Реформирование вслепую
В январе в Законодательное собрание Иркутской области должны быть внесены документы, определяющие новую структуру региональной администрации. Как рассказал первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев, она будет построена по трёхступенчатому принципу: "департамент - служба - агентство" и призвана сделать работу областных властей более эффективной. Впрочем, пионер административного реформирования по этому принципу - Красноярский край - лишь только в конце прошлого года закончил менять структуру своей администрации. Поэтому о предполагаемой эффективности новой схемы соподчинения чиновников говорить пока рано.
Административную реформу курирует первый заместитель губернатора Юрий Параничев. Он рассказал «Конкуренту», что ещё в сентябре, сразу после начала своей работы, ему в первую очередь бросилось в глаза большое количество наименований различных структурных подразделений в обладминистрации. Их было шесть: главное управление, управление, департамент, комитет, комиссия и отдел. «Причём так получалось, что начальник департамента, в чьём подчинении находилось шесть человек, получал такую же зарплату и имел такой же статус, что и начальник управления, у которого триста человек, — посетовал первый зам. — Мне это было не понятно». По словам Параничева, структурные единицы обладминистрации по своим задачам были по совершенно непонятному принципу «перетасованы под разными замами». «У меня возникло чувство, что эта структура была подогнана под определённую личность, — сообщил чиновник. — Она была ориентирована на создание постоянной конфликтной ситуации, сталкивания интересов чиновников». Как пояснил Юрий Параничев, решение изменить структуру «назрело в коллективе администрации».
Трёхзвеньевая иерархия
Ещё в начале ноября прошлого года Юрий Параничев на пресс-конференции заявил о том, что готовится новая структура областной администрации. Спустя месяц, в декабре, он уточнил, что проект административной реформы уже готов. Первый зам пояснил «Конкуренту», что при разработке новой структуры были учтены предложения аппарата полпреда в СФО и также опыт Красноярского края, Новосибирской, Саратовской, Астраханской областей. В качестве главных целей при изменении своей структуры обладминистрация ставит перед собой «повышение качества и доступности государственных услуг, совершенствование системы госуправления и оптимизацию структуры органов исполнительной государственной власти, исключение дублирования их полномочий и функций» и т.д.
Новая структура воспроизводит так называемую «трёхзвеньевую» схему устройства правительства РФ, которая была введена больше года назад в самом начале федеральной административной реформы. Количество типов исполнительных органов государственной власти будет сокращено с шести до трёх. Останутся только департаменты, службы и агентства. Департаменты возьмут на себя правовое регулирование, координацию и контроль деятельности находящихся в их подчинении агентств и служб. Службы займутся контролем в сфере госуправления и изданием различных постановлений и распоряжений. А агентства будут оказывать услуги населению, управлять государственным имуществом, вести реестры, регистры, кадастры и т.д. Фактически, департаменты возьмут на себя определение политики областной власти в своей сфере, будет концептуально разрешать проблемы своей отрасли. В свою очередь, агентства должны это реализовывать на практике, а службы возьмут на себя контрольные функции. Структура будет иерархической — службы и агентства будут подчиняться департаментам. Причём руководитель департамента сам будет подбирать руководителей агентств и служб, но утверждать их будет губернатор.
Красноярская краевая администрация ещё в прошлом году перешла к подобной схеме управления. В частности, у губернатора Александра Хлопонина два первых заместителя и двенадцать простых замов. Восемь из них одновременно являются руководителями департаментов, разделённых по отраслевому принципу. Например, замгубернатора Александр Новак одновременно является руководителем департамента финансов. Два заместителя напрямую курируют несколько управлений и агентств. Есть специальный замгубернатора Сергей Сокол, который возглавляет аппарат совета администрации края (в совет входят губернатор и все его замы). Собственно, он и занимался административной реформой. А двенадцатый зам — Анатолий Тихонов — возглавляет представительство администрации при правительстве.
Перманентная реформа
Как пояснил Юрий Параничев, губернатор Александр Тишанин уже утвердил основную структуру обладминистрации. Однако в связи с изменениями, которые Госдума внесла в федеральное законодательство в декабре, пришлось менять и проект новой структуры. Предполагается, что до конца января законопроект, изменяющий структуру обладминистрации, поступит в Заксобрание и после обсуждения его депутатами он будет вынесен либо на февральскую, либо на мартовскую сессию. Как только закон будет принят, чиновники, которые попадают под сокращение или перевод в другие подразделения администрации, получат специальные предписания. Ещё два месяца уйдёт на собственно реорганизацию структуры обладминистрации. Параничев предполагает, что к лету органы исполнительной власти будут представлены уже по-новому. Первый замгубернатора указывает, что реформа не будет носить разовый характер — изменения и оптимизация будут происходить постоянно. Он заметил также, что основным последствием перемен должно стать не столько сокращение штатов, сколько увеличение эффективности работы обладминистрации.
Пока не ясно, насколько глубокими будут изменения. Известно лишь, что, например, одним из этапов реформы должно стать разрешение проблемы структуры Главного управления МЧС РФ по Иркутской области. Ещё летом прошлого года в Приангарье разгорелся конфликт между недавно созданным ОГУ «Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности» и Главным управлением МЧС РФ по области. Руководители областного учреждения обвинили коллег из регионального управления МЧС в том, что те якобы противодействуют передаче ряда объектов недвижимости и технической базы новому госучреждению. Ещё в декабре Юрий Параничев отметил, что «в обладминистрации существует общее мнение, согласно которому структура МЧС должна быть единой и контролируемой в рамках действующих законодательных актов».
Неуловимая эффективность
Политолог, эксперт по вопросам государственной власти и местного самоуправления Игорь Михель разделяет мнение первого замглавы области о том, что предыдущая структура обладминистрации была неэффективна. Она «перестала удовлетворять требованиям времени, и одним из последствий этого несоответствия была низкая результативность работы региональной власти». В целом, по мнению аналитиков, пока ещё рано говорить об эффективности новой структуры. Пионер в административном реформировании по новому типу — Красноярский край в конце прошлого года только закончил преобразования, и пока говорить об их последствиях не приходится.
Игорь Михель считает, что «должно пройти минимум полгода, прежде чем можно будет делать какие-либо выводы». Однако, по мнению эксперта, подобная структура, действующая в Красноярском крае и Челябинской области, себя оправдала. Он подчеркнул, что реорганизация региональных администраций в этих субъектах является одной из косвенных причин достаточно высоких темпов развития малого и среднего бизнеса, строительства, роста инвестиционной привлекательности экономики этих регионов.
Однако доктор экономических наук, декан факультета государственного и муниципального права БГУЭП Лариса Соколова настроена более скептически. По её словам, не совсем верно сначала разрабатывать структуру, а потом под неё подводить регламент работы, в котором будут определены функции новых ведомств и перечень их услуг. Соколова считает, что уже при разработке структуры областной администрации должны быть чётко определены функции всех её подразделений. «Может получиться, как всегда в России, — с ног на голову: когда, например, исходя из структуры администрации, агентства должны заниматься практическим оказанием услуг, а после принятия их регламента может оказаться, что они возьмут на себя контролирующие функции, — указывает эксперт. — Так получилось при реформе правительства, когда спустя год после введения подобной системы пришлось снова её менять, так как были неправильно определены функции части подразделений».