Анна Ковальчук:"Оскар" пойду получать со своей фамилией!
Ещё не утихли споры-разговоры о телевизионном фильме Владимира Бортко "Мастер и Маргарита", а Анна Ковальчук, исполнительница роли Маргариты, актриса Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета, вновь заставила говорить о себе. Режиссёр Геннадий Тростянецкий ввёл её в свой уже не новый спектакль "Каренин. Анна. Вронский" на роль Анны Карениной. Зрители раскупают билеты...
Восьмой год Ковальчук работает в этом театре, много занята в репертуаре. Роли — от Братца Опоссума в «Братце Кролике на Диком Западе» до Карениной. Интересно, что роль Опоссума досталась ей в «наследство» от Константина Хабенского, ныне работающего в Москве.
Ещё в студенческие годы Ковальчук играла в спектаклях Александринского театра. Неожиданно её пригласили в Театр Ленсовета.
— Меня даже не спрашивали, хочу я или нет здесь работать. Взяли и всё, — рассказывает она. — Режиссёру Геннадию Тростянецкому нужна была актриса на роль Анжелики в спектакле «Мнимый больной».
Этакий везунчик. И в театральный институт легко поступила, с первой попытки.
— Фамилию в замужестве не меняла. Меня об этом папа просил, потому что, когда пойду получать «Оскара», должна идти со своей фамилией. (Улыбается)
После фильма по роману М. Булгакова на Анну Ковальчук обрушилась слава. Теперь её знает буквально стар и млад. Вся страна. Журналисты «разрывают» на части. Интервью у актрисы начали брать (редкий случай!) ещё до начала съёмок, когда в СМИ проникла информация о постановке В. Бортко, распределении ролей. А уж когда фильм вышел… Фотографии Анны — Маргариты запестрели на обложках глянцевых журналов. Бесконечные звонки, просьбы о встрече, одни и те же вопросы, словом, испытание ещё то! Хотя актриса и говорит: «Я уже всё рассказала, мне нечего больше говорить…»
— И поклонники теперь одолевают?
— Сказать, что одолевают, — не могу. Мои поклонники в основном люди скромные, глупости себе не позволяют. Письма присылают, оставляют на служебном входе театра, цветы после спектакля дарят. Бывает, просят вместе сфотографироваться…
— Предложения ролей в кино уже посыпались?
— Нет. Рановато, во-первых. Фильм прошёл по телевидению накануне новогодних праздников. Во-вторых, абы что мне теперь не предложат. И я буду избирательно относиться к предложениям… Мне и Бортко сказал: «Ты теперь фильтруй свою работу». Естественно, хочется сниматься только в хорошем кино. Хотя если не будет хорошего, всё равно буду сниматься, я же актриса, мне нужно что-то делать. Главное — работать честно. Не важно, где — в большом кино, в сериале, в рекламе. Хороший пример — Хабенский. Я работала с Костей в театре, видела его в кино, в сериалах, даже в рекламе (которая нигде, правда, не шла), везде он работает честно, никогда не халтурит, профессии отдаётся полностью.
— Что говорят друзья, коллеги по театру о вашей Маргарите?
— Те, кто меня любит, говорят, что я самая лучшая. (Рассмеялась). А кто не любит — ничего не говорят. Главное, что моей работой доволен Бортко. И я её оценила. К сожалению, не все серии посмотрела, вечерами играла в театре.
— Актёров после премьеры обычно хвалят, не говорят в глаза правду, даже если они очень плохо сыграли. Вы ведь это хорошо знаете…
— Я Змея по гороскопу и чувствую, когда мне говорят искренне, а когда людям явно нечего сказать и они начинают: «Ой, замечательно!» И потом, я сама себе лучший критик. Ещё есть мама, пара подруг, не актрис, которым я доверяю.
— Как работалось с Бортко?
— У него сниматься интересно, но тяжело. Мне было с ним комфортно, мы поняли друг друга и нашли общий язык (у обоих украинские корни), такие родственные души, так что мне повезло. Сложно тем, кто с ним не сходится. Владимир Владимирович очень требователен, в хорошем смысле слова деспотичен. А что делать? Попробуй подними такую «махину»!
— До того, как вам предложили роль Маргариты, книга Булгакова была у вас любимой, настольной, как у многих?
— Нет. У меня вообще нет настольной книги. Столько интересных, достойных авторов, названий, и так мало времени, чтобы прочесть всё, что отдавать предпочтение какой-то одной… Правда, люблю перечитывать время от времени «Любовь во время чумы».
— Вы знакомы с современной драмой? Читаете новые пьесы?
— Читаю, но на себя их не перекладываю. Хорошо, конечно, если подвернётся интересная роль, с удовольствием поработаю в современном материале. Я играла в пьесе Птушкиной, сейчас занята в спектакле «Кровать для троих» Павича… Не могу сказать, что предпочитаю какую-то определённую эпоху, или одно направление, или одного автора. Я человек разносторонний, Близнец, мне не претит ничего. Правда, нам, актёрам, нравится перевоплощаться, а в современных пьесах какое перевоплощение? Хотелось бы углубиться в историю, сыграть Жанну д’Арк. Хотя эта роль, наверное, уже мимо меня прошла. Как и Джульетта. Может быть, когда-нибудь «дорасту» до Настасьи Филипповны.
— Уже несколько лет вы снимаетесь в сериале «Тайны следствия». Не надоело?
— Что вы! Мне там очень нравится играть. Всё такое родное. А как в театре актёр играет пять лет (и больше) одну роль? Причём одно и то же. Здесь же всё время что-то новое, всё меняется, героиня взрослеет, в её жизни постоянно что-то происходит, и есть возможность расти… В этом году будет продолжение «Тайн…» Уже шестой сезон снимаем. Так что это близкий мне образ. Думаю, что и зритель ждёт новые серии. У людей какая-то ностальгия по полюбившимся фильмам…
— После «Мастера и Маргариты» вы снялись в фильме…
— «Час пик» у Олега Фесенко. Надеюсь, что 8 марта он выйдет в кинотеатрах. Сыграла жену героя Кости Хабенского, которая уходит от него к его другу.
— Ушедший год был для вас щедрым: булгаковская Маргарита в кино, Анна Каренина в театре. Роли, о которых актрисы мечтают. Предложение сыграть Каренину было неожиданным?
— Оно было неожиданным потому, что как только я сказала в одном интервью, что хотела бы сыграть Анну Каренину, мне тут же поступило предложение! Повезло. Или так судьба сложилась. Я мечтала об этой роли, мне казалось, что уже созрела, чтобы сыграть её, прочувствовать. С душой отдаюсь каждому спектаклю.
— Вы, конечно, видели фильм «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой?
— Видела. В нашем спектакле другое решение: Анна — озорная девчонка, которая «нагрузила» себя, у неё степенный муж, и она стала такой же рядом с ним, а на самом деле в ней уживаются две женщины: одна — чёртик-девочка, другая — почтенная барышня из общества.
— Родители смотрели спектакль?
— Да. И очень довольны. Мы с мамой обсуждали, какой должна быть Каренина. Я говорила, что в этом спектакле буду кричать, «рвать» страсти, мама возражала: «Нет. Каренина не может быть такой, она по-другому воспитана». После спектакля спрашиваю маму: «Ну что? Такая?» — «Да. Я посмотрела и поняла, что Анна именно такая».
— Трудно было входить в роль Анны? И в роль Маргариты?
— Трудно было произносить текст, он не ложился на язык — и тот, и другой. Трудно было держать себя в костюме, ощущать с другой причёской. Безусловно, были какие-то трудные психологические сцены, в которых нужно себя будить и находить что-то своё, и передать зрителю ещё что-то про себя, а не только про тот образ, который ты несёшь.
— Знаю, что недавно вы увлеклись лошадьми, катаетесь в манеже на Крестовском острове…
— Уже месяц не ходила на конюшню. Не всегда получается. Роль Карениной (я впервые сыграла её первого декабря), семья, праздники. Нужно уделить внимание родителям, родственникам, друзьям.
— А зачем вам курсы танца живота?
— Только для себя, для своего развития. В детстве у меня было очень много стремлений — всё познать, всему научиться. Я всё время чем-то занималась: гимнастика, балет при Вагановском училище, фортепиано, гитара… Потом, когда появляется семья, ребёнок, ты начинаешь забывать о себе, тело костенеет, душа деревенеет. Чтобы этого не произошло, нужно всегда себя мучить, тормошить, «расшатывать» в разные стороны… Лишними эти занятия не будут точно. В нашей профессии всё пригодится. Я и дочку свою так сейчас воспитываю. Злате 5 лет, она уже учится играть на фортепиано. Всё повторяет за мной. Я убираюсь в квартире — и она тоже. Я пою караоке, и она… Ходит со мной на танец живота, рядом бёдрами крутит.
— Что дальше?
— Ещё не успела прийти в себя после всего! Пока все мысли только о роли Анны Карениной, я ведь лишь семь спектаклей сыграла. Такой год-подарок у меня получился. На Новый год у меня было одно желание: чтобы всё оставалось, как есть, как сейчас, не хуже, меня всё устраивает. Мне обещают роль, о которой я мечтаю, жду её и от многого уже отказалась ради неё. Не скажу, что это будет. Не потому, что суеверна, а просто не имею права говорить, пока не утверждена…
Справка
Анна Ковальчук снялась в фильмах и сериалах: «Любовь зла», «Особенности национальной политики», «Женские слёзы», «Тайны следствия», «Усадьба», «Против течения», «Правило
2″, «Мастер и Маргарита», «Час пик».
За роль следователя прокуратуры Марии Швецовой в сериале «Тайны следствия» актриса получила приз «За воплощение образа положительного героя» на Международном правовом кинофестивале «Закон и общество» и приз «За лучшую женскую роль в сериале» на фестивале «Виват кино России!» в 2005 году.
Фото Владимира БЕРТОВА
НА СНИМКЕ: Анна Ковальчук с дочкой Златой.