Концептуальный стопор
В середине февраля областная администрация должна будет представить стратегию развития Иркутской области. По уверениям разработчиков, она будет основана на программе социально-экономического развития области. Пока в открытом доступе имеется только концепция программы. Её уже подвергли критике депутаты Законодательного собрания, что заставило областные власти вернуть концепцию на доработку. В то же время, по признаниям представителей обладминистрации, в руководстве региона нет ясного представления об основополагающих моментах стратегии, о месте Иркутской области на политико-экономической карте России в настоящее время и об основных целях и задачах, которые стоят перед региональным руководством.
О необходимости создания стратегии развития Иркутской области «Конкурент» писал в номере от 7 ноября. Напомним лишь, что министром регионального развития (МРР) Владимиром Яковлевым ещё 30 июня была представлена концепция социально-экономического развития регионов России. В её основе — принцип поляризованного, или сфокусированного, развития. Яковлев предлагает выделить 6-9 регионов-локомотивов, или опорных регионов. Они должны с помощью государственных инвестиций не только увеличить темпы собственного роста, но и «потянуть» за собой соседние субъекты федерации.
Региональные стратегии, по идее, должны учитывать этот документ и разрабатываться с использованием, как минимум, того же понятийного аппарата и основных его положений. Соответственно, стратегии развития регионов представляются в ведомство Владимира Яковлева. Правда, некоторые эксперты, как, например, известный экономист и председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин, сомневаются в том, что это поможет регионам, так как в Минрегионразвития, по их мнению, нет достаточных ресурсов, чтобы помочь в реализации региональных стратегий.
Из ближайших соседей Иркутской области Красноярский край уже разработал свою стратегию СЭР. Александр Хлопонин, используя свои лоббистские возможности, выбил под объединение с Эвенкией и Таймыром около семи миллиардов рублей для реализации указанных в стратегии проектов — строительства региональных дорог и реконструкции аэропорта в Емельяново. Более того, Хлопонин воспользовался съездом «Единой России», чтобы презентовать и региональный мегапроект — промышленное освоение Нижнего Приангарья. Хоть и в заявлениях, он добился от руководства партии поддержки в нелёгком деле выбивания денег из федерального бюджета под реализацию этого проекта.
Приангарье сильно отстало от западного соседа. В начале ноября губернатор Александр Тишанин представил в МРР некий документ, который в сообщении пресс-службы обладминистрации был назван «стратегическим развитием Приангарья». Позже чиновники «серого дома» называли его уже концепцией стратегии. В регионе глава области презентацию этого документа не провёл.
13 декабря на заседании комитета по собственности и экономической политике была представлена концепция программы СЭР. Возглавлял группу разработчиков проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор Виктор Самаруха. Он рассказал, что БГУЭП является головной организацией по разработке Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2010 года. Разработчиками создан «временный творческий коллектив», в состав которого входят почти все НИИ ИНЦ СО РАН, ведущие вузы г. Иркутска, ряд отраслевых институтов, крупные промышленные компании (всего около 250 человек). Как указано в техническом задании для разработчиков, размещённом на сайте, созданном специально для работы над программой, общая сумма заказа составляет миллион рублей. По словам Самарухи, «для такого большого коллектива цена лота не очень большая. Приоритетным для разработчиков является не заработать деньги, а разработать работающую Программу социально-экономического развития Иркутской области».
Как указывает учёный, при разработке программы СЭР рабочая группа выбрала в качестве приоритетного стратегического направления повышение качества и уровня жизни населения за счёт создания условий для увеличения внутреннего спроса в регионе. Кроме того, как указано в концепции программы, одной из стратегических задач для региональной администрации должно стать превращение Иркутской области в опорный регион.
На заседании комитета концепция вызвала жёсткую критику со стороны депутатов. Как рассказал корреспонденту «Конкурента» председатель комитета Максим Сурнин, депутаты считают, что в концепции необходимо определить место Иркутской области в экономике России, конкретные приоритеты развития региона, выделить основные промышленные кластеры, увязать концепцию с существующими федеральными программами и программами Сибирского федерального округа.
Депутат Алексей Козьмин считает, что представленный документ вообще не является концепцией, так как не отвечает основным стратегическим целям, которые, на его взгляд, стоят перед областью. Собственно стратегическая цель, по мнению Козьмина, в документе только одна: создание опорного региона. Однако опорным регионом может стать только экономически развитый субъект федерации, предложивший инвестиционный проект национального масштаба, вроде проекта освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Таковых проектов в области пока нет. «Кроме того, главное требование к опорному региону — иметь масштабные экономические проекты, — указывает Козьмин. — Такие в разделе «Миссия и стратегические задачи Иркутской области» концепции программы отсутствуют вообще». Юрий Фалейчик также считает, что концепция слишком «социализирована» и в ней необходимо отразить развитие экономики региона, инвестиционные проекты и программы, в том числе освоения недр.
Алексей Козьмин уверен, что в концепции должна быть отражена схема пространственного развития области с указанием тех городов и районов, экономический рост в которых должен стать приоритетным для региональной администрации. Как считает Максим Сурнин, поскольку президентом РФ Владимиром Путиным заявлено, что «Россия должна стать энергетической базой для развития мировой цивилизации», Иркутская область в своих планах развития также должна учитывать проекты по экспорту энергоресурсов, такие как, например, проект разработки Ковыкты, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Также, по словам Сурнина, в концепции необходимо определить развитие Иркутской области в связи с развитием её соседей — Красноярского края, республик Якутия и Бурятия, Читинской области, так как указанные проекты имеют масштабы, выходящие далеко за рамки Иркутской области.
В результате тогда ещё и.о. первого заместителя губернатора Юрий Параничев обещал отправить концепцию на доработку. По словам Виктора Самарухи, разработчики учтут «конструктивные» замечания депутатов. Например, поправку Юрия Фалейчика и Алексея Козьмина о необходимости больше внимания уделять экономике. Виктор Самаруха заявил, что есть замечания, с которыми учёные не могут согласиться, однако он не пояснил, о какой именно критике идёт речь.
В то же время Юрий Параничев больше склонен к компромиссам с народными избранниками. Он утверждает, что «одним из важных и новых положений концепции» должно стать «рассмотрение Иркутской области как опорного региона для развития малоосвоенных территорий Восточной Сибири, Якутии, зоны БАМа». Сам Юрий Параничев считает, что область должна развиваться по инновационному пути. «В отличие от Иркутска, многие города Восточной Сибири были построены вокруг одного пред-приятия, — уверен первый замгубернатора. — А столица Восточной Сибири в большей степени ориентирована как исторический, административный, культурный и научный центр». Второе направление для развития, по его мнению, — это создание Байкальской рекреационной зоны: «Байкал — это брэнд на туристическом рынке, который не нужно раскручивать». Чиновник предлагает не забывать и про развитие производств по добыче газа, нефти, золота. Как один из приоритетных проектов он видит развитие международного аэропорта в Иркутске. «Мы недорабатываем в части его развития, — считает Параничев. — Я думаю, со временем всё равно возникнет необходимость принимать принципиальное решение по его переносу в другое место, если уж мы хотим его развивать в стратегическом плане».
Когда корреспондент «Конкурента» спросил Параничева, учитывается ли критика концепции депутатов Заксобрания, а особенно высказывания об отсутствии стратегических приоритетов в концепции, Юрий Параничев ответил, что сам хотел бы их там увидеть. Более того, он фактически обозначил недовольство региональных властей работой учёных, заявив, что при разработке стратегии развития региона, скорее всего, к работе будут привлекаться не только местные специалисты, но и федеральные научные учреждения, которые уже занимались разработкой подобных документов: «Мы будем привлекать на конкурс не только лучшие умы Иркутской области, но и людей из-за пределов региона. Всё же у разработчиков должен быть ещё и свежий взгляд. К сожалению, и у научных людей возникают с годами штампы».
По словам первого замгубернатора, замечания депутатов были учтены и концепция будет внесена в Заксобрание в январе-феврале. Главное, считает Юрий Параничев, понять, какое место область будет занимать в Восточной Сибири. Надо определиться и с тем, что такое Иркутская область сейчас. По словам Параничева, до сих пор в областной администрации нет понимания ни в том, ни в другом вопросе. Впрочем, он заверил корреспондента «Конкурента», что обладминистрация «нарабатывает материалы». Проблема заключается в том, что концепция должна быть обнародована в конце февраля и времени, по мнению Максима Сурнина, на её качественную разработку остаётся катастрофически мало.
Справка
Стратегия развития региона — основополагающий для региональной администрации документ. В ней должно быть обозначено чёткое понимание, как позиционирован субъект федерации в начальной точке исполнения стратегии: его положение в экономике страны, связи с внешними рынками, расположение относительно миграционных потоков и т.д. Соответственно в целях документа должно быть обозначено место на экономической карте страны, которое регион будет занимать по завершении срока реализации стратегии. Также в стратегии должны быть обозначены основные пути достижения поставленных целей. Программа социально-экономического развития (СЭР) конкретизирует положения стратегии. Концепция программы обозначает, какие действия может предпринять областная администрация для реализации её положений.