ПДД. Перезагрузка
Депутаты Госдумы обратились к премьеру Фрадкову с предложением приостановить действие изменений в Правила дорожного движения. Как ни странно, эту идею поддерживают даже в Управлении ГАИ России. Предлагается также отобрать у правительства право менять ПДД и передать его законодательной власти.
Депутаты решили защитить автомобилистов от внезапного введения изменений в ПДД, по которым подержанные американские машины оказались запрещёнными к эксплуатации, а детей, даже довольно взрослых, можно перевозить только в специальных сиденьях. В пятницу депутаты поручили профильным комитетам выяснить у правительства, как людей информировали о внесении изменений в Правила дорожного движения. Подразумевается, что исполнительная власть должна объяснить необходимость столь экстренного введения поправок в ПДД, о которых даже не удосужились проинформировать автомобилистов. Как объяснил депутат Виктор Похмелкин, согласно установленной процедуре ответ на запрос должен прийти в течение месяца.
В понедельник депутат отправил ещё один запрос — на этот раз лично председателю правительства — с предложением приостановить введение изменений. «Постановление о внесении изменений в ПДД было опубликовано 27 декабря 2005 года, а уже с 1 января 2006 года вступило в силу, — возмущается депутат. — Владельцам транспортных средств потребуются время и дополнительные материальные затраты на реализацию нововведений. Неисполнение же новых правил уже сегодня влечёт за собой серьёзные меры административного наказания, вплоть до лишения права управления транспортными средствами», — говорится в обращении к Фрадкову.
Реакции правительства на обращение депутатов пока не последовало.
В пресс-службе правительства сообщили, что премьер письма ещё не получал. «И судя по тому, как обычно работает курьерская почта, письмо Фрадкову может идти несколько дней, а то и неделю».
По мнению Похмелкина, сами изменения в Правила вполне разумны, претензии вызывает только то, что внесены они были без предупреждения. «Это полностью отражает наплевательскую политику государства: за последние несколько месяцев точно по такому же принципу — без предупреждения и информирования — таможенники пытались изменить пошлины, а правительство исправляло тарифы по ОСАГО», — напоминает Похмелкин. Он убеждён, что если бы и ПДД, и страховые тарифы устанавливало не правительство, а Госдума через федеральные законы, таких проблем бы не возникло.
Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Фёдоров поддерживает идею передать утверждение ПДД Госдуме. Впрочем, он сомневается, что такое решение может быть принято, даже несмотря на все предпосылки к этому.
«Согласно Конституции, любой закон, ограничивающий права граждан, должен приниматься Госдумой, а не правительством. Почти во всех странах процедура принятия законов о дорожном движении именно такая».
Сенатор вспоминает, что предлагал сделать ПДД федеральным законом ещё когда возглавлял ГАИ. «Но у нас все значимые решения принимаются только по отмашке президента, — сетует Фёдоров. — Так что вряд ли что-то изменится без его распоряжения». Он также считает поправки к Правилам разумными и поддерживает идею приостановить введение закона хотя бы по тем пунктам, которые требуют предварительной подготовки.
В Главном управлении ГАИ России тоже не в восторге от внезапного введения новых правил. «Мы оказались в неловком положении, так же как и водители, — говорит начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин. — Новые знаки ещё не напечатали, Правила дорожного движения тоже. Введение поправок нужно было отложить хотя бы на полгода». Пока руководителю ГАИ России пришлось отдать распоряжение не наказывать водителей по новым правилам, а ограничиваться предупреждением.
«Во все регионы была разослана телеграмма, в которой местным руководителям предписывалось, учитывая сложившиеся обстоятельства, не наказывать водителей по новым правилам дорожного движения, а только разъяснять, что именно они нарушили», — сообщил Кузин.
В Управлении ГАИ России уверяют, что на местах распоряжение Кирьянова выполняют и «только предупреждают», например, водителей американских машин с «нестандартной» оптикой. На вопрос, что делать, если гаишник всё-таки начинает составлять протокол, чтобы передать в суд, Владимир Кузин сказал, что, поскольку действия инспектора полностью законны, ничего сделать нельзя. «Но можно попытаться доказать в суде, что правонарушение было совершено по незнанию. Я думаю, что судьи, зная о сложившейся ситуации, первое время будут возвращать права водителям», — сказал Кузин.
Попытка отсрочить введение поправок в ПДД и провести информирование водителей запоздалая, убеждён руководитель Московского отделения автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Пока правительство будет принимать решение о приостановке введения поправок к правилам, пока депутаты и сенаторы будут пытаться передать право менять ПДД Госдуме, гаишники продолжат отнимать у водителей права и вымогать взятки. Если до 28 января действие новых правил не будет приостановлено, мы проведём акцию протеста», — пообещал Лысаков.