Людмила Берлина: "Через объединение - к лучшей жизни"
Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа сегодня, безусловно, является темой номер один в региональной политике. Ей посвящаются "круглые столы", пресс-конференции. Сегодня мы публикуем размышления на эту тему заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области, председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Людмилы БЕРЛИНОЙ.
Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа — это объективная потребность или управленческое решение?
По этому поводу в разных кругах общества идут дискуссии.
Проявленный интерес к объединительному процессу учёных, интеллигенции, студентов, жителей округа и области не является надуманным, кем-то отрежиссированным. И это радует. Пожалуй, это важнейший индикатор зрелости общества.
Надо с удовлетворением отметить, что наши люди не только проявляют готовность к участию, но и участвуют в общественно-политической жизни области, округа, желая изменить свою жизнь к лучшему. Такой сигнал из общества власть игнорировать не имеет права.
Стремление к объединению области и округа, как фактору роста благосостояния конкретного человека, основано на опыте. До 1993 года мы жили в едином субъекте; успехами, если хотите, достижениями в сельском хозяйстве, переработке древесины, племенном животноводстве Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и многим другим пользовались все жители области. О Нукутской Мацесте, кубанских урожаях зерновых в Аларском районе, опытно-производственном хозяйстве «Элита» в Эхирит-Булагатском районе писали в областных газетах.
Возможность развивать эти и другие достижения по единому сценарию в области и в округе — это великая ценность, причём доказанная историей развития региона. В условиях объединения она обретается вновь.
Оценка современной экономики области, округа, логики её успешного развития позволяет сделать единственно правильный вывод: интеграция хозяйственных комплексов области и округа приведёт к инвестиционному развитию нового субъекта РФ. Передовые формы хозяйствования, накопленные в области, будут мультиплицированы в округе, поскольку устойчиво развивающаяся в области пищевая и перерабатывающая промышленность готова быть таким локомотивом в округе как с точки зрения востребованности качественного сырья, так и развития переработки на территории округа, поскольку это позволяет повысить конкурентные преимущества продукции иркутских переработчиков по сравнению как с отечественными, так и зарубежными производителями. Такая готовность объективно будет материализовываться не только в собственно производстве, но и станет движителем для развития дорог, товаропроводящих сетей, связи, иной инфраструктуры муниципальных образований нового субъекта РФ. И это, пожалуй, ещё один важный аспект аргументации за объединение области и округа. При этом надо отметить, что в едином субъекте будут сняты административные барьеры на пути движения инвестиций.
Социальный эффект от реализации национальных проектов, реализующихся в России, в условиях объединённого нового субъекта очевиден, и не только в связи с тем, что объединяются возможности территорий области и округа по производству, например, строительных материалов (Нукутский гипсовый рудник), либо развитию агропромышленного комплекса, но и в связи с тем, что на качественно иной уровень поднимается задача решения вопросов по укреплению здоровья населения, повышения качества образовательных услуг. В едином субъекте по единым правилам при едином уровне и объёме социальной поддержки каждый житель области, округа получит эту услугу, причём гарантированно, без снижения её качества, сложившегося на сегодняшний день.
Строительство объектов социальной сферы (детский дом, перинатальный центр, противотуберкулёзный диспансер в посёлке Усть-Ордынский, центральные районные больницы в посёлках Баяндай, Бохан, Кутулик, школы в сёлах Оса, Хогот, Хохорок, Харантуй и т.д.) на территории округа за счёт средств из федерального бюджета в 2006 — 2015 гг. позволяет обеспечить выравнивание существующей в области и округе социальной инфраструктуры, минимизирует бюджетные расходы на эти цели в ныне существующем округе в условиях нового субъекта РФ.
В стратегическом плане это оправданное вложение федеральных денег в выравнивание возможностей социального обслуживания населения в каждом населённом пункте области и округа. Финансовые ресурсы будущего нового субъекта РФ будут вкладываться не в выравнивание, а в развитие региона.
Сложение потенциалов области и округа в условиях единого субъекта, по мнению политиков, экономистов, позволяет добиться значительных успехов в освоении минерально-сырьевых ресурсов региона (Ковыкта, Сухой Лог, Верхнечонское, Марковское и др. месторождения), более глубокой переработки лесных ресурсов, развитии туризма.
Безусловно, эти возможности в повышении качества жизни населения области и округа во вновь образованном субъекте РФ станут реальностью при поддержке федерального центра.
И эта поддержка у нас есть. Президент Российской Федерации В.В. Путин одобрил инициативу образования нового субъекта РФ, председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков обеспечивает необходимое содействие в работе созданной межведомственной рабочей группы по вопросу образования нового субъекта. Соответствующие поручения получили Минрегион России, Минэкономразвитие России, Минфин России, Минпромэнерго России, Минздравсоцразвитие России, Мин-транс России, Мининформсвязи России, МПР России, Минобр-науки России, Минкультуры России, Минсельхоз России и Минюст России.
А если попытаться в обобщённом плане оценить стратегию развития России на ближайшие годы, то совершенно очевидной становится заинтересованность федерального центра в освоении потенциала Сибири. Политический вес Иркутской области после объединения возрастает, это позволит нам многого добиться и в этом направлении. Тезис «через объединение — к лучшей жизни» станет реальностью.
А традиционная доброжелательность русского и бурятского населения по отношению друг к другу будет социальной базой объединительного процесса.
В заключение хочу высказать свою точку зрения на предмет так называемых административных центров. Образование единого субъекта объективно предполагает формирование одной столицы этого субъекта. Сегодня рабочий посёлок Усть-Ордынский — это административный центр субъекта Российской Федерации. Утратит ли посёлок в условиях образованного путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа нового субъекта РФ имеющиеся позиции центра, где сосредотачиваются нити управления точками роста в округе, культурного центра, центра деловой активности? Убеждена, что этого не произойдет. И не только в связи с тем, что сложившаяся управленческая схема в рамках административно-территориальной единицы особым статусом гарантирует это. Но и в связи с тем, что в условиях реализующейся муниципальной реформы административный центр каждого муниципального образования должен стать точкой его роста, этим нужно правильно воспользоваться. Задача непростая, но решаемая, а в условиях нового субъекта — особенно.