издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бизнес на колёсах

Иркутские службы такси живут по «закону джунглей»: выживают сильнейшие. Успешных компаний, способных к конкурентной борьбе, в Иркутске не более 25, остальные порой с трудом держатся на плаву. Каждый месяц в городе появляется и исчезает пять фирм, занимающихся извозом. А те, кто остался, стараются расширять объём предоставляемых услуг, начиная от доставки пиццы и заканчивая автоэвакуатором. «Позвонив нам, клиент должен получить весь спектр возможных услуг», — вот к чему сейчас стремится бизнес на колесах.

Иркутское такси начиналось с «шестёрок»

Первые службы такси появились в Иркутске в конце 90-х, после того, как таксомоторный парк, предоставлявший эксклюзивные для того времени услуги по извозу населения, приказал долго жить. «Парк занимал обширную территорию, нуждался в большом штате и, следовательно, требовал крупных материальных затрат, а средств на его содержание не было, — рассказал «Конкуренту» начальник отдела управления автодорнадзора по Иркутской области Вячеслав Соболев. — После закрытия парка на этом рынке работали только частники, а потом появились и первые службы такси: «Автопилот», «Дилижанс», «Шесть двоек», «Байкал-Экспресс» и другие. Предприниматели начинали с небольшого парка, состоящего из нескольких автомобилей. В основном это были отечественные «шестёрки» и «пятёрки» и недорогие иномарки».

Пик создания служб такси пришёлся на 2003 год, тогда они появлялись буквально как грибы после дождя. Примерно с такой же скоростью они и исчезали. «Среди руководителей служб было много предпринимателей, которые недобросовестно относились к своей службе и считали, что здесь можно будет заработать лёгкие деньги. Но такие фирмы существовали не больше полугода», — вспоминает Вячеслав Соболев.

Эксперты говорят, что за последние три года число фирм, занимающихся извозом, практически не менялось. По данным на 16 июля 2005 года, по Иркутску разъезжало 1816 машин с «шашечками», по всей области — 2 400. Самая развитая сеть такси — в Иркутске, где работает 112 служб, Ангарске и Братске. Причём свои службы такси — пусть одну-две — имеют даже небольшие посёлки.

Руководители служб такси Иркутска насчитывают порядка 100 конкурентов, плюс-минус 10. Транспортный инспектор Соболев отмечает, что только 20-25 из существующих фирм работают стабильно уже несколько лет и способны выдержать существующую конкуренцию. «100 служб для Иркутска — это многовато, — считает генеральный директор компании «Шесть двоек» Станислав Татарников. — Но среди них есть и совсем небольшие, где всего две-три машины». Впрочем, открывать собственную службу можно, располагая даже одним автомобилем. Поэтому не удивительно, что каждый месяц в областном центре рождается и умирает в среднем пять фирм.

Ищу мужчину с личным авто

Организовать своё дело на ниве извоза не так уж сложно. Нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя, встать на учёт в налоговую инспекцию и получить свидетельство об обучении безопасности дорожного движения. Летом 2005 года был принят закон, согласно которому теперь не нужно получать в транспортной службе лицензию на пассажирские перевозки легковым транспортом. Поэтому процесс получения разрешительной документации упрощён. Минимум, без которого не может обойтись даже самая маленькая служба такси, — телефон, автомобиль (некоторые компании располагают своим транспортом, другие предпочитают нанимать водителей «с колесами»), шофёры, диспетчеры и рация.

По словам Станислава Татарникова, минимальный объём инвестиций, необходимый для открытия собственного дела, составляет около 50 тыс. рублей. Вячеслав Соболев отмечает, что основная статья расходов — рации для водителей. На их оформление, приобретение и установку уходит около 80% первоначальных затрат. «Чтобы это оборудование окупалось, водитель на время смены оплачивает своей компании аренду рации», — рассказал Соболев.

Вопрос, на чём ездить, каждая служба такси решает по-своему. Треть фирм располагает собственным автотранспортом, остальные арендуют. «У нас работают водители со своим транспортом, — рассказал Станислав Татарников. — Такая система вполне устраивает: шофёры сами следят за техническим и косметическим состоянием своего автомобиля». Компания «Байкал-Экспресс» владеет собственным автопарком, который периодически обновляется. «Водители меняются, автомобили остаются», — пояснил исполнительный директор компании Алексей Клонишев. В такси «Мигом», специализирующемся в Ленинском районе Иркутска, только 30% транспорта принадлежит компании. О том, сколько машин работает в той или иной службе, руководители фирм предпочитают не говорить, ссылаясь на коммерческую тайну. Но стандартным считается автопарк в 20-30 единиц.

Тайной за семью печатями осталась и прибыльность этого вида бизнеса. О своей выручке и даже среднем объёме рентабельности наши респонденты говорить отказались наотрез, ссылаясь на то, что информация «тесно связана с налогообложением». Впрочем, они обмолвились: полагающие, что в такси можно заработать сумасшедшие деньги, жестоко ошибаются. «Бизнес только на первый взгляд кажется простым», — считает Станислав Татарников. «Хорошие деньги здесь можно зарабатывать, но для этого выкладываться нужно на все сто, — рассказал Сергей Шороп. — День руководителя фирмы начинается в семь утра и заканчивается в одиннадцать вечера. Ему приходится заниматься договорами с различными компаниями, хозяйственными делами и даже рекламой».

Но о примерных объёмах доходов говорить всё же можно. Обычно водитель отдаёт компании 20% выручки. Как выяснил «Конкурент», таксист раскрученной иркутской службы за ночь в будни может получить «чистыми» (без комиссии компании и затрат на бензин) 1-1,5 тыс. рублей, ночью в праздники и выходные его доход составляет около 2 тыс. рублей.

Лихие кадры

Как и везде, в службе такси кадры решают всё. В средней компании работают 30-50 водителей. Обычно график работы таксиста расписан на месяц вперёд. Руководители служб, которых мы проинтервьюировали, отметили, что подходят к отбору водителей очень ответственно. Генеральный директор «Шесть двоек» лично беседует с каждым желающим получить вакансию. «Мы не принимаем людей, не определившихся с профессией, берём только тех, кто решил, что служба в такси — это работа для него», — утверждает Татарников.

В «Байкал-Экспрессе» практикуется трёхступенчатый приём на работу. Первая ступень — это отдел кадров, вторая — служба безопасности: она проверяет желающего занять вакансию на предмет причастности к криминалу. И, наконец, медицинская служба, в том числе — проверка в наркологическом диспансере, с которым у компании заключён договор. В такси «Мигом» остаётся работать около 30% из тех, кто устроился, остальные отсеиваются. «Каждый шофёр проходит испытательный срок, устраиваются утренние проверки. Некоторые люди не выдерживают напора и уходят сами», — рассказал руководитель службы Сергей Шороп.

Актуальной для иркутских служб такси является проблема водителей-наркоманов. «Сейчас за взятку можно без проблем получить нужную справку от нарколога», — отмечает Шороп. Поэтому в компаниях есть медик, который осматривает шофёров. Прислушиваются руководители и к водителям, которые много общаются друг с другом. Но в последнее время в такси всё чаще сталкиваются с зависимостью водителей от игровых автоматов. «Такая страсть таксистов объясняется тем, что они каждый день получают заработок, который могут потратить», — считает Сергей Шороп. Причём лудомана можно легко вычислить: он постоянно выглядит уставшим, но не потому, что выматывается на службе, а постоянно проигрывает в уме возможные комбинации автомата.

Если водители — это лицо фирмы, то диспетчеры — это её голос. В крупных компаниях штат диспетчеров — 16 человек, в средних — 8. При выборе персонала упор делается на приятный голос, коммуникативные способности, умение объяснить водителю, куда именно необходимо подъехать, и многое другое. Сами таксисты признаются, что лучшие диспетчеры — это их бывшие коллеги. Они могут подсказать, как лучше проехать к тому или иному месту, и прекрасно знают, сколько времени нужно на путь из пункта А в пункт Б.

Примечательно, что во многих службах руководители пытаются максимально ограничить общение диспетчеров и водителей. На базах некоторых фирм даже висят объявления: «Для водителей вход запрещён под страхом увольнения». Хотя бывает и наоборот. К примеру, в такси Сергея Шоропа есть семейная пара: водитель и диспетчер, скоро у них родится ребёнок. Подобные ситуации наблюдаются в каждой третьей фирме. «Но есть и обратная сторона медали: симпатии иногда путают со своими профессиональными обязанностями», — отмечает руководитель такси «Мигом».

Шесть «золотых» цифр

Часто самым дорогим приобретением службы такси становится телефонный номер. Каждая фирма мечтает заполучить комбинацию из шести цифр, которая бы легко запоминалась. «По мере того, как раскупались «золотые» номера, состоящие из шести одинаковых цифр, их цена росла», — рассказал Станислав Татарников. В итоге одной службе за такой номер пришлось выложить 1 млн. рублей.

Психолог Сергей Бышляго отметает, что затраты служб такси на лёгкие номера оправданы. «При запоминании человеком каких-либо номеров, работает мнемотехнический приём, — рассказал он. — Мнемотехника — это процессы, помогающие облегчить запоминание определённого цифрового ряда. Естественно, чем проще набор цифр, тем легче он запоминается. Во время запоминания телефонных номеров действует и закон Мюллера: по нему человек запоминает семь символов плюс-минус две единицы. Номера, состоящие из одной повторяющейся цифры, человек и запоминает как одну цифру. При процессе запоминания свою работу делают и ассоциации, даже негативные: например, три шестерки — это число дьявола, тем не менее, в случае надобности, этот номер легко возникает в памяти. Ассоциации бывают по контрасту, по сходству и по смежности, поэтому, если сочетание цифр основано на одном из этих приёмов, оно также легче запомнится».

Если компании не очень-то повезло с номером, нужно серьёзно вложиться в рекламу. Некоторые компании предпочитают точечную рекламу — адресно-рассылочную, которая распространяется по предприятиям и определённому кругу потребителей. Сергей Бышляго считает такую рекламу наиболее выгодной, ведь она попадает к потенциальным клиентам. «Фирма, ориентированная на определённую службу такси, автоматически становится её провайдером, навязывая своим сотрудникам услуги определённой компании, — считает он. — В рекламной подаче учитывается известность клиентов рекламируемой фирмы: доверие к фирме усиливается, если её услугами пользуется компания, завоевавшая любовь клиентов».

Вопреки бытующему мнению, специалисты скептически относятся к рекламе по «бегущей строке». «До сих пор нет точных сведений, работает ли этот механизм. Возможно, это является «уткой» рекламных агентств, ведь если человек целенаправленно ищет какую-либо информацию, он уже не смотрит кино, а следит за рекламной строкой», — рассказал Бышляго.

Пассажир на крючке

«В городе работает много служб такси, и услуги, которые они предлагают, достаточно однотипные. Потребители отдают приоритет той или иной фирме, если им нравится качество обслуживания. Приятно, когда тебя обслуживает опрятный и вежливый водитель, прибывающий без опозданий, который не нагрубит и не обманет», — рассказал Сергей Шороп. По его словам, самый надёжный пассажир — тот, который едет утром на работу, везёт своих детей в школу или пожилых родителей в больницу. «Такие клиенты пользуются такси гораздо чаще, чем люди, вызывающие машину только по поводу похода в кафе», — говорит руководитель службы такси.

Он делит всех пассажиров на три категории. «Первая — люди, которые пользуются нашими услугами каждый день, им важны приезд без опозданий и комфортность поездки. Вторая группа — пассажиры, которые пользуются такси редко, им важна цена, хотя сервис тоже актуален. А есть люди, которым качество не важно вообще и скидки также не интересуют: они ищут фирму с самыми дешёвыми расценками и, таким образом, нигде не являются постоянными клиентами», — отметил Шороп.

Костяк пассажиров служб такси составляют представители первой группы — постоянные клиенты. В компании «Байкал Экспресс» на их долю приходится 60-70%. Поэтому задача каждой уважаемой себя фирмы — сделать наибольшее число пассажиров постоянными пользователями. В дело идут известные схемы повышения лояльности клиентов. Самая распространённая — выпуск дисконтных карт, по которым предоставляется скидка на поездки в размере 10%, а также скидки на 10-ю поездку. В такси «Мигом» она составляет 50 рублей. «Байкал-Экспресс» выдаёт постоянным пассажирам специальные дисконтные карты со скидкой до 30%. «Кроме того, для таких клиентов существует специальный телефон для вызова такси и отдельный тариф», — рассказал Алексей Клонишев. Службы часто снижают цены или вовсе возят бесплатно в праздничные дни: 8 марта бесплатно довозят женщин, 9 мая — ветеранов, 14 февраля — влюблённых.

Сергей Бышляго отметает, что скидки зачастую являются одним из ключевых параметров выбора компании. «Московские специалисты по психологии рекламы в 1995-96 годах провели ряд исследований. Выяснилось, что мотивы выбора такси у отечественных клиентов отличаются от предпочтений зарубежных потребителей. Так, для пассажиров европейских такси на первый план выходит стабильность развития фирмы и соотношение цены и качества. Отечественный потребитель в силу менталитета клюёт на халяву», — рассказал он. Поэтому на первый план выходят скидки и послепродажный сервис, к примеру, последующие поездки за полцены».

Сюрпризом для исследователей оказалась значимость для российских клиентов бесплатной доставки товара. Заманчивым является и обещание бесплатной поездки по причине опоздания такси. И пусть этот посул так и останется виртуальным, пассажир будет пользоваться услугами этой фирмы.

Скидки — действенная мера по привлечению в ряды клиентов физических лиц, корпоративные клиенты отдают предпочтение качеству обслуживания. Для компании самым важным при выборе службы такси является соотношение цены и качества. «Службу такси мы выбирали довольно долго, — рассказал генеральный директор туристической компании «Грин Экспресс» Андрей Шаповалов. — Два или три раза мы «обжигались» на качестве — машины приезжали не вовремя. Мы провели небольшое исследование и остановились в итоге на двух службах, услугами одной пользуемся чаще. Если ранжировать критерии, то на первом месте — пунктуальность и квалифицированные водители, а деньги — на втором».

Домчу с комфортом

Если ещё несколько лет назад пассажиру было всё равно, на чём ехать, лишь бы везли к пункту назначения, то сейчас ситуация изменилась. Ехать все предпочитают с комфортом и обращают пристальное внимание на марку машины и удобство салона, в котором разъезжают по городу. «В последнее время пользуюсь услугами фирмы, которая присылает «Висты» и «Марк-II». Что ни говори, а хочется ездить с комфортом и на хорошей машине», — рассказал постоянный клиент служб такси студент Алексей. Их услугами он пользуется от 4 до 10 раз в месяц. «В 80% случаев возвращаюсь из различных развлекательных мест домой, в 20% случаев передвигаюсь на такси по городу. Предпочитаю службы, которые пока не очень известны, значит, у них не так много заказов, но они успели зарекомендовать себя и располагают комфортными машинами. Скидки меня не привлекают, потому что, на мой взгляд, не дают серьёзной экономии, мне всё равно, заплачу я 100 рублей или 80», — отметил он.

Молодая мама Наталья также обращает внимание на комфорт, но готова пожертвовать им ради ценника. «У нас есть своя машина, водит обычно муж. Поэтому я пользуюсь услугами такси, когда он уезжает в командировки. Вожу свою дочь в детский сад и обратно, примерно 3-4 раза в месяц. В последнее время пользуюсь услугами одной фирмы, которая предоставляет скидку в 10 рублей с каждой поездки. За несколько раз получается какая-то экономия, — рассказала она. — Единственный минус этой службы — «деревянные» машины, хотелось, чтобы они были более удобными».

Журналист Дарья не любит ездить в «Волгах», но на скидку в 10% одно время покупалась постоянно. «Такой пустячок мне казался очень приятным, — вспоминает она. — Потом узнала, ценники в других фирмах гораздо дешевле «моей» и без скидок. Да и часто случалось, что там не было свободных машин и уехать было проблематично. Сейчас пока не могу определиться со «своей» службой такси. Но хотелось, чтобы она была недорогой, надёжной и комфортной».

Стремление к удобству менеджеры служб такси отследили вовремя. Поэтому помимо цены руководители компаний делают ставку на качество обслуживания и удобство автомобиля. В «Байкал-Экспрессе» формируется направление обслуживания повышенной комфортности, на котором будут использоваться отдельные телефоны, машины полупредставительского класса, такие, как Maрк-II, и даже водители с высшим образованием.

Ещё одна тенденция на рынке — расширение «ассортимента» предоставляемых услуг. Поэтому сейчас в такси можно заказать не только «легковушку», но и микроавтобусы и даже автобусы для перевозки туристов, вместимостью до 50 человек. Служба такси пришлёт «автопилота», если вы хорошо посидели с друзьями в баре, автоэвакуатор, чтобы погрузить авто, которое по каким-то причинам не может ехать самостоятельно. Водитель доставит пиццу из ресторана, лекарства из аптеки и многое другое. Как говорят руководители служб такси, в условиях растущей конкуренции выиграет та компания, которая сможет предоставить все интересующие клиента транспортные услуги.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры