Без конкурентов. Объединились две крупнейшие баннерные сети Иркутской области
Баннерные сети — одна из основных составляющих рекламного бизнеса в сети Интернет. Принцип БС основан на взаимном бесплатном обмене группы сайтов показами рекламных баннеров. Техническую и управленческую поддержку БС осуществляет её владелец. Ему принадлежит 5% рекламных баннеров, прокручиваемых в баннерном круге.
Каждый участник имеет право показать свои баннеры на сайтах сети столько раз, сколько посещений в сутки бывает на его собственном сайте. Чем выше посещаемость, тем больший бонус у владельца. Посещаемость разная (к примеру, в Иркутской области личные страницы посещают 10-15 человек в день, крупные порталы — до 3 тыс. пользователей). По правилам баннерой сети обмен рекламными показами должен быть равным. Таким образом, у больших порталов накапливается лимит показов. Излишек порталы вправе реализовать. К примеру, 10 тыс. показов (три часа прокрутки баннерной рекламы) стоят, по словам шеф-редактора интернет-портала БАБР.RU Дмитрия Таевского, около 600 рублей.
Участники баннерного круга могут накапливать показы, размещать у себя рекламу, временно не показывая собственной на других сайтах. Когда накопится нужное количество резервных показов, участник вправе устроить массированную рекламную кампанию в краткий срок.
За всю историю интернет-бизнеса Иркутской области существовали три крупные баннерные сети. Первые две появились в 1999 году. Сеть «Ибрис» принадлежала Сергею Дружинину (агентство «Рациональное зерно», компания «Ориент-Телеком»). «Сибирская деловая баннерная сеть» была создана «Студией графики» Анатолия Казакевича (позже студия вошла в структуру ОАО «Деловая сеть Иркутск» и была преобразована в ЗАО «Центр веб-решений»). Несколько лет назад на интернет-рынке существовала довольно жёсткая конкуренция этих двух сетей.
В 2000 году была создана Байкальская баннерная сеть (веб-студия «Рамина»). После того как в 2002 году Сергей Дружинин покинул Иркутск, его баннерная сеть перешла к студии «Рамина». Вплоть до 2006 года OBMEN.irk.ru и BBN делили клиентов пополам, в каждой из сетей было примерно по 100 сайтов.
— Привлекательность обеих сетей была одинакова изначально, — комментирует Дмитрий Таевский. — Рекламодателям же существование двух крупных сетей невыгодно. Так что нас даже подталкивали к объединению.
Специалист по интернет-рекламе ЗАО «Центр веб-решений» Дмитрий Салко сообщил «Конкуренту», что центр старается ориентироваться на получение наибольшей выгоды от существования баннерных сетей. «Исчезновение с рынка мелких игроков и образование одного крупного выгодно всем, — отметил он. — Размещение баннеров в двух разных системах менее продуктивно, чем в единой».
Игорь Веретенников, эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ», считает, что такого рода слияние означает увеличение контроля над локальным рынком, возможность более активной работы с рекламодателями, которым централизованно будет продаваться более привлекательный продукт, охватывающий заметное число региональных ресурсов. Таким образом, слияние — способ увеличить долю рынка и денежные потоки компаний, а также сократить затраты за счёт ликвидации дублирующих функций. С другой стороны, в масштабах Рунета обе данные сети — микро-проекты. Их объединение позволяет создать более привлекательный актив, который в дальнейшем может быть продан одному из крупных игроков, отметил аналитик. Он подчеркнул, что через 1-2 года перспективы самостоятельного выживания иркутской сети сведутся к минимуму.
Слияние сетей, безусловно, является тенденцией, но в рамках этой тенденции слияние как раз и выступает одним из механизмов предпродажной подготовки. Сейчас, как говорят эксперты, региональные баннерообменные сети не особо интересны для лидеров Рунета, однако ситуация в ближайшее время может измениться.
Пока Иркутская область не входит в число привлекательных рынков за счёт относительно небольшого количества населения и уровня проникновения Интернета. При этом захватить иркутский рынок можно и без покупки местных игроков, отметил Игорь Веретенников. Объединённая иркутская сеть может представлять интерес для покупки только в случае наличия у неё каких-то уникальных технологий или значительной базы рекламодателей, сказал он. Конечно, стоимость компании, скорее всего, будет невелика, поэтому один из крупных игроков может купить её просто для того, чтобы сэкономить время, необходимое для занятия рынка, предположил эксперт.
Справка
Сеть OBMEN.irk.ru была выкуплена веб-студией «Рамина». Сумма сделки сторонами не разглашается. В объединённой сети около 200-240 сайтов. Состав участников разнообразен: от чисто гуманитарных сайтов (к примеру, сайт творческого объединения «Полнолуние») до специализированных сайтов компьютерных фирм и агентств недвижимости. Объём сети — от 100 до 500 тыс. показов в сутки (объём одной из крупнейших российских сетей — Russian Link Exhange — около 10 млн. показов в сутки). Всего в иркутском Интернете, по разным оценкам, от 900 до 1200 активно работающих сайтов. Таким образом, BBN охватывает около 25% иркутского Интернета (общероссийский показатель — около 10%). Для сравнения: в печатных изданиях предпочитают размещать рекламу около 20% фирм и предприятий региона.