 миллиарда долл. А по итогам всего прошедшего года этот показатель, по предварительным оценкам, превысил 115 миллиардов долл. При этом дефицит США в торговле с КНР в 2005 г. достиг 220-225 млрд. долл. (в 2004 г. он равнялся 162 миллиардам долл.).
Мартин Жак, приглашённый профессор Пекинского народного университета, убеждён, что Китай уверенно идёт к обретению статуса второй супердержавы. «То, с какой скоростью возвышается азиатский гигант, опрокидывает западные представления о политике и будущем нашего мира», — пишет учёный на страницах The Guardian, особо подчёркивая, что «в последние два-три года произошёл некий перелом в восприятии Китая в мире», поскольку до недавнего времени «было принято считать, что, несмотря на экономический подъём, что-то в Китае всё равно должно пойти не так. Теперь так говорят всё реже». Возможно, скоро поверят и в то, что к 2050 г. Поднебесная станет мировым экономическим лидером. Об этом всё-таки говорить пока рано, но профессор Жак отмечает, что «на Китай вдруг начали смотреть по-новому, отмечая его экономическую трансформацию и понимая, что в силу своих огромных размеров и сплочённости эта страна окажет огромное влияние на весь остальной мир, хотя как именно — до сих пор до конца не ясно». Впрочем, учёный выдвигает несколько предположений на этот счёт. Прежде всего, то, что очень скоро глобализация перестанет быть синонимом «вестернизации» мира: Китай внесёт свои «восточные» коррективы в этот процесс. Кроме того, «возвышение Китая противоречит принятому на Западе мнению (особенно сильному в Европе) о том, что национальное государство в упадке, а будущее принадлежит союзам национальных государств на основе Европейского Союза и АСЕАН. Напротив, утверждает профессор Жак, рост значения Китая и Индии говорит о том, что «на первый план выходят национальные мегагосударства нового типа, которые будут доминировать в XXI веке вместе с США, ЕС, Японией и Россией».