издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инвестиционная революция

  • Автор: Димитрий Еловский

6 февраля на административном комитете при губернаторе области департамент инвестиционной политики обладминистрации должен представить новую программу развития инвестиционной деятельности. Мало того, что документ впервые в области предлагает концептуальные основы региональной инвестиционной политики, он ещё и почти революционный - при его принятии власти региона должны отказаться от стандартной схемы предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов для инвесторов, которая, по мнению разработчиков, уже давно "не работает и устарела". Вместо неё департамент предлагает новую схему - поляризированного развития и создание нескольких "зон инвестиционной активности".

На счёт существования в областной администрации осмысленной инвестиционной политики мнения экспертов расходятся. Депутат Законодательного собрания Юрий Фалейчик считает, что инвестиционной политики, как единого документа, до сего дня в области не существовало. Однако же, уточняет депутат, если воспринимать политику как некую совокупность действий, заявлений областной администрации, то примеры региональной инвестполитики привести можно. «Например, создание ВСГК (Восточно-Сибирской газовой компании — «Конкурент»). Разве это не пример инвестиционной политики? — рассуждает депутат. — Или работа по созданию в Тайшете алюминиевого завода. Разве это не привлечение крупных инвесторов в область?»

Однако же с Фалейчиком не совсем согласен его коллега Алексей Козьмин. Он считает, что каких-то серьёзных мероприятий по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвесторов в современном понимании не проводилось. «Предыдущая администрация понимала под привлечением инвестиций заход на сырьевые проекты в области крупных инвесторов, — считает Козьмин. — Это можно считать привлечением инвестиций, но это не региональная инвестиционная политика, так как появление корпораций в регионе больше зависит от федеральных органов власти и собственно наличия сырьевой базы, а не от усилий региональной администрации». Козьмин считает, что более правильный подход — привлечение инвесторов среднего масштаба через точечные вложения в инфраструктурные проекты (развитие транспортной, социальной, культурной, коммунальной и т.д. инфраструктуры — «Конкурент«).

Инфраструктурная неопределённость

По словам руководителя департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Алексея Альмухамедова, инфраструктурные проекты позволяют удешевить выход «местечковых» предпринимателей на более «глобальные» рынки. «Однако, исходя из того, что более 45% предпринимателей работают в сфере торговли, это влияние более чем опосредованно», — говорит Альмухамедов.

Кроме того, как считает Альмухамедов, инфраструктурные проекты (а особенно это касается отдалённых территорий) просто физически увеличивают платежеспособный спрос на этой территории. За счёт создания новых рабочих мест, за счёт «вброса» дополнительных денег.

Однако с инвестициями в инфраструктуру (как транспортную, так и социальную) у региональных властей до сих пор также было не всё гладко. С одной стороны, как указывает председатель комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Татьяна Воронова, то, что при острейшем дефиците бюджета область умудряется ещё и находить средства на строительство дорог, школ и больниц, — это уже большой плюс. Впрочем, гендиректор ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» Сергей Мутовин уже неоднократно говорил, что при нынешнем финансировании дорожного хозяйства сеть дорог в Иркутской области не только не будет развиваться, она просто разрушается. На этот год предусмотрено 654 млн. рублей по областной адресной инвестпрограмме, в то время как для поддержания дорог на минимально допустимом уровне необходимо почти 2 миллиарда в год.

Вызывает вопрос и эффективность расходов на инфраструктурные инвестиции. Как отмечают некоторые депутаты в региональном парламенте, очень часто деньги расходуются (и не расходуются) не из соображений экономической эффективности, а по политическим мотивам. Школы, больницы, дороги и клубы строятся в районах с отрицательной рождаемостью, что совершенно обессмысливает строительство. Например, в прошлом году контрольно-счётная палата провела проверку расходования средств из областной адресной инвестпрограммы за 2004 год. По её результатам стало известно, что миллион рублей, выделенный на строительство клуба в селе Ербогачён, перечислен адресным платежом подрядчику, который не только не имел лицензии, но и был объявлен банкротом. Мало того, что средства были потрачены незаконно, у экспертов вызывает вопрос сама необходимость строительства клуба в депрессивном районе с отрицательной миграцией и туманными перспективами на развитие. В то же время мэр Ольхонского района, который традиционно считается центром развития туризма на Байкале, Николай Мотошкин уже несколько лет добивается строительства новой районной больницы, поскольку старая давно не соответствует запросам не то что туристов, но и местного населения. Больницу внесли в бюджет 2006 года, но финансироваться она будет только при условии получения дополнительных средств. Причём, как указывают депутаты, подобные случаи далеко не редкость. «Хотя у нас есть областная адресная инвестпрограмма, но у нас нет понимания её эффективности», — сказал один из депутатов.

«Шикарные» перспективы

Руководитель департамента инвестиционной политики администрации губернатора Юлия Долгополова также считает, что в Иркутской области не достаточно развита инвестиционная деятельность частного бизнеса. «В рейтинге регионов Сибирского федерального округа мы занимаем пятое-шестое место, — говорит она. — Но поскольку область обладает большой сырьевой базой и просто шикарным человеческим капиталом, то мы заслуживаем большего». 6 февраля будет представлена новая областная программа «Развитие инвестиционной деятельности на территории Иркутской области» на 2006-2007 годы. Подобный документ разрабатывается в областной администрацией впервые.

В основу программы, кроме всех прочих, легла концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ, представленная летом прошлого года главой Минрегионразвития Владимиром Яковлевым. Основной её принцип — поляризованное развитие регионов. Ведомство Яковлева предлагает не размазывать финансовые ресурсы по стране, а сконцентрироваться на развитии шести-девяти «опорных» регионов (их ещё называют «регионами-локомотивами»). Они должны стать точками роста для окружающих их субъектов федерации. При этом государство берёт на себя инвестирование масштабных инфраструктурных проектов, вроде построения протяжённых железных и автомобильных дорог, реконструкции старых и строительства новых аэропортов, создания больших образовательных или культурных комплексов национального масштаба. Они, по мнению разработчиков, должны дать мощный толчок к развитию экономики опорного региона. В свою очередь, опорный регион «потянет» за собой соседей. В ближайшее время правительство РФ должно рассмотреть единые требования к стратегиям развития регионов, в которых должны быть обязательно прописаны схемы пространственного развития территорий. То есть при разработке собственной стратегии регион должен будет выработать схему развития городов и районов, подобную предложенной концепции Минрегионразвития.

При этом в отношении всех регионов государство постепенно начнёт ужесточать межбюджетные отношения. Как рассказал первый зампред бюджетного комитета Госдумы Виталий Шуба, в ближайшем будущем государственная бюджетная политика станет более прагматичной: «Если дотационный регион не работает над ростом своей экономики, то постепенно дотации ему будут сокращаться». Соответственно у регионов остаётся выбор — или стать опорными, или оказаться в хвосте развития и довольствоваться крохами со стола десяти мощнейших субъектов федерации.

Программа развития инвестиционной деятельности, предложенная департаментом Долгополовой, учитывает указанные особенности российской региональной политики. Она построена примерно на тех же принципах. Как рассказала «Конкуренту» сама Юлия Долгополова, Иркутск может и должен позиционировать себя как опорный регион. Хотя у него и есть под боком сильный конкурент — Красноярский край, в котором уже начаты крупные инвестиционные проекты, у области нет другого выхода, кроме как приложить все усилия и войти в число опорных регионов. Для этого в программе предусмотрено создание в течение двух лет её исполнения масштабного проекта, который сможет претендовать на финансирование из инвестфонда РФ (сумма заявки не должна быть ниже пяти миллиардов рублей — «Конкурент»), проведение маркетинговой кампании в федеральных СМИ и т.д.

Зоны активности

Однако, пожалуй, самой революционной частью программы должно стать инвестиционное зонирование территории области, в результате которого появятся наиболее удобные с точки зрения приближённости к природным, энергетическим, трудовым, образовательным и т.д. ресурсам. Именно на этих территориях областная администрация сможет создать «точки роста», вкладывая средства в инфраструктурные проекты и привлекая на них бизнес-структуры. Как пояснила Юлия Долгополова, её подразделение решило отойти от стандартных методов привлечения инвестиций, таких как субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам или предоставление бюджетных кредитов. «Дело в том, — объясняет она, — что сами предприниматели не проявляют интереса к этим инструментам, так как условия кредитования у государства не отличаются от условий коммерческих банков, а чтобы получить бюджетный кредит, нужно пройти через процедуру согласования в Заксобрании, предоставить множество документов и ещё и залог оставить больше чем в банке. Эти кредитные инструменты не востребованы». Долгополова ссылается на доклад крупной консалтинговой компании МакКинзи «Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах», в котором сказано, что объём рынков, наличие квалифицированной рабочей силы и состояние инженерных инфраструктур играют для инвесторов большую роль, чем налоговые льготы и таможенные тарифы.

В презентации, которая состоялась в прошлую субботу в Школе публичной политики, Юлия Долгополова наметила две предполагаемые зоны инвестиционной активности: на севере и на юге региона. К северной зоне относится территория, тяготеющая к Братску, — Усть-Илимск, Железногорск и т.д. Она обозначается как зона промышленного производства. Соответственно южная территория — урбанизированно-рекреационная. Она тяготеет к Иркутску. Это Ангарск, Шелехов, побережье Байкала. Урбанизация предполагает создание комфортных условий для жизни людей, развитие культурной и социальной инфраструктуры. Соответственно и областная администрация при формировании своих инвестиционных программ должна будет учитывать зонирование территории.

Программу уже рассмотрели региональные отделения предпринимателей «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата. Член совета предпринимателей при губернаторе области, гендиректор Восточносибирского завода теплогидроизоляции Олег Яценко считает, что «именно идеи пространственного развития и не хватало нашему региону». Политолог Сергей Беспалов, сам являющийся руководителем небольшого предприятия, считает, что в программе Долгополовой содержатся «здоровые идеи» и если благодаря ей «в область придёт хотя бы два-три новых инвестора, то это уже хорошо». Олег Яценко добавляет, что «программа начнёт действовать, если бизнес будет понимать, что областные власти её придерживаются». Что интересно, и Алексей Альмухамедов считает, что новая программа позволяет стратегически смотреть на развитие территорий. «За этим будущее. Невозможно развивать всё и везде, — считает он. — На это не хватит ни сил, ни ресурсов. Отраслевой подход также устарел. Сумма отраслевых стратегий никогда не составит единую региональную стратегию. Кроме того, предлагаемый подход позволяет выстраивать региональную инвестиционную стратегию и без жёсткой привязки к существующим территориальным границам, что также позволяет смотреть на инвестиционный процесс более системно».

Таблица 1: Сравнительная характеристика показателей инвестиционной деятельности по регионам — лидерам СФО, 2003-2004 гг.

2003

2004 (оценка)

Регион СФО (в порядке убывания ВРП)

ВРП, млн. руб.

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Доля инвестиций в ВРП, %

ВРП, млн. руб.

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

Доля инвестиций в ВРП, %

Красноярский край

278319

29323

10,54

347339

32299,1

9,30

Кемеровская область

173700

28500

16,41

219400

50700

23,11

Иркутская область

175949

20878,7

11,87

204329

25339,3

12,4

Новосибирская область

160000

16691

10,43

200000

28500

14,25

Томская область

103400

18515

17,91

141900

23800

16,77

Источник: отчёт областной администрации за 2004 год

На карте, которую подготовил комитет экономического анализа и прогнозирования, показана примерная градация территорий по направлениям их развития.

Первая группа — территории, имеющие возможности для развития импортозамещающих производств, машиностроения, АПК, производства стройматериалов (Иркутск, Саянск, Шелехов, Зима и .т.д.).

Вторая — территории, где возможно развитие деревообработки с применением новых инновационных технологий (северо-запад области: Братск, Казачинско-Ленский район).

Третья — территории, где можно развивать туристическую инфраструктуру (Иркутск, Ольхонский и Слюдянский районы).

Четвёртая — территории, где необходима модернизация или развитие социальной, производственной и транспортной инфраструктуры (Нижнеудинский, Куйтунский, Жигаловский, Бодайбинский районы и т.д.).

Пятая — территории, на данный момент выработавшие свой ресурс и нуждающиеся в поиске новых ролей в межтерриториальном разделении труда (Тулун, Черемхово, Заларинский район и т.д.).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры