Танцующие в темноте. Иркутск ждёт наступления клубного бума
В Иркутске - настоящий клубный бум. Ночные развлекательные заведения открываются и закрываются с завидным постоянством. Часть клубов меняет формат, часть - аудиторию. Завсегдатаи клубных вечеринок ожидают, что до конца года в городе появится ещё пять-шесть ночных заведений.
Игроки задумались и о резкой дифференциации рынка — появляются элитные заведения, где недостаточно состоятельные для цен в баре клиенты отсеиваются ещё на стадии фейс-контроля. Но основным потребителем клубного продукта остаётся студенческая молодёжь, фанаты своего дела могут начать вечер в одном клубе, а встретить утро — в другом. И всё равно иркутской клубной культуре далеко до столичной, вздыхают арт-директора заведений. Появление новых клубов ситуацию не спасёт: на всех просто не хватит тусовщиков. Клиентов будут просто перетягивать из клуба в клуб посредством демпинга и массированной рекламы.
Пенсионеры клубного движения
Если верить иркутскому развлекательному порталу irkutskout.ru, в областном центре работают 12 ночных клубов. Впрочем, клубами некоторые из них можно назвать с натяжкой, к примеру, развлекательный центр «Эстрада», который позиционирует себя скорее как ресторан, или кафе «Кристина». К ночным клубам в привычном смысле можно отнести «Стратосферу», «Шамбалу», «Мегаполис», «Фортуну», «Объект 01», развлекательные центры «Акула» и «Панорама». Некоторые добавляют в список ещё и «Живой звук», работающий для небольшой, чётко обозначенной аудитории.
Самым первым ночным клубом Иркутска стала «Стратосфера», открывшаяся в сентябре 1997 года. Заведение, отцом-основателем которого является известный бизнесмен Игорь Островский, долгое время было монополистом на рынке. «За девять лет «Стратосфера» несколько раз меняла свою направленность, — рассказал один из наших экспертов. — Причём переориентация прошла довольно успешно: какое-то время назад к ним ходила только взрослая платёжеспособная аудитория, сейчас — и молодая».
В июле 2000 года в Иркутске открылся ночной клуб «Мегаполис», площадь которого составляет 3000 квадратных метров. Клуб ориентируется в основном на студенческую молодёжь, такую концепцию во многом определяет близость студенческих общежитий. В апреле 2004 года рядом с «Мегой» появилась «Шамбала», которая, как было заявлено в официальном релизе, открывается не каждому. «Гости нашего клуба — известные, состоятельные люди в возрасте от 23 лет и красивые девушки, в основном модели, от 20 лет», — заявили нам в клубе, рассчитанном на 400 человек.
Ночной клуб «Фортуна», принадлежащий владелице сети торговых рынков «Фортуна» Нине Чекотовой, открылся в октябре 2001 года. Клуб находится в удобном месте, — отметил директор «Мегаполиса» Иван Вильчинский. — Хотя посещает его, может быть, не совсем такая аудитория, какую хотелось бы видеть клубу. Насколько мне известно, летом он закрывается». В «Фортуне» информацию о грядущем закрытии опровергать не стали, только уточнили, что оно связано с «переустройством». «Сейчас ведутся переговоры, связанные с дальнейшей судьбой клуба. Скорее всего, информация будет озвучена примерно через месяц», — заявили нам в клубе. Эксперты полагают, что из «Фортуны» хотят сделать не просто клуб, а развлекательный центр.
Прошлым летом в Иркутске открылась «Акула», одним из совладельцев которой является компания «Сервико». «Мы будем ориентироваться на молодёжную аудиторию, — рассказал арт-директор клуба Тимофей Лаптев, перебравшийся сюда из «Объекта 01″. — Сейчас мы проводим оценку потенциальной аудитории». Несомненный плюс «Акулы» — удачное место расположения — набережная Ангары. По замыслу организаторов, летом в клубе должно быть много посетителей.
Последнее клубное событие произошло 10 февраля: на карте Иркутска появился развлекательный центр «Панорама». Одним из его совладельцев является сын депутата Думы Иркутска, генерального директора ООО «Ермак» Олега Геевского — Игорь. Впрочем, говорят, что не обошлось и без московского капитала. Презентация нового клуба проходила довольно помпезно, с салютом. На торжественное мероприятие было приглашено около 1000 человек. Среди посетителей были замечены генеральный директор «Иркутскэнерго» Сергей Эмдин, председатель комитета по потребительскому рынку Иркутска Александр Третьяков, директор компании «Сибатом» Виктор Бронштейн, известный парикмахер Александр Копейкин, модель Катя Иванова и другие.
Что нам стоит клуб построить
Подтвердить информацию об открытии до конца нынешнего года нескольких ночных клубов не удалось. Тем не менее известный иркутский ресторатор Юрий Коренев, который по совместительству является совладельцем «Объекта 01», признался, что планирует расширить свой клубный бизнес. «Сейчас мы ведём строительство на бульваре Гагарина, там, где раньше располагалась эстрада, — рассказал Юрий Коренев. — Клуб будет работать как на открытой, так и на закрытой площадке. Достроить его рассчитываем уже в нынешнем году».
А пивной ресторан «Ефимыч» Юрий Коренев в марте планирует заменить промежуточной между ночным клубом и рестораном формой — ди-джей-баром с локальным танцполом. Между тем Юрий Коренев подчёркивает, что его базовым бизнесом по-прежнему остаётся ресторанный, а танцполы — только сопутствующий элемент, позволяющий продлить время работы заведения.
Чтобы начать строить клуб, нужно получить такие же согласования, как для возведения любого другого здания, будь то заводской цех или ресторан. «Пакет документов — стандартный: согласование с генеральным проектом застройки Иркутска, с коммунальными службами — тепло, канализация, водоснабжение», — рассказал Тимофей Лаптев.
По словам Юрия Коренева, минимальные инвестиции в строительство здания клуба составляют 20 тыс. рублей на квадратный метр. В целом может потребоваться несколько десятков миллионов рублей. Минимальные траты на оборудование — ещё около полумиллиона рублей. «Необходимо световое, звуковое, техническое, ди-джейское оборудование, обеспечение службы безопасности, связь, — рассказал Тимофей Лаптев. — Придётся «раскрутиться» и на оборудование для кухни и бара. Это вещи для профессионального использования, поэтому они недешевые».
Удачный по всем параметрам клуб окупается быстро. «Насколько мне известно, «Пятый угол» «отбился» за два месяца, — рассказал один из наших собеседников. — Но тогда было другое время, инвестиции были не такими уж и большими. Сейчас, когда конкуренция ужесточилась, средний срок окупаемости при условии успешной работы — от двух до пяти лет».
Танцы на перекрёстках
Открыть клуб не так сложно, труднее не закрыть его. «Люди не всегда оправданно открывают ночные клубы, — считает другой наш эксперт. — Это высокобюджетные проекты, они не всегда оказываются такими прибыльными, как казалось вначале. Поэтому в итоге владельцы разочаровываются и начинают переживать по поводу истраченных денег». В Иркутске за несколько лет закрылись «Пятый угол», «Клетка», «Кактус» и ещё несколько других, менее заметных заведений. По словам Тимофея Лаптева, владельцам «Пятого угла» надоел этот бизнес и они сдали помещение в аренду. Скандально известной голубо-розовыми вечеринками «Клетке» пришлось уйти из ДК «Октябрьский», помещение в котором купили другие хозяева. Довольно уютный и колоритный «Кактус» не пережил соседства «монстра» — «Стратосферы».
Поэтому, чтобы после открытия клуба не было мучительно больно, нужно учесть массу факторов. Если речь не идёт о небольшом элитном заведении, должны быть доступны транспортные коммуникации. В этом плане выгодно расположены «Стратосфера» и «Объект 01». Нужно просчитать популярность района — насколько часто люди там тусуются, учесть близость студенческих общежитий. Исходя из этих соображений, строить масштабный клуб в микрорайоне Топкинский не стоит, хотя можно сделать там клубец человек на 150 — пивной клуб или ди-джей-бар, говорят наши эксперты.
Но даже самое удачное с точки зрения географического расположения заведение может прогореть, если не будет правильно позиционироваться. «Многие клубы закрылись потому, что не было понятно, на кого они ориентируются, — считает Вильчинский. — У клуба должны быть концепт и аудитория, для которой он работает. Она может быть широкой. Но выигрышными являются продукты уникальные».
Впрочем, директор «Мегаполиса» утверждает, что популярные в мире клубные продукты сделаны на одном пиаре. «Сейчас на первый план выходит не дороговизна, не золотые стулья. Всё дело в имидже, — говорит он. — К примеру, популярнейшая в Москве «Осень» пятый раз меняет местоположение, его владельцы каждый раз снимают новое помещение. Никто не обращает внимания на дизайн, но все туда ходят. Модный «First» — это вообще палатка, которая кочует с места на место».
Молодёжь в мажоре
Главная фишка любого клуба — люди, которые его посещают. Особенно интересны завсегдатаи, которых также называют «клубниками», или «клабберами». На вопрос, что нужно делать, чтобы получить этот почётный статус, мне ответили: «Быть интересным, модным человеком, который может определять тенденции среди себе подобных. И — тусоваться. Причём вовсе не обязательно ходить на каждую вечеринку, достаточно появляться с определённой периодичностью».
Своих «клубников» заведения берегут, холят и лелеют. «Мы стараемся поощрить гостей, которые нам интересны и вписываются в нашу концепцию. Для них придуманы специальные клубные карты, дающие право на бесплатный вход. Но таких посетителей у нас всего 10% от общего потока, — рассказал Иван Вильчинский. — Чтобы стать завсегдатаем, финансовая состоятельность — фактор вовсе не обязательный. Главное, чтобы человек был творческим и неординарным».
«Зачем молодёжь идёт в клуб? Первая причина — познакомиться, найти новых друзей, а может, и любовь. Вторая — встретить старых друзей, потусоваться», — считает Иван Вильчинский. Тимофей Лаптев уверен, что люди направляют свои стопы в ночные заведения «скорее полубессознательно». «Идут по принципу: где дешевле, где ближе и куда проще добраться, — считает он. — Причём идут зачастую не потому, что нравится, а просто потому, что куда-то нужно пойти. Клубная культура в Иркутске среди широких масс населения пока не сильно привита, люди не поддерживают к ней интерес. Совсем другое дело — Москва, где пропагандой клубной жизни занимаются специальные глянцевые журналы и даже радиостанции».
«Клубник» со сливками
С самым настоящим «клаббером» я встретилась в «Акуле». «Вам нужен клубник? Я пока никого не видел», — в третий раз сообщил мне Тимофей Лаптев, курсировавший между чилл-аутом (комнатой для отдыха. — «Конкурент») и сценой, где он вёл праздничную программу, посвящённую Дню святого Валентина. То, что вечеринка — тематическая, было понятно сразу. На сцене проистекало «шоу на постели» с участием девушки в купальнике и молодого человека в ярких семейных трусах. Впрочем, вели они себя на этой самой постели в рамках приличия, «ничего такого» себе не позволяя. Ещё две девушки в купальниках в танце дефилировали по залу, они улыбались и выдували на гостей мыльные пузыри. Гости, в основном молодёжь, танцевали и выпивали. Одного разбушевавшегося «отдыхающего» в середине вечеринки под руки вывели охранники.
«Вот довольно интересный клубный персонаж», — представил мне Тимофей клубника Виталия. 21 год, работающий студент, в клубах уже несколько лет, поведал о себе мой собеседник в холле, где мы безуспешно пытались спрятаться от грохочущей музыки. «С чего всё началось? С Нижней Набережной, где в своё время катал на роликах, потом был «Пятый угол», потом «Объект 01», — вспоминает он. Как выяснилось, Виталий раньше работал ди-джеем, но потом завязал: парадокс, но профессия оказалась не по карману, а привычка проводить вечера в клубе осталась. «Чтобы народ тебя нормально воспринимал, нужно тратить 2000-3000 долларов на пластинки в месяц. Одна пластинка стоит 20 долларов, на ней всего один трек. Чтобы хорошо сыграть хотя бы три часа, нужно около 100 пластинок. Бешеные, неоправданные деньги», — резюмировал он.
Зато сейчас Виталий в модной тусовке почти как дома. Считает, что клубников в Иркутске около тысячи человек, примерно половина из них друг друга знают: либо вместе работают, либо встречаются в «обычной» жизни на почве общих интересов. Как правило, это люди творческих профессий — телеведущие, модели, дизайнеры. «Вообще Сибирь — маленькая, — говорит он. — Ди-джеи из Красноярска, Новосибирска и Иркутска друг друга знают. Летом мы часто ездим в другие города тусоваться. У нас не очень хорошо развита клубная жизнь, в Москве сотни клубов, а в Новосибирске они работают практически круглосуточно».
Мигрируют клабберы и между клубами, за ночь могут объехать несколько заведений. Но можно столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. «Если фейс-контролю примелькаешься, к примеру, не понравилось, как ты в прошлый раз гулял, могут и в клуб не пустить», — рассказал он. Самые модные сегодня заведения, по словам клубника, «Акула», «Панорама», «Шамбала» и «Зодиак» в Ангарске. «Последние музыкальные тенденции — электромузыка, электрохаус. Этакая «закислоченная» музыка, — рассказал Виталий. — Кстати, мой ди-джейский ник был «acid», что в переводе означает «кислота».
Танцевать до первого троллейбуса
Экс-кавээнщик, экс-ви-джей МузТВ, выпускник психфака ИГУ Максим Васильев сейчас зовётся «эмси» (MC). В одном из иркутских клубов он ведёт конкурсы, участвует в разработке вечеринок. Правда, на большой танцпол выходит не часто, большую часть времени проводит в чилл-ауте. «График работы — довольно жёсткий, — рассказал он. — Есть дни, когда я обязательно должен быть на работе — это пятница и суббота; пришёл в 11 утра, ушёл в 4 ночи. Помимо вечеринок есть ещё и банкеты, поэтому можно неделями не спать. Но это не очень сложно, если работа нравится».
С каждым новым учебным годом в клубе появляются новые люди, в основном это молодёжь с младших курсов. «Хотя вижу и солидных мужиков, — замечает Макс. — Когда я часто ходил в клуб, была такая тенденция — танцевать до утра, а потом трястись в троллейбусе до дома или института. Сейчас не очень много гостей остаётся до конца. Да и все больше на такси стали ездить, платёжеспособность повысилась».
Настоящий клубник — человек далеко не бедствующий. Клуб — недешёвое мероприятие: билеты — 200 рублей, нужно ещё что-то выпить, значит, как минимум 300, уехать домой на такси — ещё 100 рублей, итого 400. А если ты ещё и с девушкой, то уходит около 1000. Причём молодёжь в клуб затягивает, как в болото. «Есть люди, которые приходят раз в две недели, есть такие, что ходят на каждую вечеринку. Потом наступает момент, когда человек либо уходит из клуба, либо становится закоренелым бароном», — шутя, откидывается на спинку кресла и принимает величественную позу, горделиво раскланиваясь с воображаемыми собеседниками.
Впрочем, помимо настоящих клубников есть псевдоклубники. Это люди, которые просто гонятся за модой. «Они могут с гордостью рассказывать, как вчера весь вечер якобы тусовались с Денисом Гуком (ведущий одного из иркутских каналов.- «Конкурент»). Им верят, это поднимает их статус в тусовке, — рассказал Максим. — От таких людей я предпочитаю держаться на расстоянии, если надо, просто поддерживаю с ними деловой разговор».
Напоследок Максим поделился своими соображениями насчёт того, какая музыка будет популярна в ближайшее время в Иркутске. «Думаю, это будет R’n’B (стилю «Ritm & Bluze» более полувека. И многим он известен как ритмы «чёрного блюза». — «Конкурент»). Это направление очень модно в других городах, где под него собирается разодетая соответствующим образом тусовка. Когда я был два года назад в Индонезии, R’n’B был там уже популярен, а Иркутске его начали недавно крутить, причём дозированно», — считает Макс.
В целом, если Иркутск будет следовать клубным тенденциям так же, как и музыкальным, то в ближайшее время нам стоит ждать появления заведений, которые работают круглые сутки, и увеличения промежутка времени, когда в клуб можно будет пройти бесплатно. Иркутские «клабберы» ожидают появления шести новых заведений. Хотя сами считают, что это вызвано далеко не стремительным ростом числа поклонников клубного отдыха, а тем, что этот вид бизнеса кажется привлекательным инвесторам. Если в городе начнётся клубный бум, выиграют только посетители. Заведениям придётся бороться за клиента, вкладывая огромные деньги в рекламу и промоушн и переманивая гостей при помощи льготных условий.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА
В ресторан-как в клуб
В то время как в Иркутске отрываются и закрываются клубы, индустрию организации праздников активно осваивают заведения общественного питания. Отпраздновать День святого Валентина в новом формате предложил своим гостям ресторан «Aurora Borealis» «БайкалБизнесЦентра» туристической компании «Гранд Байкал». Участников вечера «Я вас люблю», подготовленного продюсерским центром Аркадия Стародубцева, ждали весёлые конкурсы, приятные призы и сюрпризы, пламенное меню от шеф-повара для горячих сердец и многое другое.
В концертно-развлекательной программе приняли участие народный артист России, солист Иркутского музыкального театра Владимир Яковлев, артисты музыкального театра, танцевальный коллектив «Шаги», художник Олег Беседин, гитарист Павел Воробьёв, бард, поэт-буремист Евгений Куменко, а также популярный в Иркутске ди-джей Дмитрий Чёрный. «Изюминкой» праздника стала возможность оригинальным способом признаться в любви своей «второй половинке» — при помощи песни, танца или сделанной своими руками скульптуры или оригами.
Гвоздём вечера, по мнению Аркадия Стародубцева, стал мастер-класс от Олега Беседина. «Ребята, которые в первый раз взяли в руки кисточки, масляными красками нарисовали Байкал на настоящем холсте. Потом эту картину они увезли к себе домой», — рассказал он. Приятным сюрпризом для влюблённых стали подарки от компании «Гранд Байкал» — сертификаты на посещение санатория «Электра», базы отдыха «Звёздный», саун гостиницы «Дельта» и «БайкалБизнесЦентра».