издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Командный задел

Популярность бизнес-тренинга как формы обучения основана прежде всего на грамотном использовании консультантами знаний об особенностях человеческого восприятия. С вопросами об актуальности командных тренингов ВИКТОРИЯ КОМАРОВА обратилась к одному из востребованных сегодня бизнес-тренеров и НЛП-тренеров Константину Ковалёнку.

— На каком этапе в бизнесе возникает потребность в командных тренингах?

— Команда, как правило, держится на тех людях, которые начинали бизнес. На энтузиастах. На начальном этапе команда строится интуитивно. Те, кто работает с нуля, имеют достаточно ровные интересы. А вот когда компании исполняется лет шесть-семь, приходят новые люди. Тогда начинается прилаживание интересов. Происходит оценка того, какого рода активность приносит в компанию новый человек, какие у него качества.

Не всегда обращение компаний к вопросу построения команды с помощью консультантов оправданное. В некоторых случаях бывает достаточно отладить вопрос приёма людей на работу. Хороший кадровик, во многом полагающийся на интуицию и чутьё, может стать превосходным фильтром на входе в компанию. Тренинги по созданию команды здесь малоэффективны. Конечно, команда сформируется, но на это уйдёт много времени.

Есть и другая проблема, когда люди, принятые на работу, не знают, как им прижиться на новом месте. Нестабильность работы команды может быть вызвана тем, что в компании не отстроены бизнес-процессы. Подобные сложности возникают тогда, когда человек, стоящий во главе компании, не имеет достаточно чётких и понятных способов решения производственных вопросов. Он начинает их варьировать: сегодня делаем одно, завтра — другое. А персонал, в свою очередь, не может уловить поставленную задачу и начинает теряться. Тогда возникают конфликты и склоки.

— В этом случае чем может помочь бизнес-тренер?

— Иногда руководитель может понимать задачу персонала, но не может передать её. Тогда важен передатчик. Им может стать консультант. И если командная работа в подобных случаях ведётся, то это консультирование тех, кто стоит во главе компании.

— Но ведь не редкость, когда в процессе существования бизнеса у его собственников, которые также являются и топ-менеджерами, расходятся представления о том, каким должен быть результат?

— Так происходит, когда объединились люди с разными мотивами. На определённом этапе их интересы меняются: кому-то нужны деньги, кому-то — растущий бизнес. Если компания собирается развиваться дальше, то здесь важно либо уплотнить верхнюю среду своих инвесторов, либо расколоть её «по интересам».

— На каком этапе развития бизнеса идея командности становится наиболее актуальной?

— Когда компания построена и её персонал достигает ста и более человек, тогда управление примером, прямыми приказами невозможно. Здесь и возникает идея командности. Появляются очень тонкие элементы, которые начинают людей группировать, вплоть до общих представлений о том, что хорошо и что плохо. Начинает выращиваться то, что называют корпоративной культурой.

Тренинги могут быть очень разными. Есть тренинги на сплочение, подразумевающие общую деятельность за пределами работы. Им может стать поездка на шашлыки и др. Тут и тренер не нужен. Есть другие тренинги, использующие физические модели. Вроде похода. Он на интуитивном уровне людей притирает. Разговоры разговорами, а когда надо подать рюкзак коллеге, люди начинают проявлять себя по-разному. Есть тренинги, где отрабатываются психотехнические ситуации, такие как, например, корпоративное собрание.

Командная работа — это выявление тех основ, которыми компания живёт, а затем их коррекция. Как правило, это актуально уже на том этапе развития бизнеса, когда владельцы отходят от оперативного управления им. Тогда необходимо исследовать структуру самой компании. Выявить, каким хотят видеть бизнес в будущем. Сейчас очень модно заказывать работу с миссией, видением. Скажу прямо, это такие элементы, которые по времени очень далеко располагаются от момента создания компании. Если не отстроены бизнес-процессы, то эти разговоры — пустая мода.

История российских компаний невелика. Десятилетних не много наберётся. А в Европе, Японии и США есть и столетние. Например, производители техники Sony и Panasonic очень сильно отличаются. Их различие скрыто в идеологии. Sony занимается новыми разработками, а Panasonic — самыми качественными внедрениями. Получается, что самая современная техника у первых, а самая надёжная — у последних. Люди, приходящие на работу в компанию, знают это. Получается, что в компании работают люди с определёнными внутренними ориентирами. И замечу: для российских компаний, возможно, в силу определённой ментальности, командный дух ещё более важен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры